Рынок мясных продуктов является одним из крупнейших рынков продовольственных товаров. Наметилась тенденция роста потребления мясной продукции на душу населения (в 2007 г. потребление составило 39 кг., в 2008 г. – 41,2 кг., в 2009 г. – 45 кг.).
Согласно прогнозам правительства, в ближайшие годы предполагается рост доходов населения. Таким образом, наиболее обоснованным прогнозом будет умеренный рост потребления мясопродуктов, при этом прогнозируется, что потребление колбасных изделий и полуфабрикатов будет расти более высокими темпами, нежели потребление мяса, т. к. усиливается тенденция изменения структуры потребления в сторону продуктов быстрого приготовления или уже готовой к употреблению продукции. Угрозой для развития отрасли являются возможный дефицит сырья, повышение затрат на доставку и хранение сырья (в связи с ростом цен на энергоносители).
ОАО «Бурятмясопром» работает над расширением товарного ассортимента, позволяющего полнее удовлетворять возникающие запросы покупателей, заполняя товарные ниши на рынке Республики Бурятия и соответственно наращивая объемы производства и продаж.
В 2007–2008 гг. было разработано и включено в ассортиментный перечень: 14 наименований полуфабрикатов, 11 наименований колбасной и деликатесной продукции, 13 наименований мясных и мясорастительных консервов. Товарооборот по новым наименованиям составил 23% от общего товарооборота ОАО «Бурятмясопром».
Основная концепция маркетинговой политики Общества вбирает в себя несколько подходов, их можно определить следующим образом:
– производственная концепция – направленная на достижение эффективности производства, снижение издержек стоимости и массовое распределение производимой продукции;
– товарная – концентрация сил на производстве высококачественной продукции, и ее постоянном совершенствовании, с учетом мнения конечного потребителя;
– ориентация на продажи – достижение максимальной эффективности системы сбыта (четкое определение целевого рынка, рекламная поддержка продукции, изучение потребителей, интенсивное продвижение продукции на рынке).
Координация всех производственных цехов и отделов предприятия направлена на интересы потребителей и позволяет ежегодно наращивать объемы и качество продаж. Стратегическое планирование является одним из основных инструментов маркетинговой политики ОАО «Бурятмясопром». Оно позволяет: повышать контролируемые доли рынка мясопродуктов, предвидеть требования потребителей, налаживать выпуск наиболее качественной продукции, конкурировать по ценам и поддерживать репутацию ОАО «Бурятмясопром», как надежного поставщика качественной продукции.
Основными целями стратегического развития ОАО «Бурятмясопром» являются:
– улучшение качества продукции, увеличение сроков ее хранения;
– уменьшение себестоимости продукции за счет снижения издержек производства;
– увеличение доли продукции ОАО «Бурятмясопром» не только на местном, но и на региональном уровне;
– расширение географии сбыта;
– улучшение имиджевого восприятия продукции ОАО «Бурятмясопром», завоевание и удержание доверия конечного потребителя.
Ниже выявлена основная тенденция развития производительности труда в ОАО «Бурятмясопром».
Таблица 26. Расчет параметров уравнения прямой
Года | Производительность, тыс. руб., у | t | t2 | ty | yt |
2005 г. | 554,6 | -2 | 4 | -1109,2 | 597,78 |
2006 г. | 596,05 | -1 | 1 | -596,05 | 658,325 |
2007 г. | 780 | 0 | 0 | 0 | 718,87 |
2008 г. | 1016,7 | 1 | 1 | 1016,7 | 779,415 |
2009 г. | 647 | 2 | 4 | 1294 | 839,96 |
∑ | 3594,35 | 0 | 10 | 605,45 | 3594,35 |
2010 г. | 3 | 9 | 900,505 |
уt=a1+a2*t
a1=?
a2=?
=> =>
a1=
a2=
yt= 718,87+605,545*t
yt1=718,87+605,545*(-2)= 597,78
yt2=718,87+605,545*(-1)= 658,325
yt3=718,87+605,545*0=718,87
yt4=718,87+605,545*1=779,415
yt5=718,87+605,545*2=839,96
Прогноз на 2010 год:
yt6=718,87+605,545*3=900,505
При оценке тенденции развития производительности труда я использовала показатель: отношение валовой продукции в денежной оценке к числу среднегодовых работников:
Пт= (18)
За 5 лет на предприятии производительность труда повысилась. В 2005 г. она равнялась 554,6 тыс. руб., в 2006 г. – 596,05 тыс. руб., в 2007 г. – 780 тыс. руб., в 2008 г. – 1016,7 тыс. руб. и в 2009 г. – 647 тыс. руб. Это связано с тем, что на предприятии ОАО «Бурятмясопром» за 5 лет численность работников увеличилась и объем выпускаемой продукции тоже. Так в 2008 г. по сравнению с 2009 г., в котором ССЧ работников составила 735 чел., количество ССЧ работников равняется 1055 человек. А объем выпускаемой продукции за 5 лет увеличился на 664958 тыс. руб.