Особенности креативного человека.
Термин «креативность» произошел от латинского слова «creatura», что означает создание, творение. Не случайно, говоря о креативности человека, в первую очередь, подразумевается творческая личность, нестандартно и оригинально мыслящая. В это понятие входят и такие качества как гибкость, обучаемость, самостоятельность, стремление находить выход из самых безвыходных ситуаций и т.д.
Креативность становится все актуальнее не только для работников творческих профессий, но и для менеджеров. Все дело в быстром темпе и многоплановости современной жизни, которые требуют умения гибко и творчески реагировать на происходящие изменения. Сегодня ни одна компания не может позволить себе расслабиться: конкуренция чрезвычайно жестока. Именно поэтому работодатели так заинтересованы в людях, которые способны нестандартно мыслить, находить новые идеи и подходы к управлению. В перечнях требований к кандидатам на самые разные должности — от руководителей представительств до менеджеров по продажам — все чаще встречаются креативность и творческое мышление. Креативность на наших глазах становится все более востребованным качеством на рынке труда.
|
|
Первоначально креативность менеджеров связывалась со сферой их профессиональной деятельности. Например, считалось, что менеджеры частных фирм креативнее управленцев крупных государственных предприятий, а рекламщики наиболее креативны, чем финансисты. Однако проведенные западными специалистами исследования доказали отсутствие связи между креативностью и сферой деятельности специалиста. Креативность – это внутреннее качество человека, зависящее от его личностных характеристик. Ведь и финансисты нередко внедряют инновации, оптимизирующие деятельность сотрудников.
Чем отличается креативный менеджер? В первую очередь, отсутствием страха перед стереотипами. Он смело рушит устоявшиеся традиции и внедряет инновационные решения. Такой подход к повседневной деятельности позволяет компании не только находиться «на плаву», но и обходить своих конкурентов. Ведь креативный менеджер понимает, что любая технология, новый продукт или вид услуги очень быстро отстают от жизни. Поэтому он не борется с переменами, а предвидит их, принимая нестандартные решения и выводя, тем самым, компанию на передовые позиции.
Принимая на работу нового менеджера, работодатель оценивает не только перечисленные в резюме деловые качества и профессиональный опыт, но и личностные характеристики. Для этого кандидата приглашают на собеседование. Проверить креативность специалиста творческой профессии довольно просто: достаточно посмотреть его портфолио. Это относится к менеджерам по рекламе, дизайнерам, журналистам и т.д. А вот как быть с финансистами, менеджерами по продажам и другими профессионалами, казалось бы, далекими от творчества? На самом деле, тоже не сложно. Следует предложить кандидату в качестве тестового задания какую-либо типичную для определенной компании ситуацию, требующую оперативного решения. Если менеджер действует по стандартной схеме, принятой в данной фирме – это уже хорошо. Значит, он крепкий профессионал. Если же предлагает неожиданную схему действий, которая к тому же позволяет разрешить ситуацию наиболее оперативно или с наименьшими затратами, то перед нами креативный профессионал.
|
|
Из вышесказанного следует, что креативность должна базироваться на твердых знаниях и профессиональном опыте, к которым прилагаются гибкий ум и творческое мышление. Взглянув на задачу с разных точек зрения, креативный менеджер сможет предложить ее нестандартное решение. Кроме того, креативные люди, как правило, чрезвычайно харизматичны, а значит, смогут увлечь своими идеями коллектив, что тоже очень важно для менеджера.
Основой креативности является креативное мышление личности, которое определяют, как способность с помощью комбинации разнородных элементов создавать новые значимые знания и формы, имеющие большой социально-экономический эффект.
Как установили физиологи, многие особенности творческого мышления и поведения людей определяются разными функциями и уровнями развития двух полушарий головного мозга человека. [9,2]
Если левое полушарие отвечает в основном за последовательные процессы: анализ, логические рассуждения, выводы, планирование, вычисления, способности к точным наукам, кратковременную память и речь. То правое – за непрерывные, параллельные процессы, а именно: за чувства, эмоции, синтез, озарения, долговременную память, способности к языкам и искусству.
Таким образом, левое полушарие человека является в основном аналитическим и логическим, а правое – синтетическим и креативным. В искусстве большую роль играет синтез, в науке – анализ. Согласно этому люди делятся на два основных типа по стилю их мышления или когнитивным различиям. Первый тип - с левополушарным мышлением - предпочитает аналитический, последовательный, логический подход к решению проблемы. Второй тип - с правополушарным мышлением - предпочитает интуитивный, ценностно-ориентированный, нелинейный подход. Таким образом, есть две формы мышления. Логическое мышлениеполучает новые результаты за счет логических выводов и причинноследственных связей. Креативное– за счет синтеза разнородных элементов. Именно креативное мышление в основном определяет развитие общества.