Тема 6. Виды и модели учета

 

В целях приближения к системам управления происходит разделение системы бухгалтерского учета на две подсистемы: финансовый и управленческий учет.

Финансовый учет отражает информацию о состоянии имущества, текущих расходах в поэлементном разрезе, доходах организации, состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, размерах финансовых инвестиций и доходах от них, состоянии источников финансирования. Он охватывает информацию, которая, помимо использования ее руководством, внутри организации сообщается тем, кто находится вне организации (внешним пользователем).

Финансовый учет регламентируется законодательными актами, положениями и методическими указаниями, поэтому это нормативно установленная модель бухгалтерского учета.

Унифицированный учет не всегда обеспечивает пользователей действительно полезной информацией. В результате создаются отдельные элементы учета, называемого управленческим, который отличается от установленной модели финансового учета по:

Ÿ решаемым задачам;

Ÿ выделяемым объектам;

Ÿ используемым инструментам.

Управленческий учет представляет собой систему учета, контроля и анализа данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности в разрезе, необходимом для управления объектов, оперативного принятия на этой основе различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности организации.

Управленческий учет не регламентируется государством, его организации и методы определяются руководителем предприятия.

В системе управленческого учета формируется прежде всего информация об издержках производства, поэтому данные управленческого учета являются «тайной» предприятия. Данные финансового и управленческого учета составляют основу для разработки стратегии предприятия.

Как было рассмотрено, в теории бухгалтерского учета существует больше чем один вариант регистрации, группировки, оценки и интерпретации фактов хозяйственной жизни. Соответственно, учетная информация отражает не абсолютную истину, а компромисс интересов тех, кто формирует бухгалтерскую методологию. Вследствие чего возникает необходимость стандартизации бухгалтерского учета.

Под стандартом понимают нормативно-технические документы, устанавливающие комплекс норм и правил в определенной области деятельности человека.

Стандарты бухгалтерского учета бывают двух уровней: национальные и международные. Национальные обобщают науку и практику одной страны, а международные – целого ряда стран.

Процессы регламентации национальных систем бухгалтерского учета обусловлены сложившимися национальными традициями, спецификой права, налогообложения, финансов.

Учетные системы принято объединять по ключевым признакам в три группы (модели):

Ÿ британо-американская (Великобритания, США, Канада, Австралия и др.);

Ÿ континентальная (Германия, Австрия, Франция, Швейцария и др.);

Ÿ южно-американская (Бразилия, Аргентина, Боливия и др.).

Первая модель ориентирована на нужды широкого круга инвесторов, отличается вариантностью; учет регламентируется профессиональными бухгалтерскими организациями.

Для второй модели характерны наличие более жесткого законодательного регулирования, более тесная связь с банками, являющимися основными поставщиками капитала; ориентация учета на государственные нужды.

Третья модель призвана обеспечить учет в условиях высокой инфляции.

Процесс международной стандартизации бухгалтерского учета в настоящее время осуществляется на двух уровнях: международном и региональном.

На международном уровне разработаны МСФО, целью которых является обеспечение сопоставимости деятельности предприятий всех стран мира. Основную работу по разработке международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) ведет Комитет по международным бухгалтерским стандартам (КМСФО), который был учрежден в июле 1973 г. в Лондоне. В настоящее время издано более 40 МСФО.

На региональном уровне идет выработка общих принципов и стандартов учета, применение которых обязательно для стран, входящих в данный регион, одним из которых с 1993 г. является Европейский союз (ЕС).

В марте 1998 г. Правительство РФ приняло решение о реформировании национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

В настоящее время бухгалтерский учет и финансовая отчетность в России по методологии и практическому применению приближаются к общепринятым нормам в экономически развитых странах.

В России сформирована четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Первый уровень системы составляют законодательные акты, которые принимаются Государственной Думой, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации. Сюда входят Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете», закон «Об акционерных обществах» и др.

Основная цель законодательства РФ о бухгалтерском учете – обеспечить единообразный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, а также составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организаций, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Все юридические лица, зарегистрированные по российскому законодательству, унитарные предприятия, бюджетные организации обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с законом «О бухгалтерском учете».

Документы второго уровня включают положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ) и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством РФ, в основном Министерством финансов РФ. В бухгалтерских стандартах даются определения основных бухгалтерских понятий, принципов и правил ведения соответствующих фактов хозяйственной жизни организации. В настоящее время в России разработаны и введены в действие 19 стандартов.

Документы третьего уровня подготавливаются и утверждаются Минфином России, соответствующими ведомствами, федеральными органами исполнительной власти по различным отраслям на основе документов первого и второго уровня. К документам третьего уровня относятся: План счетов бухгалтерского учета финансовой деятельности предприятия и Инструкция по его применению (утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н); различные инструкции и методические указания (рекомендации), разрабатываемые и вводимые в действие в разрезе отдельных Положений по бухгалтерскому учету, например, Методические указания по инвентаризации имущества финансовых обязательств (утвержденные приказом Минфина РФ от 13.06. 1995 г. № 49) и др.

Документы четвертого уровня утверждаются руководителем организации. Они содержат, с учетом специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности, структуры и размеров организации, внутренние регламентирующие документы бухгалтерского учета организации, среди которых особое место занимает приказ по учетной политике организации.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: