КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Стратегический менеджмент»
Разработка системы стратегического планирования на предприятии ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ»
Выполнила: студентка гр. 07-МНТ 2
Трофимова Л.
Преподаватель: к.э.н., доцент
Бабич О.В.
Брянск 2010
Содержание
Введение……………………………………………..……………………………….....2
1. Определение миссии (философии) бизнеса…………………….……….……5
2. Определение общих долгосрочных целей предприятия……………….…….7
3. Управленческий анализ……………………………………………………10
4. Стратегический анализ внешней среды………………………………………..…29
5. SWOT-анализ деятельности предприятия………………….………………41
6. Формирование стратегии предприятия………………………………………..…44
Заключение………………………………………..…………………………53
Список использованной литературы…………………………………………56
Приложение……………………………………………………………………...……59
Введение
В связи с постоянными изменениями, происходящими в экономике и требующими от организаций значительной гибкости в процессе осуществления хозяйственной деятельности, в современном мире роли менеджменте отводится все больше внимания. Из-за перемен во внешней среде на первый план выдвигаются потребность приведения целей, стратегий и общей политики предприятия в соответствие с ними.
|
|
Одна из важных частей происходящих изменений – это постижение науки и искусства менеджмента. Менеджмент – наука и практика управления коммерческой фирмой в условиях рыночной системы хозяйствования, способствующая повышению эффективности работы фирмы.
Менеджер – специалист-профессионал по управлению, которого собственник или команда собственников нанимают для осуществления эффективного хозяйствования в пределах выделенных ему ресурсов. [9, с.4]
Стратегическое управление – набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь целей организации. [20, с.11]
Положение предприятия ОАО «Брянский хлебкомбинат КАРАВАЙ» на рынке хлебобулочных изделий и то, насколько это положение соответствует намерениям фирмы, во многом зависит от эффективности разработки и применения управленческих решений.
Стратегические планы предприятия должны быть ориентироваться на долгосрочную перспективу, которая определяется конкретными целями и задачами и заключается в конечном итоге в обеспечении успешной деятельности фирмы.
Цель курсового исследования состоит в определении путей успешного развития ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» в дальнейшем, повышения уровня его конкурентоспособности с помощью разработки и внедрения программы мероприятий стратегического планирования на предприятии.
|
|
Эта программа должна быть связана с выделением важнейших целей и стратегий, а также с обозначением миссии ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» на рынке.
Задачи данной курсовой работы тесно связаны с ее целью и состоят в следующем:
- определение миссии (философии) бизнеса;
- определение общих долгосрочных целей предприятия;
- рассмотрение общекорпоративной структуры, существующей на предприятии, потребностей и вариантов ее изменения;
- определение ситуационного положения предприятия, характеристика основных элементов его микросреды;
- проведение отраслевого анализа;
- формирование стратегии предприятия и определение конкретных рекомендаций ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» для реализации предложенных стратегий.
Объектом исследования в данной курсовой работе является предприятие ОАО «Брянский хлебокомбинат».
Предмет исследования – это управленческая деятельность данного предприятия на рынке хлебобулочных изделий.
В процессе курсового исследования и решения поставленных задач будут использоваться методики PEST(E) и SWOT-анализа, анализ пяти конкурентных сил Портера, помимо этого, будут применены различные статистические, математические, маркетинговые модели, финансовые и балансовые методы анализа.
Информационная база данного исследования – научная литература, статистические данные, данные интернет-сайтов и СМИ.
Определение миссии (философии) бизнеса
Стратегическое планирование – это совокупность действий и решений руководства, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных достижения целей организации. Стратегическое планирование предполагает постановку стратегических целей, которые должны быть достаточно конкретными и измеряемыми с помощью определенных критериев. [9, с.64]
Миссия – это предназначение организации, основная цель ее существования. [9, с.58] предприятие разрабатывает миссию в трех вариантах: расширенный, сокращенный и лозунговый.
Лозунговый вариант миссии ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ»:
«Превосходный вкус, высокое качество, широкий ассортимент – только лучшее для наших покупателей».
Расширенный вариант миссии ОАО «Брянский хлебокомбиат КАРАВАЙ»:
«Оптимальный способ удовлетворения потребностей покупателей посредством выпуска и реализации на территории Брянской и соседних областей хлебобулочной продукции высокого качества на любой вкус по доступным ценам;
Реализация не имеющего аналогов по своей широте ассортиментного ряда продукции;
Избегание зависимости от конкретных предприятий, рынков и территорий, расширение горизонтов бизнеса;
Создание стабильной благоприятной рабочей обстановки, обеспечение справедливого вознаграждения труда и достойного уровня жизни работников предприятия; поддержка творческой инициативы и стремление к инновациям;
Внедрение новой техники и технологий с целью повышения качества продукции и совершенствования производственного процесса;
Проведение политики устойчивого улучшения и повышения эффективности рабочего процесса и разных уровней управления с целью увеличения производственных мощностей и объемов производства в перспективе».
Сокращенный вариант миссии ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВЙ»:
«Оптимальный способ удовлетворения потребностей покупателей посредством выпуска и реализации на территории Брянской и соседних областей широкого ассортимента хлебобулочной продукции высокого качества на любой вкус по доступным ценам;
Ответственность и надежность в деловых отношениях, сотрудничестве с акционерами, поставщиками и посредниками;
|
|
Создание стабильной благоприятной рабочей обстановки, обеспечение достойного уровня жизни, возможности для развития и роста работников предприятия;
Внедрение новой техники и технологий с целью повышения качества продукции и совершенствования производственного процесса;
Проведение политики повышения эффективности рабочего процесса и управления для дальнейшего развития предприятия».