Вопрос, касающийся педагогической оценки, имеет сложный и длительный путь развития. Он является актуальным и в наше время. Реформы в сфере образования, относительно педагогического оценивания то отменяли балльное выражение оценки, то вводили различные цифровые системы (трех-, пяти-, двенадцати-, шестидесяти- и стобалльные). Однако в школьной практике оценивание всегда существовало, независимо от формы (словесной или цифровой), поскольку оценка – это один из составляющих учебно-воспитательного процесса, один из его инструментов. Она носит информативный характер, является внешним стимулом к обучению, формирует у учащихся ценностное отношение к результатам своего труда, а через них и к самому себе, а так же является важным средством регуляции и контроля учебной и трудовой деятельности учащихся. Таким образом, сущность педагогической оценки заключается в сравнении достигнутого уровня учебной деятельности, знаний, поведения школьников с заранее запланированными – теми, которые отражены в школьных и учебных программах.
|
|
Однако, в наше время, пройдя сложный путь развития, оценка имеет разные виды своего выражения, что позволяет более свободно и эффективно оценивать знания и умения учеников на уроке. Разнообразие видов педагогического оценивания дает возможность избежать в процессе обучения однообразия, повторов и помогает наиболее точно определить уровень знаний учеников, не нанося вред их личности.
В тоже время при всем спектре видов оценок существуют психолого-педагогические требования к оценочной деятельности учителя, которые отвечают психологическим закономерностям развития личности ребенка, педагогической компетентности учителя.
В целом педагогическая оценка должна способствовать всестороннему развитию учащихся, повышению их знаний и воспитанности, формированию мотивов учения.
РАЗДЕЛ 2. ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ НА САМООЦЕНКУ ШКОЛЬНИКОВ
Понятие самооценки
Большое влияние на все аспекты жизнедеятельности и поведение человека, имеет такое качество личности как самооценка.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, она – важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.
Ишмаметьева Е.В. отмечает, что самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной [14]. Сензитивным периодом для становления самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст.
|
|
Существует несколько факторов, которые влияют на формирование самооценки младшего школьника: мнение родителей, стиль домашнего воспитания; наличие (отсутствие) навыков учебной деятельности, оценка учителя; оценка товарищей; собственный жизненный опыт.
Самооценка формируется и на базе оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе.Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами: её можно перенять в детстве у своих родителей, не разобравшихся со своими личными проблемами; она может развиться у ребёнка из-за плохой успеваемости в школе; из-за насмешек сверстников или чрезмерного критицизма со стороны взрослых; личностные проблемы, неумение вести себя в определённых ситуациях также формируют у человека нелестное мнение о себе.Высокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплочённостью и солидарностью. В глазах ребёнка родителям всегда сопутствует успех. Он с готовностью следует задаваемым ими образцам поведения, настойчиво и успешно решает встающие перед ним повседневные задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Он менее подвержен стрессу и тревожности, доброжелательно и реалистично воспринимает окружающий мир и себя самого.Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки.Итак, самооценка – компонент самосознания, который имеет рефлексивную природу, включает в себя такие элементы как: образ "Я – реального", "Я – идеального", результат сопоставления этих образов и самоотношение к результату сопоставления. Самооценка является рефлексивным компонентом самосознания, выполняющим регулирующую функцию; она является отношением личности к результатам сопоставления своих образов реального и идеального "Я".
|
|