Исторические предпосылки Возрождения

СОДЕРЖАНИЕ

    Стр.
  ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 5
2 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЭПОХИ РЕНЕСАНСА 7
3 РАЗВИТИЕ НАУКИ 11
  3.1 Великие географические открытия 15
  3.2 Коперник и коперниканцы 17
  3.3 Развитие медицины 24
  3.4 Книгопечатанье 37
  3.5 Металлургия и горнодобывающая промышленность 38
  3.6 Городское строительство 39
  3.7 Леонардо да Винчи 40
4 РЕЛИГИОЗНАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 44
5 СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 50
  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
     
     
     
     
     


ВВЕДЕНИЕ

 

Эпоха Возрождения – Ренессанс (примерные границы - XIV - XVI вв.) – одна из самых ярких в истории человечества. То, что мы именуем Возрождением, в Италии началось уже в XIV веке, а в XV веке достигло расцвета. В XVI веке культура Ренессанса стала общеевропейским явлением – прежде всего западноевропейским. Этот период ознаменован невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Это время гениальных творцов, время решительного выхода человека за границы традиционного общества, время утверждения индивидуалистической ориентации человека, время резких контрастов и противоречий. Эпоха Возрождения дала миру десятки имен, которые составляют славу мировой культуры: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Данте, Петрарка, Дюрер, Мишель Монтень, Джордано Бруно, Томас Мор, Макиавелли, Эразм Роттердамский и многие другие.

В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов. Название эпохи и означает «возрождение античности».

Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения является его ориентация на искусство: если Средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение – эпохой преимущественно художественно-эстетической. И если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в Средние века – Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно назвать антропоцентрическим. Период Ренессанса – это переворот в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Высшей ценностью становится человек, что обусловило важнейшую черту культуры Возрождения – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

Философия Ренессанса «реабилитировала» мир и человека, поставила, хотя и не решила проблему соотношения божественного и природного, бесконечного и конечного, поколебала незыблемые ранее позиции церкви. Таким образом, был указан путь дальнейшего развития философии, культуры и науки.



ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Время и место такого явления, как Ренессанс, не были случайными. Для того чтобы понять Возрождение, необходимо предварительно дать краткий обзор положения Европы и, в частности, Италии в начале XIV в.

В отличие от XIII века, бывшего столетием образования значительных философских и теологических систем (труды Фомы Аквинского, Альберта Великого, Бонавентуры, Р.Бэкона), XIV и начало XV столетия знаменуются их разложением и упадком. В политической сфере происходит заметное укрепление национальных государств. Между церковью и светскими правителями разворачивается жестокая борьба за политическую власть. В связи с развитием городов, ремесел и торговли возрастает интерес к научным исследованиям, как в области естественных наук, так и в области наук гуманитарных (экономических). Выдающуюся роль в области культуры, науки и философии играют университеты, которые образуются в различных европейских городах (в 1348 г. – в Праге, в 1364 г. – в Кракове, в 1365 г. – в Вене, в 1378 г. – в Эрфурте, в 1381 г. – в Гейдельберге и т.д.), при этом старые университеты теряют свое монопольное общеевропейское значение.

XIII – XIV века ознаменованы новыми тенденциями в философии. Характерно возрастание критического духа философии, который проявляется в новых взглядах, в новом отношении к традиционным средневековым темам. Внутри схоластики возникают противоречия между томистами и августинистами, что лишает католическую идею единства и делает ее уязвимой.

В этот период в Европе обозначился кризис католичества. Этот кризис объясняется разными объективными причинами. Одной из них были подъем богатого торгового класса и рост знаний среди мирян. Оба эти процесса начались в Италии, которая вплоть до середины XVI столетия шла в этом отношении впереди других стран Запада. В XIV веке североитальянские города намного превосходили по богатству все города Севера; а прослойка ученых мирян, особенно в юридических и медицинских науках, становилась здесь все более многочисленной. Североитальянские города были проникнуты духом независимости. Те же явления, хоть и в меньшей степени, существовали повсюду. Фландрия переживала пору процветания; пору процветания переживали и ганзейские города. В Англии торговля шерстью приносила большие доходы. Папство, сильно «обмирщившееся», представало преимущественно как фискальное ведомство, присваивавшее те доходы, которые большинство стран желало сохранить у себя. Папы больше не пользовались или не заслуживали того морального авторитета, который им дала власть. Бонифаций VIII в булле «Unam Sanctam» выдвинул столь крайние притязания, которых еще никогда не выдвигал ни один из предшествовавших пап. Он же в 1300 г. учредил проведение «юбилейного года», в течение которого всем католикам, посещающим Рим и исполняющим во время своего пребывания в нем определенные церемонии, даруется полное отпущение грехов. С середины же XIV в. и до начала следующего католичество переживало Великий раскол, когда папский престол занимали одновременно двое пап, а некоторое время – даже трое. Все это значительно подрывало авторитет церкви.

Это не означает, что средневековье отступило перед новыми веяниями: в массовом сознании традиционные представления сохранялись. Противостояла новым идеям церковь, используя средневековое средство – инквизицию. Идея свободы человеческой личности продолжала существовать в обществе, разделенном на сословия. Не исчезала до конца феодальная форма зависимости крестьян, а в некоторых странах (Германии, в Центральной Европе) произошел возврат к крепостничеству. Феодальная система проявляла достаточно большую жизнестойкость. Каждая европейская страна изживала ее по-своему и в своих хронологических рамках. Капитализм долгое время существовал как уклад, охватывая лишь часть производства и в городе, и в деревне. Тем не менее, патриархальная средневековая медлительность стала отступать в прошлое.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: