Молочная промышленность — отрасль пищевой промышленности, объединяющая предприятия по выработке из молока различных молочных продуктов. В состав промышленности входят предприятия по производству животного масла, цельномолочной продукции, молочных консервов, сухого молока, сыра, брынзы, мороженого, казеина и другой молочной продукции.
Одной из основных тенденций молочной отрасли на сегодняшний день является концентрация собственности и расширение сферы влияния крупных предприятий. Вторая тенденция отрасли - продолжающаяся техническая модернизация производства, появление новых технологий и продуктов. В условиях экономического кризиса назрела необходимость перехода на новый уровень работ.
В качестве еще одной тенденции нужно выделить бурное развитие региональных рынков. Так как территория России значительна, а население сильно рассредоточено, мелкие заводы будут существовать всегда. Дело в том, что коровье молоко - продукт скоропортящийся. Его нельзя перевозить на большие расстояния.
|
|
Производство молочной продукции по территории РФ рассредоточено крайне неравномерно, что можно объяснить различием в природных и социально-экономических условиях. Бесспорными лидерами по производству молочной продукции являются Центральный и Приволжский федеральные округа.
Основная проблема отрасли, по мнению экспертов, заключается в том, что молочные продукты сегодня стали менее доступными населению из-за падения покупательной способности людей, поэтому продажи ограничены, и возможности молочной промышленности в полной мере не реализуются.
Вторая серьезная проблема - деградация сельскохозяйственного производства. Третья проблема – недостаточная поддержка со стороны государства.
Среди основных групп молочной продукции наиболее значительная доля рынка приходится на цельное молоко, кисломолочные продукты, йогурты, сметану, творог и сливки.
Конкуренцию российской продукции составляют импортные товары. Доля импорта молочной продукции в целом невелика, по разным оценкам – от 15 до 19%.
Подводя итог, сделаем прогноз развития отрасли.
· В ближайшие годы объем рынка будет увеличиваться, причем, как за счет увеличения доли российского производства, так и за счет импорта.
· Крупные предприятия продолжат проведение политики «поглощения» региональных производителей.
· Часть производителей сделает ставку на повышение статуса своего продукта, делая акцент на таких его характеристиках, как натуральность, экологичность и высокое качество. Это объясняется тем, что меняется отношение к молоку как к дешевому продукту.
|
|
Относительно ассортимента молочной продукции в ближайшее время будут наблюдаться следующие тенденции:
· увеличение доли брендированной продукции;
· рост ассортиментных рядов продукции;
· появление нетрадиционных инновационных продуктов;
· рост доли продукции длительного срока хранения.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ИССЛЕДУЕМОГО ПРОДУКТА
Йогурт - это кисломолочный продукт, который производится из натурального молока путем его сквашивания специальными культурами - болгарской палочкой и термофильным стрептококком, при этом важно, чтобы в готовом продукте эти культуры были живыми и их количество на протяжении всего срока годности продукта было велико.
В данной курсовой работе будут рассмотрены питьевой йогурт торговой марки «Милград», выпускаемые ОАО «БМК».
Как же выглядит процесс изготовления йогурта? На этот вопрос поможет ответить рисунок 1.(см. приложение 1)
“МИЛГРАД” - торговая марка, под которой выпускаются высококачественные молочные продукты «БМК»: пастеризованное молоко, кефир, йогурты, ряженку, сметану, сливочное масло и пр. Все это производится только из натурального сырья без использования консервантов. Молочный белок, содержащийся в этом йогурте, частично переварен бактериями Lactobacillus bulgaris, он усваивается организмом гораздо быстрее, чем молоко.
Йогурт «Милград» богат минеральными солями, ферментами и витаминами: кальций - 60%; фосфор – 45%; калий – 45%; магний – 17,5%; железо – 3,5%; витамин В2 – 42%; витамин А – 10%; витамин В1 – 10%; витамин С – 4,3%; витамин РР – 3,7%; В-каротин – 1% необходимой суточной нормы; даже такими редкими, как D и В12, которые стимулируют иммунную систему.
Пищевая и энергетическая ценности йогурта «Милград» ОАО «БМК» представлены в таблице 6.
Таблица 6
Показатели пищевой и энергетической ценности йогурта «Милград»
Вид продукта | В 100 г йогурта содержится: | |||||
жир | белок | углеводы | сахароза | сухие обезжиренные вещества молока | калорийность | |
«Милград» | 2,5 | 2,8 | 10,5 | 7 | - | 76 ккал |
Цены на продукцию ОАО «БМК» (табл. 13) указываются в протоколе согласования свободно-отпускных цен. Заявка на данный товар направляется в адрес организации в письменной форме по факсу, электронной почте или телефонограммой (полный список цен в приложении 2)
Таблица 7
Прейскурант цен на йогурты (действителен с 06.08.2009г.)
Наименование | Упаковка | Жирность, % | Масса нетто единицы фасовки, л | Цена со склада | Кол-во единиц фасовки в таре, шт | Рекомендованная цена на прилавке | Срок реализации |
«Милград» | т/р | 2,5 | 0,50 | 22,17 | 12 | 25,94 | 14 суток |
ОАО «БМК» не только производит молочную продукцию, пользующуюся спросом у покупателей с различным уровнем дохода, но и стремится своевременно доставить её в торговые точки. Поэтому на комбинате есть свой транспортный цех, который осуществляет доставку молока не только по Брянску и области, но и в Калужскую, Тульскую области, Москву, Санкт-Петербург, Воронеж.
Как видно, забота о своём потребителе, о его здоровье — это вообще приоритет всей деятельности ОАО «БМК».
КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ПРОДУКТА