Развитие финансово–кредитной политики в условиях макроэкономической стабилизации в Узбекистане

1994 год – один из самых ответственных периодов в становлении экономических отношений – подвел итог первому этапу процесса реформ и заложил необходимые основы для дальнейшего углубления рыночных преобразований.

Мероприятия по системным преобразованиям экономики республики осуществлялись в ее производственном и финансовом секторах. При этом ставилась задача создания правовой базы рыночных отношений, проведения инструментальных преобразований командно-административной системы управления и государственного сектора экономики, либерализации экономических отношений и внешнеэкономической деятельности, макроэкономической стабилизации с учетом особенностей переходного периода.

Финансовая политика государственных органов была ориентирована на поддержание и развитие базовых и других приоритетных отраслей народного хозяйства: значительные объемы государственных инвестиций направлялись на укрепление и развитие топливно-энергетического комплекса, золотодобычу, перерабатывающую промышленность, жилищное строительство, расширение экспорта, мелиорацию земель. Такая политика исходила из необходимости структурной перестройки этих важнейших отраслей на первом этапе реформ.

Учитывая необходимость продолжения финансирования структурной перестройки экономики, осуществления социальных программ и поддержки малообеспеченных слоев населения, налоговая политика республики по прежнему была ориентирована на расширение налогооблагаемой базы и сохранение достаточно высоких ставок налогообложения. Так, был введен налог на доходы для сельскохозяйственных предприятий.

Однако при этом реформирование системы налогообложения было направлено на снижение налогового бремени на юридических лиц, усиление стимулирующего воздействия налогов на:

1) наращивание объемов производства и реализации продукции, расширение предпринимательской и инвестиционной активности;

2) совершенствование структуры доходов за счет повышения доли налогов на природные ресурсы, имущество и налоги с физических лиц;

3) максимальное упрощение механизма налогообложения и обеспечение стабильности налоговой системы.

Реализация этих направлений выразилась в отмене некоторых видов налогов, в частности, налога на сырьевые ресурсы и продукцию, вывозимую за пределы республики, платежи в бюджет в размере 20% от амортизационных отчислений, налога на фонд оплаты труда колхозников. Одновременно с этим вместо налога на доходы предприятий введен налог на прибыль, предусматривающий ряд льгот, снижена ставка НДС, введены акцизы на новые виды товаров и продукции. С января 1995 г. введен земельный налог на земли сельскохозяйственного назначения, за использование недр.

Снижение дефицита бюджета во многом обеспечено за счет повышения роли наиболее стабильных в условиях переходной экономики источников дохода – косвенных налогов. В структуре доходов госбюджета доля косвенных налогов выросла: в 1996 г. более 50% всех доходов было собрано в виде акцизов, НДС и таможенных пошлин.

Какие тенденции можно выделить в современной эволюции различных видов налогов?

На начало 1996 г. наметилось некоторое смягчение налога на добавленную стоимость, в основном за счет снижения ставки и расширения льгот предприятиям некоторых отраслей (сельское хозяйство и экспортируемая продукция). В то же время за период существования налога на добавленную стоимость были перекрыты каналы ухода от него. В результате налог на добавленную стоимость стал наиболее успешно собираемым налогом;

Эволюция налога на прибыль и подоходного налога идет по двум направлениям. Во-первых, уменьшается налоговое давление на предприятия и увеличивается – на потребление. Во-вторых, за счет использования различных видов налоговых льгот осуществляется стимулирующее воздействие налогов:

1) регулируемые платежи и налоги на имущество юридических лиц – это налоги на пользователей недр, плата за землю, воду, налог на владельцев автотранспортных средств. По этим налогам наметилась тенденция некоторого ужесточения;

2) сохраняются льготы для предприятий, производящих экспортно-ориентированную продукцию. В целях стимулирования деятельности предприятий с иностранными инвестициями, производящими экспортно-ориентированную и импортозаменяющую продукцию, налоговым законодательством предусмотрена широкая система гарантий и льгот для иностранных инвесторов.

В целях поддержания перестройки деятельности банков предусмотрено освобождение их доходов от налогообложения: банки до 1998 г. были освобождены от уплаты налога на доход.

Постоянный поиск, в котором находится налоговая система в Узбекистане, показывает, что пока не все ее проблемы решены.

Кредитная политика Центрального банка Республики Узбекистан с введением национальной валюты направлена на решение двух взаимосвязанных задач:

1) создание условий для макроэкономической стабилизации на основе жестокого ограничения денежной массы и реализации антиинфляционных мер;

 

2) поддержание предпосылок оживления и роста масштабов производства и инвестиций.

Кредитная политика в республике проводилась с учетом решения задач первого этапа перехода к рыночным отношениям. Исходя из приоритетов социально-экономического развития экономики республики, кредиты предоставлялись прежде всего базовым и приоритетным отраслям народного хозяйства – топливно-энергетическому, машиностроительному, агропромышленному комплексу, а также на мероприятия, связанные с социальной поддержкой населения.

В соответствии с Законом “О Центральном банке Республики Узбекистан” деятельность Центрального банка в области монетарной политики претерпела качественные изменения:

1) перестраивалась кредитная и процентная политика путем последовательного сжатия монетарных каналов инфляции;

2) получила все большее распространение практика размещения централизованных кредитов через активизацию процессов перехода на рыночные принципы в финансовой системе;

3) осуществлялись мероприятия по совершенствованию механизма формирования золотовалютных резервов и управлению ими;

Политика рефинансирования коммерческих банков взяла направление на поддержание развития приоритетных и создание новых отраслей экономики.

В результате реализации мероприятий по ужесточению денежно-кредитной политики постепенно снижались темпы роста денежной массы и в конечном итоге – инфляции.

Проводимая денежно-кредитная политика нашла адекватное отражение в замедлении инфляционных процессов и более медленных темпах роста уровня цен.

Таким образом, государственная политика кредитования в этот период была ориентирована не только на количественное сохранение кредитов для сдерживания инфляционных процессов и перевод финансовых отношений на рыночные принципы, но и на финансовую поддержку объектов, являющихся жизненно важными для экономики и обеспечивающих экономическую независимость страны.

Современная финансовая ситуация в республике характеризуется не только сокращением дефицита финансовых ресурсов государства, но и приостановлением спада производства, активизацией капитального строительства, притоком иностранного капитала. Заработали ценовые механизмы регулирования производства, начался перелив капитала через фондовый рынок, развиваются рыночные механизмы финансирования инвестиционных проектов, созданы необходимые условия для эффективной деятельности предприятий, производящих экспортоориентированную и импортозамещающую продукцию.

Министерство финансов и Центральный банк на практике используют широкий арсенал налогово-бюджетных и денежно-кредитных механизмов, нацеленных на улучшение финансового положения производственного сектора экономики, стабилизацию финансов и денежного обращения.

Вместе с тем, в функционировании финансово-кредитной системы Узбекистана сегодня существуют много проблем, которые препятствуют углублению реформ. Сохраняется бюджетная психология, мало внимания уделяется укреплению финансового положения самих хозяйствующих субъектов, сокращению убыточности, созданию условий, когда предприятия могли бы обладать достаточными собственными оборотными ресурсами. В системе банковского кредитования остаются высокими процентные ставки, что сдерживает процесс получения предпринимателями кредитов на оборотные ресурсы и инвестиции и др. Решение этих проблем тесно связано с углублением реформы финансово-кредитной системы.

Заключение.

Итак, мы выяснили, что представляет собой современная кредитная система. Мы проанализировали структуру и механизм функционирования современной кредитной системы, а также выявили сущность и особенности кредитной системы.

Мы выяснили, что современная кредитная система состоит из нескольких ярусов:

– Центральный Банк,

– банковский сектор,

– страховой сектор,

– сектор специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов.

Однако, в силу национальных традиций развития кредитных систем, из-за различий в уровне доходов населения и роли государства в экономике, – отдельные сектора кредитной системы в разных странах развиты неодинаково. Мы выяснили, что наиболее развита кредитная система США и стран Западной Европы (Германия, Франция, Великобритания, Италия, Испания). Среди развивающихся стран наиболее развиты кредитные системы таких стран как: республика Корея, Сингапур, Гонконг, Таиланд, Индонезия, Индия, Пакистан, Мексика, Бразилия, Венесуэла, Аргентина, Перу. 

Анализируя механизм функционирования современной кредитной системы, мы выяснили, что все её ярусы взаимосвязаны и функционируют как единый организм, и этим единством обеспечивается стабильность всей кредитной системы. Вершина всей кредитной системы – Центральный Банк, который регулирует всю денежно-кредитную систему страны, а значит, регулирует всю экономику. Он является кредитором государства и банковского сектора. Банковский сектор, страховой сектор, сектор небанковских кредитных институтов аккумулируют кредитные ресурсы, превращая денежные средства в капитал. Они оказывают финансовые услуги юридическим и физическим лицам. Функционирование банков, страховых фирм и небанковских кредитных организаций также обеспечивает стабильность экономики государства, способствует расширению производства и росту уровня жизни населения.

Список использованной литературы.

1. Каримов И. «Узбекистан на пороге XXI века». 1997 г.

 

2. Каримов И. «Узбекистан по пути углубления экономических реформ»

 

 

3. Трускова Л.В. Финансы и кредит. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 384 с.: (Серия “Учебники 21 века”);

 

4. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / М.В. Романовский и др.: Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублёвской. – М.: Юрайт-М, 2001. – 543 с.;

 

5. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 687 с.

 

6. Банки и банковские операции: Учебник для вузов/ Е.Ф. жуков, Л.М. Максимова, О.М. Маркова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,1997.

 

7. Банковское дело/ Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2002.

 

8. Банковское дело: Учебник.- 4-е изд., перераб. и доп./ Под ред. проф. В.И.

 

9. Колесникова, проф. Л.П. Кроливецкой.- М.: Финансы и статистика,2002.

 

10. Буйлов М. Кредит до получки//Комерсантъ Деньги.- 2002-6 марта.

 

11. Голикова Л. Плати, но не сейчас// Комерсантъ Рейтинг.- 2003.-1 января.

 

12. Деньги,кредит, банки: Учебник/ Под ред. О.И. Лаврушина.- 2-е изд.перераб. и доп. М.: Финансы и статистика,2002.

 

13. Курс экономической теории: Учебник/ Под ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой- Киров: АСА, 2000.

 

14. Общая теория денег и кредита: Учебник/ Под ред. проф Е.Ф. Жукова.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.


[1] И.А. Тавасиев, Государственный долг волнует не только Россию?//Финансовая газета, №15,1997

[2] Общая теория денег и кредита / Под ред. Е.Ф. Жукова. М., 2003

[3] Леворн С. Независимость Центрального банка: разделение фискальной и денежной властей // Российский экономический журнал, 1995, № 7.

[4] Костюк В.Н. К определению современного коммерческого банка // Банковское дело. - 1996. - № 11. - С. 20-21

[5] Рид Э.,Коттер Р.,Гилл Э.,Смит Р. Коммерческие банки. - М: Прогресс,1983. С.31

[6] Купер Дж. Управление и регулирование банков. М.: Финансы и статистика. 1993. С.99



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: