Глава II. Семейное воспитание как фактор, влияющий на качество успеваемости ребенка в школе: результаты исследования

 

Известно, что многие трудности, с которыми сталкиваются дети в повседневной жизни и деятельности, представляют собой особого рода проекции существующих в семье отношений. Анализ теоретических источников показал, что доминирующий тип родительского отношения непосредственно влияет на развитие и становление ребенка как личности.

В процессе проверки гипотезы исследования были выявлены характеристики доминирующих типов отношений в семьях респондентов, и проведено их сравнение с показателями групп детей «успевающих» и «неуспевающих» в учебе.

Описание выборки и методик исследования

 

В рамках данной работы успеваемость ребенка в школе исследуется в становящемся, формирующимся виде, поэтому адекватным является изучение типов родительских отношений, которые служат одним из главных факторов влияющих на ребенка и на его успеваемость в школе [35, 66, 69].

Краткое описание выборки. Исследование влияния доминирующего типа отношений на успеваемость ребенка в школе проводилось в г. Славянск - на - Кубани, Краснодарского края (в МОУ СОШ № 16). Выборку исследования составили 27 учащихся 3-го «А» класса (14 девочек, 13 мальчиков).

Для участия в работе были отобраны дети, которые с сентября текущего года успевали в учебе (оценки «4» и «5») и не успевали (встречались оценки «2» и «3»). Были образованы две группы. Первая группа, где дети в учебе успевали (мы ее назвали «успевающие»).

Вторая группа, где дети в учебе не успевали (мы ее назвали «неуспевающие»).

А также в исследовании приняли участие родители – 27 матерей, в возрасте от 25 до 53 лет.

Исследовательский материал анализировался по следующим критериям: 1) успеваемость ребенка в школе; 2) доминирующий тип родительского отношения (испытуемые, родители которых характеризуются доминированием «конструктивного» или «деструктивного» типа родительского отношения).

Далее охарактеризуем методики исследования.

Диагностическое обследование родителей.

Тип родительского отношения определяется по опроснику родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина. Перейдем к описанию экспериментальной методики, использованной нами для диагностики проявления доминирующего типа родительского отношения.

«Тест - опросник родительского отношения» выступает как психодиагностический инструмент, который ориентирован на обнаружение родительского отношения. Родительское отношение осознается как порядок всевозможных чувств к ребенку, а также поведенческих стереотипов, которые практикуются в общении с ним и специфик восприятия и соображения нрава и личности ребенка, его действий. Характеристика опросника представлена в приложении 4. Опросник позволил определить доминирующий тип родительского отношения к детям: преимущественно конструктивный (если доминируют значения по шкале «принятие») или деструктивный (если доминируют значения шкал «отвержение»), «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник» (приложение 1).

Анкета на определение школьной мотивации ориентирована на выявление отношения к школе и к себе как к школьнику. Характеристика опросника представлена в приложении 2.

Методика А.М. Шуберта «Школьная мотивация» направлена на выявление уровня школьной мотивации. Характеристика опросника представлена в приложении 3. Данная методика позволила определить насколько учащиеся справляются с учебной деятельностью, как они себя чувствуют в школе, значима ли для ребенка школа и учебная деятельность.

Экспертная оценка волевых проявлений личности. Данная методика представляет собой модифицированный вариант методики «Изучение волевых проявлений» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной [18] и позволила нам определить такие важнейшие параметры начальных форм ответственности личности, отражающих «характер» действий, какдисциплинированность, самостоятельность и инициативность.

Е.П. Ильин отмечает, что «субъективный подход оценки волевой сферы бывает продуктивным, если оценивающий хорошо знает испытуемого… видел его поведение в различных ситуациях» [12 ]. Поэтому в нашем случае экспертами становились два воспитателя и преподаватель по музыке, непосредственно взаимодействующие с исследуемыми детьми и хорошо их знающие (чтобы уменьшить субъективность и увеличить достоверность получаемого материала). Экспертам предлагалось заполнить экспертный лист. Процедура проведения, обработки данных, образец экспертного листа представлены в прил. 3. В результате были выявлены три уровня выраженности дисциплинированности, самостоятельности, инициативности (высокий, средний, низкий).

Было определено три уровня выраженности дисциплинированности, самостоятельности, инициативности.

При высокой дисциплинированности осознанно выполняются общественные правила поведения и деятельности, требования взрослого сразу, охотно и правильно. При средней общественные правила поведения и деятельности выполняются не сразу, но осознанно, выполняются точно только после напоминаний. При низкой выполнение неточно даже после напоминаний.

При высокой самостоятельности задания выполняются ребенком самостоятельно. При средней требуется помощь взрослого: стимулирующая или направляющая. При низкой появляется необходимость дополнительно обучающей помощи.

При высокой инициативности деятельность часто выполняется по собственной инициативе испытуемого. При средней инициатива проявляется только тогда, когда деятельность личностно значима. При низкой инициативность проявляется редко или никогда.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: