Л. С. Выготского
Лев Семенович Выготский (1896-1934) является одной
из самых выдающихся личностей отечественной психоло-
гии XX в. Все его научное творчество делится на 2 периода:
гомельский и московский.
Гомельский период. В 1917 г. - исследовательская
работа, организация психологического кабинета. Основ-
ные идеи: 1) отрицание самонаблюдения как метода реф-
лексологии; 2) слияние рефлексологии и психологии на
основании феномена речевого рефлекса, так как он является
и телесным актом, т. е. отражает поведение человека,
и субъективным переживанием сознания; 3) опора на
условно-рефлекторный принцип объяснения поведения.
Московский период делится на три этапа:
Первый этап (1924-1927). Особенностями этого этапа
являются:
- работа ≪Психология искусства≫, центральной идеей
которой стала концепция об особой форме реакции - эс-
тетической;
- выведение двух факторов детерминации психиче-
ских явлений - социального и культурного. Культурный
фактор проявляется в образе речевых реакций, включаю-
щих как реальное поведение организма, так и значение
слова.
Второй этап (1927-1931) назван инструментальной
психологией и имеет следующие особенности.
- разработка схемы ≪стимул - стимул - реакция≫
взамен старой ≪стимул - реакция≫, в качестве посредника
между стимулом и ответной реакцией выступал особый
стимул-знак;
t
- * •
Деятельностный подход
В отечественной психологии
В трудах С. Л. Рубинштейна
В советский период развития отечественной психоло-
гии деятельностный подход был центральной концепцией.
В рамках этого подхода разрабатывались теория лично-
сти, понимание предметов и задач психологии как науки,
педагогические концепции. Центральной идеей выступал
постулат о единстве сознания и деятельности, которая рас-
сматривалась с марксистской точки зрения, проповедую-
щей труд как основную форму взаимоотношения человека
со средой. Принципы деятельностного подхода активно раз-
рабатывались в трудах советских ученых С. Л. Рубинштейна
и А. Н. Леонтьева.
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) развивал
следующие идеи деятельностного подхода.
1. Всякое действие человека исходит из мотивов и на-
правляется на цель.
2. Деятельность и сознание образуют единство. Сам
факт осознания своей деятельности изменяет характер ее
протекания и, таким образом, перестает быть простой со-
вокупностью ответных реакций на внешние раздражители.
3. Осознанность действия зависит от отношения, скла-
дывающегося в ходе самой деятельности. Сознательное
действие - это не действие, которое сопровождается со-
знанием.
4. Поведение человека не сводится к простой совокупно-
сти реакций, оно включает систему сознательных действий,
которые отличаются от реакции иным отношением к объекту.
5. Действие - это сознательный акт деятельности, ко-
торый направляется на объект, и оно становится поступ-
Понятие о деятельности
В трудах А. Н. Леонтьева
Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) в своих
трудах развивал общее понятие о деятельности. Он раз-
работал общепсихологическую теорию деятельности,
ставшую фундаментальной для отечественной науки.
Главным трудом, раскрывающим суть деятельностного
подхода, стала работа Леонтьева Деятельность. Созна-
ние. Личность. В своей теории деятельности Леонтьев
выдвигал следующие научные идеи.
1. Деятельность есть процесс, осуществляющий жизнь
субъекта, и его целью является удовлетворение предмет-
ных потребностей субъекта.
2. Предметные потребности определяются как внутрен-
ние состояния организма.
3. Развитие деятельности приводит к возникновению
психического отражения реальности в ходе эволюции, т. е.
деятельность порождает психическую жизнь.
4. Деятельность, помимо объективного отражения реаль-
ности, переводит образ в объективно-предметную форму,
которая может быть вещественной или идеальной (т. е.
нематериальной). Язык является формой отражения об-
раза в индивидуальном сознании.
5. Существует несколько стадий развития психики в он-
тогенезе:
- элементарная сенсорная психика;
- перцептивная психика (т. е. формирование образа);
- стадия интеллекта (т. е. обеспечение ориентации и
адаптации организма в среде).
6. В каждом возрасте у человека существует ведущая
деятельность. (Это положение послужило основой для со-
Отечественная психология