Себестоимость изделий и процесс ценообразования

 

 

Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции характеризует показатель эффективности производства отдельных изделий и рассчитывается по формуле:

                                                    (5) 

S – себестоимость продукции, руб.

Q – объём товарной продукции в оптовых ценах, руб.

Z = 1188024 / 1440000 = 0,83 руб.

В табл. 7, рассчитаем прибыль предприятия из расчета 15% от себестоимости и определим цену изделия.

 

Таблица 7 – Калькуляция себестоимости единицы изделия

n/n Статьи затрат Затраты, руб.
1. Сырье и материалы (за вычетом отходов) 12,47
2. Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты 7,25
3. Транспортно-заготовительные расходы 1,97
4. Заработная плата производственных рабочих 3,24
5. Отчисления на соцстрахование 1,29
  Итого: переменные затраты 26,22
6. Постоянные затраты 72,78
  Итого: полная себестоимость 99,00
7. Предполагаемая прибыль 15(%) от полной себестоимости 14,85
8. Итого: оптовая цена предприятия 113,85
9. НДС 22,77
10. Отпускная цена (n. 7 + n. 8) 136,62

 

Таким образом, если предполагаемая прибыль от полной себестоимости составит 15%, то оптовая цена одного изделия – 113,85.

Существуют разные методы ценообразования, базирующиеся на затратах. Это методы ценообразования на основе: переменных затрат; валовой прибыли; рентабельности продаж; рентабельности активов.

Метод переменных затрат состоит в том, что рассчитывается некоторая процентная наценка к переменным производственным затрат для каждого вида продукции.

 

Таблица 8 – Переменные производственные затраты на единицу продукции

Наименование затрат Суммарные затраты Затраты на ед. продукции
I. Переменные производственные затраты:    
1. прямые материальные затраты 260304 21,69
2.. прямые трудовые затраты 54360 4,53
3. переменные общепроизводственные затраты 22019 1,83
(n.1 + n. 2 + n. 3) 336683 28,06
II. Постоянные общепроизводственные расходы 250141 20,85
III. Другие затраты:    
1. Коммерческие расходы 472507 39,38
2. Общие расходы 97200 8,10
3. Административные расходы 31493 2,62
 Итого: n.1 + n. 2 + n. 3 601200 50,10
IV. Итого зат: n. I + n. III + n. III 1188024 99

 

Для расчета предполагаемой цены изделия по методу переменных затрат используют формулу:

                                                (6)

Пр.н. – процент наценки

Р – желаемая величина прибыли

Зпост. – суммарная постоянная производственных затрат

Зс – коммерческие, общие, административные расходы

Зпер. – суммарная переменная производственных затрат

В настоящее время предприятие получает прибыль в размере 252 тыс. руб., рассчитаем цену изделия исходя из желаемой прибыли в 300 тыс. руб.:

Цена устанавливается на основе процентной надбавки, ко всем переменным производственным затратам по формуле:

                            (7)

Ц – цена на основе переменных затрат

Зпер.ед. – переменные производственные затраты на ед. продукции

Пр.н. – процент наценки

Ц = 28,06 + (3,42 ∙ 28,06) = 124,00 руб.

Метод валовой прибыли установление цены в качестве расчетной базы использует валовую прибыль, которая определяется как разница между объемом реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции. Цена устанавливаемая по этому методу обеспечивает получение желаемой прибыли и покрывает затраты, которые не учтены при расчете валовой прибыли. Расчет цены на основе валовой прибыли осуществляется по формулам:

                                                  (8)

З – затраты не учтенные при расчете валовой прибыли;

Зсум – суммарные производственные затраты.

                                     (9)

Зсум.ед. – суммарные производственные затраты на единицу продукции.

Цв.п. = 48,90 + (1,54 ∙ 48,90) = 124,00 руб.

Метод рентабельности продаж позволяет рассчитать процентную наценку, которая включает только желаемую величину прибыли по формулам:

                                              (10)

Цена на основе рентабельности продаж определяется по формуле:

                                     (11)

Зсум.ед. – суммарные затраты на единицу продукции

Цв.п. = 99,00 + (0,25 ∙ 99,00) = 124,00 руб.

Метод рентабельности активов обеспечивает определенный уровень рентабельности активов. Цена изделия рассчитывается по формуле.

                                   (12)

Цр.ак. – цена на основе рентабельности активов

Нр – желаемая норма рентабельности активов

Сак – общая стоимость задействованных активов

Q – ожидаемый объем производства в единицах

При стоимости задействованных активов в 1,5 млн. руб. и норме рентабельности активов, в 15% цена продукции составит:

Таким образом, методы ценообразования основанные на затратах исходят из желаемой прибыли, однако при ценообразовании в условиях рыночной экономики, необходимо учитывать покупательский спрос и ценовую политику конкурентов. В тоже время данные методы позволяют определить ориентировочную цену изделия.

По результатам исследования проведенного в целом по главе можно сделать следующие выводы:

– производство продукции ОАО «ММЗ» является материало- и зарплатоёмким;

– значительная часть прямых затрат имеет характер постоянных и контролируемых, в то время как основная масса косвенных затрат – постоянные и неконтролируемые;

– объём производства изделия «Топорик хозяйственный»  превышает точку безубыточности, которая находится на уровне 9259 шт.;

– методы ценообразования, основанные на затратах исходят из желаемой прибыли производителя и не учитывают рыночные факторы. 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: