Цель, задачи, теоретические аспекты аудита расчетов с поставщиками и покупателями

 

Аудиторская деятельность - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, хозяйственных групп, банковских групп, банковских холдингов, простых товариществ (участников договора о совместной деятельности), индивидуальных предпринимателей, а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой)  отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой)  отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству. [10, c. 1]

Цель и общие принципы аудиторской проверки аудитор определяет согласно правилам «Цели и общие принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности» в редакции Постановления Министерства финансов Республики Беларусь (далее РБ) № 45 от 28 марта 2003 г.  Основной целью аудиторской деятельности является выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РБ. Следовательно, назначение аудита – это проверка финансовых отчетов с целью:

подтверждения достоверных отчетов или консультации их недостоверности;

проверки полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;

контроля за соблюдением законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологической оценки активов, обязательств и собственного капитала;

выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

Задача аудитора состоит:

оценки уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных кадров, качества обработки информации (особенно первичной документации), правильность и законность совершения бухгалтерских операций;

 оказания помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;

необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентирования руководства проверяемой организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат. [20, c. 3]

Одним из важнейших моментов, которые характеризуют финансовое состояние предприятия, является состояние расчетов с поставщиками и покупателями.

Проверка правильности отражения в бухгалтерской отчетности расчетных операций является важным и трудоемким этапом аудиторской проверки. Аудит расчетов с поставщиками и покупателями - лишь часть проверки финансово-хозяйственной деятельности организации. Его целью является установление соответствия применяемой в организации методики учета, нормативным актам РБ. Расчеты с поставщиками и покупателями имеют место практически на любом предприятии. К ним можно отнести следующие расходы:

приобретение товарно-материальных ценностей для дальнейшей перепродажи или для собственного потребления;

оплата услуг оказанных другими организациями;

оказание услуг сторонним организациям.

Основными задачами при аудите расчетов с поставщиками и покупателями являются:

установление реальности дебиторской и кредиторской задолженности;

проверка наличия просроченной дебиторской и кредиторской задолженности;

проверка правильности учета расчетов с поставщиками и покупателями в зависимости от принятого метода определения реализации и видов реализации;

проверка правильности и обоснованности списания задолженности. [1, c. 66]

Для проведения проверки расчетных операций на Частном предприятии "ИмерБел"используются следующие источники:

Бухгалтерский баланс (Приложение 1);

Отчет о прибылях и убытках (Приложение 2);

Отчет о движении денежных средств (Приложение 4);

первичные документы по учету расчетов (накладные, счета-фактуры, договора, платежные поручения, платежные требования и др.); (Приложения О, П, Р, С, Т)

карточки счетов 62, 60; (Приложения М, К)

оборотно-сальдовая ведомость (Приложение Г)

оборотно-сальдовые ведомости счетов 60,62; (Приложения Д, Е)

акты сверок с поставщиками и покупателями. (Приложения Л, Н)

Эти основные вопросы аудитор должен изучить, дать им оценку, высказать суждение в аудиторском заключении и сделать предложения по выявленным нарушениям и отступлениям от установленных правил учета.

 

Подготовка и планирование аудиторской проверки

 

До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта.

Поэтому планирование следует рассматривать как важный и ответственный этап аудиторской проверки, поскольку от качества его выполнения зависит эффективность всей последующей работы аудитора.  

Оптимальная схема планирования аудита должна включать следующие стадии:

предварительное планирование;

изучение системы бухгалтерского учета;

оценка системы внутреннего контроля;

установление уровня существенности;

построение аудиторской выборки;

подготовка общего плана и программы аудита.

В зависимости от намеченных целей аудита выполнение каждой стадии планирования имеет ряд особенностей. Рассмотрим выполнение каждого этапа планирования, обращая особое внимание на методы получения аудиторских доказательств и ведение рабочей документации аудитора.

Предварительное планирование целесообразно начать с бесед с представителями руководства, сотрудниками подразделений, главным бухгалтером, руководителем службы внутреннего контроля (если данная служба существует на проверяемом предприятии). Беседы должны строиться таким образом, чтобы аудитор мог получить достаточно четкое представление о том, чего от него ожидает клиент, как он представляет себе характер, объем и сроки работы и т.п. Аудитор должен получить разъяснения для подтверждения допущения непрерывности деятельности, первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Кроме того, необходима информация об организации процесса заключения договоров и процесса реализации продукции. Принимая во внимание пожелания руководства и учитывая требования законодательства к проведению аудиторских проверок и содержанию аудиторского заключения, аудитор очерчивает круг проблем, требующих повышенного внимания в ходе проверки, и четко формулирует цели, которые должны быть достигнуты по итогам ее проведения.

Основным источником информации на данном этапе выступает письменно зафиксированная учетная политика предприятия, сформированная с учетом экономических и организационных факторов. Аудитору следует осмыслить и детально проанализировать содержание учетной политики клиента, степень проработанности в ее положениях основополагающих принципов ведения бухгалтерского учета. Наиболее значимые положения учетной политики необходимо отразить в рабочих документах аудитора, поскольку на всех последующих этапах анализ деятельности предприятия будет проводиться с позиций адекватности принятой учетной политике.

Этап предварительного планирования следует завершить изучением отчетов службы внутреннего контроля, материалов налоговых проверок и других контролирующих структур. [14]

Изучение системы бухгалтерского учета на предприятии предполагает изучение и оценку основных принципов организации бухгалтерского учета изучаемых операций и документооборота, закрепленных в положениях учетной политики, роли средств вычислительной техники в ведении учета, организационной структуры подразделений, ответственных за ведение бухгалтерского учета. Целесообразно выполнить обзорную проверку типичных бухгалтерских проводок по операциям по реализации продукции и установить фактическое наличие и правильность оформления договоров, первичных документов, на основании которых выполнялись записи по счетам бухгалтерского учета.

На этапе оценки системы внутреннего контроля аудитор должен собрать достаточный объем аудиторских доказательств для высказывания мнения об эффективности этой системы и принять решение о том, в какой мере он в своей работе может на нее полагаться. Таким образом, основной целью оценки системы внутреннего контроля является создание основы для определения времени, видов и объема аудиторских процедур. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации и выявляет такую информацию. Можно также выделить еще одну цель, преследуемую аудитором при оценке системы внутреннего контроля, - выработка конструктивных предложений по ее совершенствованию.

Основной целью аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является установление ее достоверности во всех существенных отношениях.

Под достоверностью бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных отношениях понимается такая степень точности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, при которой квалифицированный пользователь в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные решения.

Существенность в аудите - это обстоятельства, значительно влияющие на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности. Оценка существенности зависит от опыта и квалификации аудитора и определяется им самим для каждого субъекта предпринимательской деятельности (далее - субъект) с учетом объема и особенностей его деятельности.

Существенность имеет как качественную, так и количественную сторону. С качественной точки зрения аудитор должен использовать свое профессиональное суждение для того, чтобы определить, носят или не носят существенный характер отмеченные в ходе проверки отклонения порядка совершенных субъектом финансовых и хозяйственных операций от требований нормативных правовых актов, действующих в РБ. С количественной точки зрения аудитор должен оценить, превосходят ли по отдельности и в сумме обнаруженные отклонения количественный критерий - уровень существенности.

Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской (финансовой) отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности не сможет на ее основе делать правильные выводы и принимать экономически обоснованные решения.

Аудиторской организации (аудитору) необходимо разработать систему базовых показателей и порядок определения уровня существенности, которые должны быть оформлены документально, применяться на постоянной основе и могут подлежать изменению в случае изменения соответствующего законодательства, реорганизации аудиторской организации или по решению руководства.

Аудиторский риск - это вероятность того, что бухгалтерская (финансовая) отчетность субъекта может содержать не выявленные существенные искажения после подтверждения ее достоверности или признания того, что она содержит существенные искажения, когда в действительности таких искажений в бухгалтерской (финансовой) отчетности нет.

Следует различать три компонента аудиторского риска:

- внутрихозяйственный риск;

- риск средств контроля;

   - риск необнаружения.

Внутрихозяйственный риск - вероятность того, что данные балансового счета или отдельные хозяйственные операции не соответствуют действительности, так как содержат недостоверную информацию, которая сама по себе или вместе с другой недостоверной информацией по данным других балансовых счетов или хозяйственных операций искажает бухгалтерскую (финансовую) отчетность и статьи бухгалтерского баланса.

Риск средств контроля - вероятность того, что недостоверная информация не выявлена или своевременно не предупреждена системой внутреннего контроля.

Риск необнаружения - вероятность того, что применяемые аудитором в ходе проверки аудиторские процедуры не позволят обнаружить реально существующие нарушения, имеющие существенный характер по отдельности либо в совокупности.

Аудитор обязан принимать во внимание, что между уровнем существенности и степенью аудиторского риска существует обратная связь:

- чем выше уровень существенности, тем ниже аудиторский риск;

- чем ниже уровень существенности, тем выше аудиторский риск. [15]

 Правило аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск», утвержденное постановлением Минфина РБ от 06.03.2001 № 24.

Завершающей стадией планирования является подготовка общего плана (табл. 1) и программы аудита. В общем плане должны быть отражены основная цель и направления проверки, способ проведения аудита, установленный уровень существенности, параметры аудиторского риска, определены численность и квалификация рабочей группы аудиторов, их обязанности, ответственность и соподчиненность; указаны сроки проведения проверки, а также дата представления аудиторского заключения и детализированного отчета.

 

Таблица 1 Общий план аудиторской проверки по расчетам.

 

Организация дел Количество дней Стадии планирования аудита
Ознакомление с организацией, беседа с руководителем и главным бухгалтером 1 день предварительное планирование
обзорная проверка типичных бухгалтерских проводок по операциям, проверка факти-ческого наличия и правильности оформления договоров, первичных документов 2-4 день изучение системы бухгалтерского учета
выработка конструктивных предложений по совершенство-ванию внутреннего контроля 5-7 день оценка системы внутреннего контроля
проверка отклонения порядка совершенных субъектом финансовых и хозяйственных операций от требований нормативных правовых актов, действующих в РБ 8-11 дня установление уровня существенности
проверка расчетов с контрагентами 12-13 дня Встречная проверка
Написание аудиторского заключения 13-15 дня Результаты проверки

 

Примечание – Источник: собственная разработка.

 

Составляя программу проверки расчетов с поставщиками и покупателями, аудитор направляет свои усилия на проверку тех участков, которые не подвергались контролю или мало контролировались бухгалтерией. [16, с. 26]

Составляя программу, аудитор определяет, какие приемы проверки он будет использовать. Для проверки расчетов с поставщиками и покупателями можно использовать формальную, логическую, нормативно-правовую, встречную, сравнение, документальную проверку.

Программа аудита расчетов с поставщиками и покупателями, операций по приобретению и реализации продукции представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур для сбора аудиторских доказательств.

При проверке необходимо установить:

заключены ли договора поставки продукции;

реальность задолженности поставщикам и покупателей, что должно быть подтверждено актами инвентаризации (сверки) расчетов;

правильность составления бухгалтерских проводок по счетам 60 и 62;

соответствие записей аналитического учета по счетам 60 и 62 главной книге и балансе.

По выявленным несоответствиям определяют существенность, характер и возможные причины возникновения отклонений.

Аудиторские процедуры по существу предполагают детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Цель общей программы аудита - собрать достаточный объем аудиторских доказательств, в соответствии с правилом аудиторской деятельности «Аудиторские доказательства», утвержденные постановлением Минфина РБ от 26.10.2000 № 114.  для формулирования профессионального мнения о соответствии бухгалтерского учета операций по приобретению и реализации продукции требованиям действующего законодательства и достоверности во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности в части отраженных в ней операций. [14]

Важным шагом на этапе планирования аудита является комплектация адекватной рабочей группы в зависимости от целей проверки, объема работы и сроков проведения аудита. Так, в случае проведения целевой проверки и при значительном объеме операций рабочую группу аудиторов предлагается разделить на отдельные подгруппы по направлениям проверки. Рабочая группа должна формироваться из аудиторов, специализирующихся на проверках данных операций. При незначительном объеме операций в состав рабочей группы достаточно включить двух - трех аудиторов (специалистов в сфере торговли). Аудиторы должны иметь достаточную теоретическую подготовку в области правовых и экономических основ операций по приобретению и реализации продукции, заключению договоров, механизма их проведения и бухгалтерского учета, а также иметь практический опыт работы в торговле. В необходимых случаях к выполнению отдельных этапов аудита могут быть привлечены эксперты. Работа эксперта и использование предоставленных им материалов регламентированы  правилом аудиторской деятельности «Использование результатов работы эксперта», утвержденное постановлением Минфина РБ от 18.12.2001 № 123.

Общее руководство проверкой, координация деятельности членов рабочей группы и контроль за соблюдением графика использования рабочего времени должны осуществляться руководителем аудиторской проверки. При разделении рабочей группы на подгруппы по направлениям функции локального руководства целесообразно возлагать на старших аудиторов. [10, с. 218]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: