Экономическая эффективность производства хлебобулочных изделий

 

Одним из существенных факторов влияющих на экономическую эффективность производства является более рациональное использование производственной мощности.

Под производственной мощностью предприятия понимается максимально возможный выпуск продукции, при полном использовании производственного оборудования и площадей, с учетом прогрессивной технологии, передовой организации труда и производства.

Для повышения экономической эффективности производства продукции необходимо интенсивнее использовать созданный производственный потенциал, добиваться ритмичности производства, максимальной загрузки оборудования, существенно повышать сменность его работы и на этой основе увеличивать объем продукции с каждой единицы оборудования, с каждого квадратного метра производственной площади.

Данные о производственной мощности представлены в таблице 8.

 

Таблица 8 – Использование производственной мощности

Показатели

Годы

2007 г.

в % к

2005 г.

2005 2006 2007
Производственная мощность предприятия, т 600 600 600 100
Фактический выпуск продукции, т 281,3 334,8 357,7 127,2
Использование производственной мощности, % 46,9 55,8 59,6 +12,7

 

Данные таблицы 8 показывают, что использование производственной мощности в 2007 году по сравнению с 2005 годом возросло на 12,7% и составило в 2007 году 59,6%. То есть предприятие имеет резервы увеличения выпуска продукции.

Количественный абсолютный результат производства есть лишь одна сторона проблемы; другая ее сторона – это затраты и ресурсы, поскольку производство на любом уровне и во всех его формах предполагает не только результаты, но и затраты, а соответственно и ресурсы. Экономический смысл эффективности производства как раз и состоит в том, чтобы выяснить какой ценой, какими затратами и какой величиной ресурсов получены данные результаты. Из этого следует: экономическая эффективность производства – это достижение максимальных результатов производства при минимуме затрат и минимуме ресурсов. Поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства сырья, материалов, топлива, основных фондов, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как предприятие решает вопросы снижения себестоимости продукции. Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных средств, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей. Количественно в структуре цены себестоимость занимает значительный удельный вес, поэтому она заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.

В таблице 9 приведены данные о структуре производственной себестоимости одной тонны продукции.

 

Таблица 9 – Структура себестоимости 1 т хлебобулочных изделий

Статьи затрат

2005

2006

2007

руб. % к итогу руб. % к итогу руб. % к итогу
Сырье и материалы 4102,4 44,5 4122,1 43,5 4194,1 42,9
Затраты на оплату труда с начислениями 1078,9 11,7 1374,0 14,5 1681,5 17,2
Затраты на содержание основных средств 97,2 1,1 132,7 1,4 166,3 1,7
Затраты на организацию производства и управление 3940,3 42,7 3847,8 40,6 3734,5 38,2
Итого 9218,8 100 9476,6 100 9776,4 100

 

Как видно из приведенных данных наибольший удельный вес в себестоимости продукции занимают затраты на сырье и материалы и затраты на организацию производства и управление, в 2007 году 42,9% и 38,2% соответственно.

Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Она позволяет осуществлять капитальные вложения в производство (тем самым, расширяя и обновляя его), внедрять нововведения, решать социальные проблемы на предприятии, финансировать мероприятия по его научно-техническому развитию. Помимо этого прибыль является важным фактором в оценке потенциальным инвестором возможностей компании, служит показателем эффективного использования ресурсов и необходима для оценки деятельности организации и ее возможностей в будущем.

В таблице 10 представлены финансовые результаты производственной деятельности, характеризующие экономическую эффективность производства хлебобулочных изделий.

 

Таблица 10

Финансовые результаты производства хлебобулочных изделий

Показатели

Годы

2007 г.

 в % к

2005 г.

2005 2006 2007
Выручка от реализации хлебобулочных изделий, тыс. руб. 2862,2 3516,9 3924,7 137,1
Полная себестоимость реализованных хлебобулочных изделий, тыс. руб. 2704,6 3270,7 3608,9 133,4
Прибыль от реализации хлебобулочных изделий, тыс. руб. 157,6 246,2 315,8 200
Уровень рентабельности, % 5,8 7,5 8,8 +3

 

Из таблицы 10 видно, что выручка от реализации в 2007 году по сравнению с 2005 годом возросла в 1,4 раза; прибыль увеличилась в 2 раза и составила в 2007 году 315,8 тыс. руб. При этом уровень рентабельности в динамике за 3 года вырос на 3%.



Оценка эффективности производства и сбыта продукции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: