Одним из существенных факторов влияющих на экономическую эффективность производства является более рациональное использование производственной мощности.
Под производственной мощностью предприятия понимается максимально возможный выпуск продукции, при полном использовании производственного оборудования и площадей, с учетом прогрессивной технологии, передовой организации труда и производства.
Для повышения экономической эффективности производства продукции необходимо интенсивнее использовать созданный производственный потенциал, добиваться ритмичности производства, максимальной загрузки оборудования, существенно повышать сменность его работы и на этой основе увеличивать объем продукции с каждой единицы оборудования, с каждого квадратного метра производственной площади.
Данные о производственной мощности представлены в таблице 8.
Таблица 8 – Использование производственной мощности
Показатели | Годы | 2007 г. в % к 2005 г. | ||
2005 | 2006 | 2007 | ||
Производственная мощность предприятия, т | 600 | 600 | 600 | 100 |
Фактический выпуск продукции, т | 281,3 | 334,8 | 357,7 | 127,2 |
Использование производственной мощности, % | 46,9 | 55,8 | 59,6 | +12,7 |
|
|
Данные таблицы 8 показывают, что использование производственной мощности в 2007 году по сравнению с 2005 годом возросло на 12,7% и составило в 2007 году 59,6%. То есть предприятие имеет резервы увеличения выпуска продукции.
Количественный абсолютный результат производства есть лишь одна сторона проблемы; другая ее сторона – это затраты и ресурсы, поскольку производство на любом уровне и во всех его формах предполагает не только результаты, но и затраты, а соответственно и ресурсы. Экономический смысл эффективности производства как раз и состоит в том, чтобы выяснить какой ценой, какими затратами и какой величиной ресурсов получены данные результаты. Из этого следует: экономическая эффективность производства – это достижение максимальных результатов производства при минимуме затрат и минимуме ресурсов. Поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.
Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства сырья, материалов, топлива, основных фондов, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как предприятие решает вопросы снижения себестоимости продукции. Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных средств, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей. Количественно в структуре цены себестоимость занимает значительный удельный вес, поэтому она заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.
|
|
В таблице 9 приведены данные о структуре производственной себестоимости одной тонны продукции.
Таблица 9 – Структура себестоимости 1 т хлебобулочных изделий
Статьи затрат | 2005 | 2006 | 2007 | |||
руб. | % к итогу | руб. | % к итогу | руб. | % к итогу | |
Сырье и материалы | 4102,4 | 44,5 | 4122,1 | 43,5 | 4194,1 | 42,9 |
Затраты на оплату труда с начислениями | 1078,9 | 11,7 | 1374,0 | 14,5 | 1681,5 | 17,2 |
Затраты на содержание основных средств | 97,2 | 1,1 | 132,7 | 1,4 | 166,3 | 1,7 |
Затраты на организацию производства и управление | 3940,3 | 42,7 | 3847,8 | 40,6 | 3734,5 | 38,2 |
Итого | 9218,8 | 100 | 9476,6 | 100 | 9776,4 | 100 |
Как видно из приведенных данных наибольший удельный вес в себестоимости продукции занимают затраты на сырье и материалы и затраты на организацию производства и управление, в 2007 году 42,9% и 38,2% соответственно.
Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Она позволяет осуществлять капитальные вложения в производство (тем самым, расширяя и обновляя его), внедрять нововведения, решать социальные проблемы на предприятии, финансировать мероприятия по его научно-техническому развитию. Помимо этого прибыль является важным фактором в оценке потенциальным инвестором возможностей компании, служит показателем эффективного использования ресурсов и необходима для оценки деятельности организации и ее возможностей в будущем.
В таблице 10 представлены финансовые результаты производственной деятельности, характеризующие экономическую эффективность производства хлебобулочных изделий.
Таблица 10
Финансовые результаты производства хлебобулочных изделий
Показатели | Годы | 2007 г. в % к 2005 г. | ||
2005 | 2006 | 2007 | ||
Выручка от реализации хлебобулочных изделий, тыс. руб. | 2862,2 | 3516,9 | 3924,7 | 137,1 |
Полная себестоимость реализованных хлебобулочных изделий, тыс. руб. | 2704,6 | 3270,7 | 3608,9 | 133,4 |
Прибыль от реализации хлебобулочных изделий, тыс. руб. | 157,6 | 246,2 | 315,8 | 200 |
Уровень рентабельности, % | 5,8 | 7,5 | 8,8 | +3 |
Из таблицы 10 видно, что выручка от реализации в 2007 году по сравнению с 2005 годом возросла в 1,4 раза; прибыль увеличилась в 2 раза и составила в 2007 году 315,8 тыс. руб. При этом уровень рентабельности в динамике за 3 года вырос на 3%.
Оценка эффективности производства и сбыта продукции