Основной целью хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики является получение прибыли. В экономической теории прибыль трактуется неоднозначно (табл.1).
Таблица 1
Трактовка прибыли в зависимости от цели пользователей
Пользователь | Цель | Трактовка прибыли |
Руководство организации | Планирование, осуществление и контроль хозяйственной деятельности | Разница между доходами и расходами за отчетный период (динамическая концепция) |
Собственники (учредители, акционеры) | Получение дохода на вложенные средства периода капитала | Прирост в течение отчетного периода капитала (статистическая концепция) |
Общественность | Эффективность деятельности фирмы | Увеличение в течение отчетного периода оценка актива за счет увеличения его доходности (прагматическая концепция) |
Современная практика оценки прибыли представляет собой сочетание операционного, прагматического и динамического подходов
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность деятельности предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия.
|
|
Конечный финансовый результат деятельности предприятия – это прибыль (убыток) до налогообложения отчетного периода, представляющая собой алгебраическую сумму результата от продажи продукции (работ, услуг); результата от финансовой деятельности, сальдо доходов и расходов от прочих операций.
Исходным моментом в расчетах показателей прибыли является оборот предприятия по продаже товаров, продукции (работ, услуг). Выручка от продажи продукции характеризует завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств предприятия в денежную форму и начало витка в новом обороте всех средств. Изменения в объеме реализации продукции оказывают наиболее чувствительное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, поэтому его финансовое подразделение должно ежедневно и оперативно контролировать процесс отгрузки, продажи и оплаты продукции (работ, услуг).
Теоретической базой экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия служит принятая для всех предприятий, независимо от форм собственности, единая модель хозяйственного механизма предприятия в условиях рыночных отношений, основанная на формировании прибыли (рис.1). Она отражает присущее всем предприятиям, функционирующим в условиях рынка, единство целей деятельности, единство показателей финансовых результатов деятельности, единство процессов формирования и распределения прибыли, единство системы налогообложения.
|
|
В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:
Валовый доход (прибыль) – показатель эффективности работы производственных подразделений предприятия.
Прибыль от продаж есть показатель экономической эффективности основной деятельности предприятия, т.е. производства и реализации продукции (работ, услуг), торговой деятельности.
Прибыль до налогообложения – это показатель экономической эффективности всей хозяйственной деятельности.
Чистая прибыль – это та ее часть, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты процентов, налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.[6,с.136-145]
Анализируя прибыльность предприятия, используют показатели рентабельности, характеризующие размер прибыли на один рубль использованных ресурсов или произведенных затрат. Рентабельность – относительный показатель, характеризующий финансовые результаты предприятия.[19,с.27]
В зависимости от того, какие показатели используются в расчетах, различают несколько показателей рентабельности. В числителе их обычно стоит одна из трех величин: прибыль от продаж, прибыль до налогообложения или чистая прибыль. В знаменателе – один из следующих показателей: затраты на производство реализованной продукции, производственные фонды, валовый доход, собственный капитал, акционерный капитал и др.
| |||
| |||
|
|
|
|
|
|
| |||
(
(
Рис. 1. Модель хозяйственного механизма предприятия, основанная на формировании прибыли
Методика и последовательность анализа прибыли определяется тем, в какой форме предполагается ее проводить. Однако можно отметить ряд общих методических моментов, позволяющих аналитику построить схему исследования финансовых результатов хозяйственной деятельности организации.
1.Используя данные отчета о прибылях и убытках за отчетный и предыдущий год, а также показатели бизнес-плана на отчетный год, определить изменение величины прибыли до налогообложения.
2.Изучить ее структуру, чтобы выявить, в какой степени на прибыль до налогообложения повлияли прибыль от реализации продукции, товаров, услуг, прочего имущества и имущественных прав.
3.Рассчитать показатели рентабельности активов, продаж и капитала.
4.Определить факторы, повлиявшие на изменение прибыли (например, на величину прибыли от продаж влияют цены и элементы расходов, формирующие себестоимость, объем реализации).
5.Выявить имеющиеся резервы роста нормы и массы прибыли.
|
|