Основной вид деятельности исследуемого предприятия – производство хлебобулочных изделий.
Предприятие является обществом с ограниченной ответственностью, то есть юридическим лицом – коммерческой организацией, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров, созданным в целях извлечения прибыли.
Общество действует на основании Гражданского Кодекса РФ, Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», иного действующего законодательства, Устава Общества.
Имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета; имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, может от своего имени совершать сделки, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выступать истцом или ответчиком в суде, арбитражном суде.
Является самостоятельной хозяйственной единицей, действующей на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости.
|
|
Имущество общества составляют основные фонды и оборотные средства, а также иное имущество.
Финансовые ресурсы предприятия формируются за счет прибыли от его деятельности.
Осуществляет следующие виды деятельности:
- производство, переработка и реализация продуктов питания;
- снабженческо-сбытовая, торгово-закупочная и посредническая деятельность;
- розничная и оптовая торговля;
- оказание сервисных услуг населению;
- организация предприятий общественного питания собственной торговой сети.
Пункты реализации продукции находятся на территории города.
В состав предприятия входят три цеха: хлебобулочный, макаронный и кондитерский.
На данный момент предприятие выпускает более 50 наименований хлебобулочной и кондитерской продукции.
Оптимальный размер производства зависит от производственного направления предприятия и особенности его производства, а также природных и экономических условий района, в котором оно расположено. Для определения размеров предприятия используется ряд показателей.
Основными показателями, характеризующими размер предприятия является, стоимость валовой и товарной продукции.
Дополнительные показатели:
- стоимость основных производственных фондов,
- площадь предприятия,
- численность работников.
Размеры производства предприятия влияют на внедрение современной организации труда, повышение его производительности, а также себестоимости продукции.
Данные о размерах производства представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Размеры производства
Показатели
| Годы | 2007 г. в % к 2005 г. | ||||
2005 | 2006 | 2007 | ||||
Стоимость валовой продукции (в ценах реализации), тыс. руб. | 3297,1 | 4152,2 | 4498,0 | 136,4 | ||
Стоимость товарной продукции (в ценах реализации), тыс. руб. | 3297,1 | 4152,2 | 4498,0 | 136,4 | ||
Среднегодовая стоимость основ-ных производственных средств, тыс. руб. | 271,6 | 385,7 | 356,7 | 131,3 | ||
в том числе основной деятель-ности, тыс. руб. | 271,6 | 385,7 | 356,7 | 131,3 | ||
Площадь предприятия, м2 | 1109 | 1109 | 1109 | 100 | ||
Среднегодовая численность работников, чел. | 47 | 54 | 50 | 106,4 |
Данные таблицы свидетельствуют о том, что за 3 года стоимость валовой продукции возросла в 1,4 раза или на 1200,9 тыс. руб., что связано с ростом цен и объемов производства. При этом среднегодовая стоимость основных производственных средств увеличилась в 1,3 раза, за счет приобретения предприятием машин и оборудования. Среднегодовая численность работников изменилась по сравнению с 2005 годом незначительно, увеличилась на 3 человека.
Товарная продукция представляет собой объем готовой продукции, в денежном выражении, подготовленной для реализации. По структуре товарной продукции определяют специализацию предприятия.
Специализация как форма общественного труда выражается в преимущественном производстве определенных видов продукции. Специализация характеризует производственное направление и отраслевую структуру предприятия.
Специализация производства в настоящем времени имеет две диаметрально противоположные тенденции. С одной стороны углубляется общественное разделение труда, что способствует все более узкой специализации, с другой – особенности производства вызывают необходимость развития многоотраслевых предприятий.
Анализ структуры товарной продукции можно произвести, рассмотрев определенные ее виды в стоимостном выражении.
Данные о размере и структуре товарной продукции в стоимостном выражении приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Размер и структура товарной продукции
Виды продукции | года | В среднем за 3 года | В % к итого | ||
2005 | 2006 | 2007 | |||
Хлебобулочные изделия | 2862,2 | 3516,9 | 3924,7 | 3434,6 | 86,2 |
Макаронные изделия | 194,7 | 228,4 | 233,9 | 219 | 5,5 |
Кондитерские изделия | 240,2 | 406,9 | 339,4 | 328,8 | 8,3 |
Итого | 3297,1 | 4152,2 | 4498,0 | 3982,4 | 100 |
Из таблицы 2 видно, что наибольший удельный вес в структуре товарной продукции занимают хлебобулочные изделия, который составляет 86,2%. Производство макаронных и кондитерских изделий имеют практически одинаковый удельный вес в структуре товарной продукции 5,5% и 8,3% соответственно.
Степень глубины специализации предприятия на производстве тех или иных видов продукции характеризует коэффициент специализации, при исчислении которого учитываются не только удельный вес каждой из товарных отраслей в общей стоимости товарной продукции, но и их количество.
Коэффициент специализации рассчитаем по формуле:
, где
100 - сумма удельных весов товарной продукции;
У - удельный вес каждого вида товарной продукции;
i - порядковый номер вида продукции.
Из того, что коэффициент специализации равен 0,7, можно сделать следующий вывод: предприятие является узкоспециализированным и специализация очень высокая. Производство макаронных и кондитерских изделий можно считать как дополнительные отрасли, так как их доля в стоимости товарной продукции не превышает 10%.