Главной задачей для экскурсовода в данной паломнической экскурсии – это является настроить группу паломников на встречу со святынями монастыря и побудить к соучастию в молитвенном возношении перед ними.
Важное условие успешного проведения экскурсии – владение экскурсоводом искусством слова, свободное изложение материала. Речь должна быть экономной. Экскурсовод должен в совершенстве владеть техникой речи: четкостью дикции, правильным произношением звуков. Следует избегать монотонности рассказа, так как эмоциональное изложение материала содействует повышению внимания экскурсантов, более глубокому восприятию темы в целом.
Экскурсовод не должен говорить непрерывно в течение всей экскурсии. Короткие паузы необходимы для подчеркивания фразы, перед изложением выводов, обобщений. На аудиторию оказывают сильное воздействие интонация, эмоциональность рассказа экскурсовода, которая придает своеобразную окраску рассказу, показывает отношение экскурсовода к событиям, объектам, о которых идет речь. Экскурсовод должен находиться в приподнятом рабочем настроении и каждый раз заново переживать события и факты, излагаемые в экскурсии.
|
|
Общее впечатление об экскурсии во многом определяет личность экскурсовода. Экскурсовода должна отличать доброжелательность, уважение к личности экскурсантов; чуткость, внимательность к их психологическому состоянию; ровность, выдержка в отношениях с экскурсантами, опрятный скромный внешний вид.
Показ экскурсионных объектов
В основе экскурсионной методики лежат показ и рассказ. Главное в методике проведения экскурсии – это умение показать объекты, рассказать как о самих объектах, так и связанных с ними персонажах и исторических событиях. В основе проведения экскурсии лежит принцип "от показа к рассказу". Показ в экскурсии – это целенаправленный, последовательный процесс представления экскурсоводом тех объектов, на которых раскрывается содержание экскурсионной темы.
Показ объектов на экскурсии должны отличать последовательность и логичность. Необходимо стремиться также, чтобы при показе каждый последующий объект находился в непрерывной связи с предыдущим. Это позволяет сохранить преемственность в материале экскурсии. В составе знакомства с монастырём экскурсовод отдает предпочтение тем объектам, которые оказывают наиболее сильное эмоциональное воздействие. При показе объектов необходимо помнить, что методическая разработка для осмотра каждого объекта предусматривает определенную протяженность во времени.
|
|
Показ объектов на экскурсии осуществляется с помощью разнообразных методических приемов, наиболее широко применяются предварительный осмотр, экскурсионный анализ, зрительная реконструкция и монтаж, локализация событий, зрительное сравнение, показ наглядных пособий.
Рассказ на экскурсии и его основные приемы
Неотъемлемая часть экскурсии – рассказ экскурсовода. Методические приемы рассказа являются как бы пружиной устной речи, их основная задача - преподнести факты, примеры, события так, чтобы экскурсанты получили образное представление о том, как это было, увидели большую часть того, что было им рассказано экскурсоводом.
В данной экскурсии в рассказе есть места, когда экскурсанты не наблюдают объектов: характеристика исторической эпохи, литературных произведений, научных трудов, рассказ о Царственных особах, настоятелях и насельниках монастыря. Задача рассказа в этом случае – подготовить экскурсантов к восприятию объекта или подвести итог проведенным наблюдениям.
Особые методические приемы проведения экскурсии
Методический прием движение. Движение экскурсионной группы является одним из шести обязательных признаков экскурсии. Движение в экскурсии происходит в передвижении от объекта к объекту по заранее составленному маршруту как неотъемлемый элемент и признак экскурсии.