Криминалистическое исследование и практическое

Использование субъективных отображений внешних признаков

Человека

Субъективные отображения и факторы, влияющие на

Достоверность воспроизведения мысленного образа показаний

Очевидцев

габитоскопия внешность криминалистический портретный

Основным субъективным отображением является мысленный образ. В психологии под мысленным образом понимается представление, т.е. возникающий в мозгу относительно устойчивый образ предмета, явления, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств, не воспринимаются[30].

Мысленный образ внешности человека может сохраняться в течение длительного времени, подвергаясь при этом большим или меньшим изменениям под воздействием внешних факторов и свойств сознания. Мысленный образ используется либо непосредственно (например, при опознании очевидцем преступника), либо опосредованно, после его воспроизведения (актуализации) в материальной форме – в виде словесных описаний, субъективных изображений (главным образом, портретов), пластических реконструкций по черепу.

Словесные описания – наиболее распространенный вид отображений признаков внешности; используются во всех видах и формах установления и розыска человека по его внешности. Описания фиксируются чаще всего в письменной форме, хотя известны их звуковые записи; содержатся в различных следственных материалах (протоколах и др.), частных записях (дневниках, письмах) и сообщениях.

Криминалистической практике известны описания, составленные по определенным правилам (упорядоченные или регулярные описания – словесный портрет, описания профессионального, например медицинского, характера и др.) либо составленные без заранее установленных правил (произвольные), как правило, лицами, не знакомыми с методиками регулярных описаний[31].

Словесный портрет является криминалистическим методом описания. Позволяет единообразно и достоверно описать внешность человека, хотя не дает возможности однозначно зрительно представить внешний облик человека. Словесным портретом также называют описание определенного лица – «Словесный портрет гр. Иванова». В этом смысле словесный портрет выступает как вид материального отображения внешности человека. При необходимости словесные упорядоченные описания могут быть преобразованы в знаковые, в которых значения элементов и их признаков выражены в символах, цифрах, буквах или иным способом (например, перфорацией на карте, ленте).

При составлении словесного портрета придерживаются следующих правил:

1. Словесный портрет составляется в целях отображения «нормального» положения головы человека и состояния его внешности. При нормальном положении головы козелки ушных раковин, нижние края глазниц описываемого человека находятся в одной горизонтальной плоскости с глазами составителя портрета.

Нормальное состояние внешности предполагает устремленный вперед взгляд, отсутствие напряжения мышц лица. Кроме того, состояние волосяного покрова и одежды должно обеспечить беспрепятственное обозрение ушных раковин и иных неоволосенных участков головы; косметика должна быть удалена с лица; при ношении очков описание должно быть произведено в них и без них; ротовую часть описывают в двух вариантах – при привычном положении нижней челюсти и при сомкнутых челюстях (при этом отмечается большая разница высот ротовой части).

Функциональные признаки описываются в процессе привычных действий человека – при ходьбе, в беседе и т.д.

2. Внешность человека в целом и элементы описываются спереди (анфас) и сбоку (в правый профиль). В необходимых случаях для фиксации важных элементов и признаков тело, голова, лицо и т.д. описываются с других сторон.

3. Элементы внешности описываются в следующей последовательности:

- общефизические – пол, возраст и пр.;

- анатомические – рост, телосложение, голова, шея, плечи, спина, грудь, живот, руки, ноги;

- функциональные – привычная поза, походка, мимика, жестикуляция, бытовые привычки и специальные навыки;

- сопутствующие – платье (пальто, костюм и пр.), головной убор обувь, мелкие носильные вещи и т.д.

Элемент сначала описывается в целом, а затем – по составляющим его частям.

4. При характеристике внешности придерживаются установленной методики определения элемента и признака, стандартной терминологии, указанной выше.

5. Во внешнем облике должны выделяться и описываться особенности или особые приметы, помещаемые в заключительной части описания.[32]

Субъективные изображения лица, фигуры человека изготавливаются в соответствии с представлением очевидца о внешности изображаемого лица. Наибольшее распространение в установлении личности и розыске получили субъективные портреты – изображения лица, фигуры человека на плоскости. На практике при изготовлении таких портретов лицу, видевшему или знавшему определенного человека, предлагается описать его внешность, при этом выделить доминантные, наиболее точно и уверенно запомнившиеся элементы и их признаки. Для наиболее точного определения этих и других элементов и их признаков очевидцу показывают снимки, рисунки черт внешности, а также портреты, соответствующие внешности портретируемого лица. С использованием описания, а также отобранных с помощью очевидца изображений, под его контролем воссоздаются наиболее твердо указанные черты внешности, а затем и портрет, который доводится до его полного соответствия мысленному образу очевидца. При наличии нескольких очевидцев создание портрета осуществляется с каждым из них в отдельности. В изготовлении различных видов портретов желательно участие специалиста-художника, криминалиста, антрополога. Так называемое «портретное» сходство субъективного изображения с внешним обликом создается за счет доминантных признаков, отраженных на портрете во внешности наблюдавшегося очевидцем лица.

Особую группу составляют субъективные портреты, изготовленные с натуры. Из криминалистических субъективных портретов этого типа известны портреты погибшего, созданные по фрагментам его лица.

Субъективные портреты – эффективное средство розыска и установления человека. Однако ошибки при их изготовлении (несвоевременность обращения к очевидцу, неверный тактический подход к нему, отсутствие внимания к условиям наблюдения им разыскиваемого человека и др.) приводят к низкому качеству портрета (малая выразительность черт лица, отсутствие доминантных признаков и др.) и, как следствие, малой его полезности.

В современной криминалистической практике применяются три основных вида субъективных портретов – рисованные, композиционно-фотографические (фотокомпозиционные) и композиционно-рисованные. Из попыток изготовить и применить на практике объемные субъективные изображения («живые портреты») получило распространение изготовление лишь пластических (скульптурных) реконструкций лица человека по его черепу[33].

Рисованные портреты.К рисованным портретам условно относятся и живописные портреты (выполненные красками), а также силуэтные портреты (например, вырезанные из бумаги и других материалов). Портреты изготавливаются специалистом-художником или криминалистом-художником; портреты лица по черепу – антропологом, криминалистам, судебным медиком со специальной подготовкой; не исключено изготовление портретов самим очевидцем.

Фотокомпозиционные портреты, так называемые «фотороботы» (или субъективные композиционные фотопортреты), представляют собой композицию изображения человека (как правило, его лица) из фрагментов фотоизображений различных лиц. В законченном виде фотокомпозиционные портреты, обычно представляющие лицо человека анфас, выглядят как обычные фотографические изображения. При составлении фоторобота на практике применяются различные типы портретных композиторов (рассыпной или картотечный, планшетный или ленточный, проекционный, оптический или компьютерный. Компьютерные композиторы представляют значительные преимущества перед остальными – кроме быстроты и известных удобств для оператора они позволяют вносить определенные изменения в изображения (взаимное положение, размеры, пропорции, контрастность и др.,) прямо на экране дисплея. Для изготовления фотокомпозиционного портрета привлекается криминалист, сведущий в габитоскопии, владеющий навыками работы с портретными композиторами.

Композиционно-рисованные (или составные рисованные) портреты составляются из заранее заготовленных стандартных рисунков вариантов элементов лица (в соответствии с показаниями очевидцев) по поврежденному лицу умершего, черепу человека. Получаемый при этом портрет выглядит рисованным. Для его изготовления применяются научно-технические средства, аналогичные тем, которые используются для получения фотороботов. В оптико-механическом композиторе типа «ИКР»- идентификационного комплекта рисунков – входят наборы прозрачных плёнок с одномасштабными рисунками вариантов элементов лица. Портрет изготавливается путем наложения этих плёнок. В настоящее время композиторы типа «ИКР» в практической деятельности правоохранительных органов заменены компьютерными композиторами.

Формирование мысленного образа происходит в определенных условиях и под воздействием определенных факторов. Его субъективная сущность определяется индивидуальностью процесса формирования, сохранения и воспроизведения этого вида отображения у разных людей.

Для целей криминалистического использования признаков внешности наибольший интерес представляют субъективные стороны природы мысленного образа, определяющие в конечном счете возможности его использования при установлении личности.

Изучая эти стороны мысленного образа, необходимо учитывать индивидуальный характер процесса его формирования, определяемый в первую очередь свойствами личности субъекта восприятия, а также свойствами личности объекта восприятия и, наконец, условиями формирования, сохранения и воспроизведения мысленного образа[34].

Половая принадлежность накладывает отпечаток на восприятие человека человеком: женщины дольше сохраняют в памяти воспринятую информацию, чаще дают эмоциональную характеристику внешнего облика воспринимаемого лица; они имеют более яркий и детальный образ представления и поэтому с большей легкостью опознают предъявляемые им элементы ранее воспринятого лица, затрачивая на это меньше времени, чем мужчины.

Имеются существенные различия в восприятии человека человеком у разных возрастных групп; например, детям не свойственен углубленный, организованный и целенаправленный анализ при восприятии, но они хорошо воспринимают объекты, признаки которых вызывают у них непосредственную эмоциональную реакцию.

При восприятии человека человеком имеет значение правильная оценка типологических признаков объекта восприятия, среди которых существенное место занимает принадлежность к той или иной антропологической группе, национальности.

Криминалистическая практика показывает, что достоверность воспроизведения признаков внешности не имеет прямой зависимости от общего образовательного уровня. В то же время люди с невысоким образовательным уровнем характеризуют признаки внешности без учета их градаций; люди с более высоким образовательным уровнем дают более полное описание внешности, указывают на большее число признаков, характеризующих элементы лица, различают в нем больше деталей, придают им большее значение[35].

Имеется ряд профессий или постоянных занятий, которые хотя и не связаны с необходимостью изображать человека, но способствуют накоплению опыта; навыков, впечатлений, развивающих наблюдательность, память и умение воспроизвести внешние признаки человека. Это профессии парикмахера, гримера, косметолога, портного, массажиста и другие, связанные с необходимостью изучать внешность многих людей.

Качество и полнота мысленного образа зависят от состояния зрения и степени внимания (направленность и сосредоточенность психической деятельности вообще и наблюдения в частности), поскольку восприятие внешности происходит в процессе наблюдения (чем внимательнее субъект, тем богаче окажется мысленный образ)[36].

Особое значение имеет степень развития наблюдательности: наблюдательный человек в состоянии полно и точно воспринять не только объект в целом, но и отдельные его детали, признаки. Наблюдательность избирательна и зависит от других субъективных данных человека – его опыта, профессии, навыков и пр.

С учетом особенностей процесса построения образов предметов и лиц, психология разделяет людей на «вербальников» и «зрительников»[37].

Люди, относящиеся к «вербальному» типу, в процессе запоминания опираются в основном на словесно-логический материал, практически не используя зрительный образ объекта.

Люди, относящиеся к «зрительному» типу, при запоминании используют зрительный образ предмета или человека, не прибегая к его словесно-логическому описанию.

Это – крайние типы; существуют и смешанные типы, которые используют и словесно-логический, и зрительный материал в равной мере.

Индивидуальность процесса восприятия имеет особое значение при воспроизведении мысленного образа спустя длительное время после восприятия; люди со «зрительным» типом восприятия могут продолжительное время удерживать мысленный образ внешнего облика человека для хорошего изобразительного воспроизведения в портрете, пригодном для использования в розыске.

Роль человека в событии может быть различна; участник (потерпевший, соучастник) или посторонний, случайный свидетель происшествия в зависимости от этого возможности усвоения признаков внешности наблюдаемого объекта неодинаковы. Случайный очевидец происшествия обычно ограниченно воспринимает элементы и признаки внешности участников события, в то время как потерпевший воспринимает в более полном объеме внешний облик участников события.

Настроение, эмоции могут способствовать или препятствовать процессу восприятия, сохранения и воспроизведения мысленного образа. Состояние человека в ситуации восприятия (эмоции, переживаемые в этот момент) может не только оказать решающее воздействие на степень полноты и яркости мысленного образа, но и значительно повлиять на его содержание.

В ситуациях, где не возникают эмоциональные переживания, отношение очевидца к процессу восприятия может быть решающим для полноты мысленного образа. Человек, стремящийся запомнить черты внешности, при прочих равных условиях обладает наиболее полным мысленным образом, поскольку им в процессе наблюдения не только фиксируются признаки внешности, но и предпринимаются усилия для их анализа, синтеза и т.д.

Внешний облик человека характеризуется целым рядом признаков, неоднородных по своей значимости для процесса формирования мысленного образа и в значительной мере определяющих течение процессов восприятия и содержание мысленного образа. Есть признаки, без которых мысленный образ не может быть сформирован; это пол, возраст, антропологический тип, а также наиболее наглядные признаки внешности. Все эти признаки образуют содержание мысленного образа. Их определенность, яркость влияет на полноту, достоверность мысленного образа, результативность процесса восприятия.

Другие признаки внешности, отличающиеся средними или близкими к средним градациями, требуют более или менее длительного наблюдения для того, чтобы быть воспринятыми, зафиксированными памятью; эти признаки представляют большую трудность для восприятия в процессе кратковременного общения, и чем больше их удельный вес в комплексе признаков внешности человека, тем труднее в ходе криминальной ситуации сформировать на их основе достоверный, полный мысленный образ[38].

Человек всегда воспринимает другого человека в целом, а не по элементам его внешности. Такой характер сохраняется и при восприятии демографических характеристик объекта, во многом ассоциативных, и при запечатлении признаков внешности, образующих в своей совокупности определенный морфо-конституциональный тип.

Процесс формирования мысленного образа в ситуациях, которые в дальнейшем становятся предметом изучения органов расследования, чаще всего связан с условиями, затрудняющими восприятие человека человеком:

- непродолжительность времени восприятия (обычно 10-15 мин);

- однократность восприятия (впервые видел незнакомого человека);

- неблагоприятная для восприятия обстановка (недостаточное освещение, неожиданность, состояние душевного волнения);

- непреднамеренный характер восприятия.

Любой объект запоминается более полно и прочно, если восприятие происходит преднамеренно. Однако такие ситуации крайне редки, очевидец чаще всего воспринимает незнакомое ему лицо непреднамеренно и в результате содержание мысленного образа по полноте и достоверности отличается от оригинала.

Итак, мысленный образ формируется под влиянием различных факторов, связанных с личностями воспринимаемого и воспринимающего. Но, несмотря на свою субъективную природу, мысленный образ человека достаточно полно и адекватно отражает признаки внешности, чтобы успешно использоваться в практике криминалистического установления личности и быть основой различных материальных субъективных отображений объекта. Его соответствие действительности обусловливается прежде всего происхождением, поскольку он относится к числу представлений памяти, т.е. представлений объектов, которые воспринимались в прошлом. С другой стороны, адекватность мысленного образа обеспечивается свойствами человеческого сознания, способного правильно отражать окружающую действительность. Представление о внешности человека настолько верно отражает ее элементы, насколько точно человек через органы зрения может воспринять величину, форму, положение и другие признаки элементов внешности, насколько долго может удерживать их в памяти без искажений, а также насколько достоверно он может материализовать мысленный образ в виде различных отображений или сравнить его с человеком в натуре (в случае опознания).

Учитывая то, что мысленный образ – основа информации о внешности человека, проблема оценки достоверности показаний очевидца о внешности устанавливаемого или разыскиваемого лица становится одной из актуальных для использования этих данных в розыскных и следственных целях. Специалисту, работающему с очевидцем над составлением субъективного портрета, необходимо проанализировать все перечисленные факторы, влияющие на процесс возникновения, сохранения и воспроизведения мысленного образа, и оценить их воздействие на содержание информации о признаках внешнего облика человека, чей портрет должен изготавливаться[39].

Анализ факторов влияющих на достоверность показаний очевидца проводится на первой стадии изготовления субъективных портретов – на стадии первичной беседы и установления психологического контакта с очевидцем. В процессе беседы специалист решает две задачи:

- правильно построить работу с очевидцем, чтобы получить наиболее достоверный портрет;

- попытаться создать образ разыскиваемого лица и получить представление об условиях, в которых протекало восприятие.

При опросе очевидца устанавливается психологический контакт и вместе с тем идет сбор информации о той ситуации, в которой происходил процесс восприятия.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: