Постановка бухгалтерского учета в организации должна осуществляться в соответствии с определенными правилами (принципами).
Их можно классифицировать по трем направлениям: 1) принципы-допущения; 2) принципы-требования; 3) принципы-правила.
Принципы-допущения.
1. Принцип непрерывности деятельности предприятия основывается на предположении о том, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и в скором времени не предвидится ее ликвидация, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленный срок.
2. Принцип имущественной обособленности организации означает, что имущество и обязательства организации существуют отдельно от имущества и обязательств его собственников и других предприятий. В бухгалтерском учете и отчетности организации следует отражать только имущество, которое согласно законодательству признается ее собственностью. Все прочие ценности, денежные средства и обязательства должны учитываться за балансом.
3. Принцип последовательности (постоянства) состоит в том, что, выбрав однажды какой-то метод учета, организация придерживается его в течение определенного времени, пока не возникнут веские причины для изменения метода. Выбранные методы закрепляются учетной политикой организации на год или более продолжительное время.
|
|
4. Принцип временной определенности фактов – соотношение фактов хозяйственной деятельности с определенными отчетными периодами. Он заключается в том, что все доходы и расходы, полученные или понесенные в отчетном периоде, считаются доходами и расходами отчетного периода независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств. Доходы и расходы, не относящиеся к отчетному периоду, не признаются доходами и расходами этого периода, даже если деньги по ним поступили или перечислены в данном периоде.
Принципы-требования.
1. Принцип полноты ориентирован на то, что бухгалтерский учет ведется непрерывно с момента организации предприятия до его ликвидации.
2. Принцип своевременности – требование своевременного отражения в бухгалтерском учете и отчетности фактов хозяйственной жизни.
3. Принцип осмотрительности (осторожности). Этот принцип ориентирован на учет потенциальных убытков или пассивов, а не прибылей или активов, т.е. прибыль отражается в учете после совершения операций, а убыток – с момента возникновения предположения о его возможности.
4. Принцип приоритета содержания над формой подразумевает, что факты хозяйственной жизни организации должны отражаться в бухгалтерском учете исходя не только из их правовой формы, но и, самое главное, из их экономического содержания и условий хозяйствования.
|
|
5. Принцип непротиворечивости предполагает тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.
6. Принцип рациональности – требование рациональности ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.
Принципы-правила.
1. Ведение учета в национальной валюте (денежном измерителе).
2. Документирование хозяйственных операций.
3. Двойная запись на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета.
4. Балансовое обобщение данных.
5. Инвентаризация.
6. Составление финансовой отчетности.
Исходя из целей и требований бухгалтерского учета определяются и его задачи в соответствии с Законом о бухгалтерском учете.
Бухгалтерский учет должен обеспечить:
1) формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования налоговыми и банковскими органами, инвесторами, кредиторами и другими заинтересованными организациями и лицами;
2) контроль за наличием и движением имущества и обязательств, рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
3) предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутренних хозяйственных резервов.
Пользователи бухгалтерской информации
Пользователей бухгалтерской информации можно разделить на две группы:
1) внутренние, являющиеся работниками данной организации;
2) внешние, не являющиеся работниками данной организации, которым необходима информация для принятия решений в отношении этой организации.
К внутренним пользователям относятся:
а) руководители всех уровней управления, которым необходима информация об управляемом объекте с целью принятия эффективных управленческих решений;
б) акционеры, которых интересует информация об эффективности своих вкладов, получение дивидендов на них;
в) наемные работники, которых интересуют обязательства работодателя и гарантии их выполнения в соответствии с трудовым договором (своевременная выплата заработной платы, получение социальных гарантий, уверенность в стабильности рабочих мест).
Внешние пользователи подразделяются на пользователей информации с прямым, косвенным финансовым интересом и без финансового интереса. Круг лиц с прямым финансовым интересом включает поставщиков, коммерческих партнеров, клиентов, кредиторов, которых интересует информация о способности организации оплатить свои долги за взятые в кредит товары, услуги, выплатить проценты и погасить ссуду.
Пользователи, имеющие косвенный финансовый интерес: налоговые службы для определения суммы налогов, которые организация обязана оплатить, правительственные учреждения, профессиональные участки фондового рынка, профсоюзы и др. Пользователи без финансового интереса: аудиторские фирмы, арбитраж, органы статистики, общественные организации и пр.
Тема 2. Предмет и метод бухгалтерского учета