Димых после однократного прослушивания, навыки чте-
Ния. Объем внимания изучался с помощью тахитоскопа,
Определяющего время восприятия и называния различ-
Ных объектов - форм, букв, слов, при этом объем внима-
Ния колебался в пределах пяти объектов.
Историческое значение теории Гальтона
Была поставлена проблема генетических предпосы-
Лок умственного развития и статистических методов их
Исследования.
Введение методов вариационной статистики (метод
Исчисления корреляции через переменные), что обусло-
Вило дальнейшее создание многих ценных математических
Методик и возникновение метода факторного анализа.
Использование тестов положило начало науке психо-
Техники и широкому использованию методов тестирова-
Ния в других областях психологического знания.
Емов и методов обучения на каждом из возрастов. В соот-
Ветствии с этой целью перед детской психологией встала
|
|
Задача исследования общих для всех детей механизмов и
Этапов психического развития.
Книга В. Прейера ≪Душа ребенка≫ (1882), основанная
На эволюционном подходе, является первым системати-
Ческим трудом в области возрастной психологии и содер-
Жит полное описание стадий и этапов развития ребенка
От рождения до 3 лет, а также в ней исследуются причины
Индивидуальных различий детей, главной из которых яв-
Ляется биологическая наследственность.
Ности или непригодности работника для выполняемой им
Работы.
Применение тестовых методов в психотехнике оказало
Влияние и на развитие психологии вообще, так как ре-
Зультаты самонаблюдения теперь отходили на второй
План и не интерпретировались как главный результат ис-
Следования, а являлись лишь показателем того, насколько
Внутреннее состояние испытуемого при выполнении экс-
Периментальной задачи соответствует его состоянию
В реальных условиях трудового процесса. Начинают фор-
мироваться предпосылки ≪открытого≫ кризиса, в который
Психология вступила в 20-30-е гг. прошлого, XX столетия.
Психологическая концепция
Интенциональных актов Ф. Брентано
Австрийский философ и психолог Франц Брентачо
(1838-1917), являясь противником как эксперименталь-
ной структуралистской теории В. Вундта, так и ассоциатив-
ной психологии, создал свою психологическую теорию и
программу развития психологии как самостоятельной науки,
получившую название функционализма. В ней содержат-
|
|
ся следующие ключевые идеи.
1. Главное качество сознания - интенциональность,
или особого рода активность, в результате которой оно
всегда взаимодействует с каким-либо объектом и на-
правлено на него. Содержаниями сознания являются
;•*. ощущения и восприятия, а интенциональные акты,
содержащие в себе объект, с которым они взаимодейст-
вуют.
2. Предмет психологии - не содержания, а акты со-
знания.
3. Задача психологии как науки - изучение интенцио-
нальных актов сознания и описание того, как работает со-
знание, а не из чего оно состоит.
4. Существуют три основные формы интенциональных
актов (или актов активности сознания):
- акты представления - они являются ведущими и
определяются как процесс презентации предмета созна-
нию. Это восприятие, воображение, понятие;
- акты суждения, в процессе которых объекту дается
оценка истинности или ложности;
- акты чувства, которые представляют собой эмоцио-
нальную оценку объекта с точки зрения его желаемости
или отвергаемости субъектом.
- *
Психологические идеи В. Джеймса
Вильям Джеймс (1842-1910), американский психолог,
создатель первой американской лаборатории, основа-
тель американского направления в функционализме, со-
зданном австрийским психологом Ф. Брентано и конку-
рирующем со структурализмом Э. Титчинера.
Теория эмоций. Основной идеей теории служит ука-
зание на связь между эмоциями и их физиологическими
проявлениями, но с обратной стороны, т. е. не физиоло-
гическое изменение возникает под действием эмоции,
а эмоция рождается из соответствующего физиологиче-
ского действия, например грусть рождается из физиоло-
гического процесса плача.
Теория сознания. Предметом психологии является
сознание, но не с точки зрения изучения его структуры и
механизмов соединения его элементов, как это постули-
ровала школа В. Вундта, а изучения его работы, исследова-
ния законов и механизмов, обусловливающих специфику
его функционирования. Сознание имеет ряд характе-
ристик:
- цельность, т. е. отсутствие каких-либо связок внутри
самого сознания;
- непрерывность работы, постоянное движение, на-
званное ≪потоком сознания≫, когда происходит более
или менее точное осознавание каких-либо внешних
(предметы, вещи) и внутренних явлений (мысли, чув-
ства, ощущения);
- динамизм, постоянная изменчивость осознания даже
привычных вещей;
- разная интенсивность и четкость осознавания тех или
иных явлений и вещей;