Влияние сырья и материалов на качество товаров

Введение

 

Э. Деминг определил понятие качества как: «Трудность в определении качества заключается в переводе свойств, необходимых пользователю, в измеряемые характеристики, чтобы продукция мола быть спроектирована и представлена потребителю за такую цену, которую он мог бы заплатить. Это нелегко, поскольку как только кто-то почувствует успех своих усилий, он вдруг ощущает, что потребности потребителей изменились, конкурент вырвался вперед, применяя новые, улучшенные материалы, предлагает аналогичную продукцию по более низким ценам, но более привлекательную...» [6, с. 146].

Проблема обеспечения качества продукции в большинстве развитых стран переросла в национальную стратегию. Ее успешное решение базируется на учете и полноте использования факторов, обеспечивающих повышение качества, стимулирование качества и сохранение качества продукции (товаров). К первой группе факторов относится: качество проектирования (моделирование и конструирование), качество изготовления (качество нормативно-технической документации, оборудования и инструментов, сырья, комплектующих изделий, качество труда работников, соблюдение технологических режимов работы) [1, с. 24].

Ко второй группе, т.е. к стимулирующим факторам, относятся экономическая эффективность (включая цену), материальная заинтересованность работников, моральные стимулы, санкции предъявляемые за выпуск продукции низкого качества.

К третьей группе относятся все мероприятия, направленные на снижение потерь (порчи) и охватывающие этапы товародвижения и непосредственной эксплуатации (потребления) продукции (товаров). Это, оптимальное обеспечение транспортирования, хранения и реализации, а также использование товаров, учет сложности исходной природы и структуры материальных ценностей, знание многообразия воздействий (механических, химических, физических и биологических), полнота использования научно-практических разработок по сохранению качества.

Ориентация на потребителя является гарантией повышения уровня качества продукции или услуги. Ее реализация требует сочетания умения хозяйствовать в новых условиях экономической самостоятельности с ответственностью, многолетняя практика сложившихся экономических отношений за рубежом построена именно на взаимной ответственности. [11, с. 19].

В передовых странах мира эпоха массового спроса на основные потребительские товары миновала в 30-х годах, когда спрос стал близок к насыщению. На этой стадии главные задачи предпринимательской деятельности состояли в разработке и усовершенствовании механизма массового производства, снижавшего издержки выпуска продукции. Успех в конкурентном сбыте имели фирмы, предлагавшие стандартные товары по самой низкой цене [18, с. 200].

На смену массовому спросу пришла эпоха массового сбыта. Ее символизировал принцип ежегодной смены моделей, переход от стандартной продукции к дифференцированной. В условиях конкуренции главными задачами управления стали предложение на рынке новых моделей, реклама, организация сбыта и другие различные способы воздействия на выбор потребителя. Основное внимание в производстве стало уделяться качеству продукции и ее ассортименту. Забота о поддержании уровней прибылей отошла на второй план.

С 50-х годов наступила постиндустриальная эпоха, для которой характерно производство высококачественных товаров для потребителей с высоким уровнем доходов. Технический прогресс коренным образом изменяет как спрос, так и предложение. Основное внимание уделяется созданию новых высококачественных видов продукции на базе новейших технологий. На этой стадии потребители становятся более разборчивыми: чаще настаивают на полной информации о покупаемом товаре, требуют гарантий качества и защиты своих интересов [17, с. 452].

Актуальность темы можно определить так: на качества товаров влияет множество факторов начиная от используемого сырья, технологических операций, процессов моделирования и конструировония до конкретных факторов влияющих на свойство товаров. Таким образом изучение всех изменений факторов дает право считать что данная тема будет актуальна на любом этапе существования производства товаров.

Объект изучения: факторы, формирующие качество товаров.

Предметам исследования, является изучение конкретных факторов влияющих на свойство и качество обуви, а также их характеристика.

Основной целью работы является изучение факторов формирующих качество обуви.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

- рассмотреть классификацию и характеристику факторов, формирующих качество товаров (сырьё и материалы, технологические процессы, процессы конструирования и моделирования).

- изучить факторы, формирующие качество товарной группы (обуви).

- дать анализ влияния конкретных факторов на свойство товаров.

В процессе написания данной курсовой работы использовались материалы учебного характера «Теоретические основы товароведения» под общей редакцией Сыцко В.Е., статьи журналы экономического, анализирующего плана и др.

При написании данной курсовой работы были использованы такие общенаучные и специальные методы исследований, как анализ (сравнение, логический), обработки информации (графический), анализа информации (сравнение), социологическое анкетирование.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, пяти подпунктов, заключения, списка использованной литературы и приложения.



Классификация и характеристика факторов, формирующих качество товаров

Влияние сырья и материалов на качество товаров

 

Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемых товаров или предоставляемой услуги. Повышение качества выпускаемых товаров расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность товаров во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.

Качество товаров относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции. Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно – технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны [14, с. 7].

Рост технического уровня и качества выпускаемых товаров является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях преобладающей неценовой конкуренции и насыщенного рынка именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха. Качество выпускаемых товаров по праву можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно - технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Обеспечение качества это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, направленных на формирование и сохранение установленных требований к качеству и заданному количеству товаров. При планировании и осуществлении этих мероприятий необходимо учитывать комплекс факторов, влияющих на формирование и сохранение качества и количества товаров. На разных этапах единого технологического цикла приоритетны разные группы факторов: формирующие или сохраняющие.

Формирующие факторы - комплекс объектов и операций, свойственных определенным этапам технологического цикла и предназначенных для формирования заданных требований к качеству и количеству продукции. К этой группе факторов относятся сырье, технология производства, конструирование и моделирование [16, с. 187].

Сырье - один из основополагающих факторов, формирующих качество товаров. Виды сырья и их соотношение (рецептура) определяются на этапе проектирования и разработки продукции. На этапе производства необходимо лишь четко соблюдать заданные сырьевые параметры.

Различают основное и вспомогательное сырье, материалы, в том числе упаковочные, а также полуфабрикаты и комплектующие изделия. Основное сырье - составная часть сырья, существенно влияющая на формирование качества готовой продукции на стадии производства. Сырье и материалы относятся к одному из основополагающих факторов, формирующих качество товаров. Различия между указанными элементами сырьевого фактора заключаются в степени их обработки и готовности, а также воздействия на формирование качества и количества продукции [15, с. 299].

Состав и свойства сырья могут подвергаться более или менее значительным изменениям, обусловленным глубиной технологической обработки. В ряде случаев сырье и материалы существенно не изменяются. Так, при пошиве обуви состав и свойства кожи не изменяются; изменения касаются только формы изделий в соответствии с конструкцией. В то же время при производстве многих пищевых продуктов происходят существенные изменения состава и свойств основного сырья (например, при производстве хлеба, сухарных, бараночных изделий). Основное сырье наряду с технологией производства в значительной мере определяет ассортиментную группу готовой продукции. Так, основное сырье для хлеба - мука - обусловливает вид хлеба: пшеничный, ржаной, ржано-пшеничный.

Вспомогательное сырье - составной элемент сырья, предназначенный для улучшения состава и свойств основного сырья или готового продукта. Вспомогательное сырье, как правило, не определяет количественные характеристики изготовляемого товара, а представляет собой составной элемент сырья, предназначенный для улучшения состава и свойств основного сырья или готового продукта. В ряде случаев даже ограничивается максимально предельное содержание этого сырья. В качестве вспомогательного сырья для обувной продукции используют добавки (красители, стабилизаторы цвета). В качестве вспомогательного сырья для пищевых продуктов используют пищевые добавки (красители, консерванты, эмульгаторы, загустители, стабилизаторы цвета и т. д) [15, с. 302].

Материалы это продукция первичной переработки сырья, предназначенная для вторичной обработки и получения продукции для конечного использования. К ним относятся ткани, кожа, меха, металл, стройматериалы и др. различают основные, вспомогательные и отделочные материалы.

Основные материалы - продукция, используемая для получения новой продукции с другой ассортиментной характеристикой, путем конструирования, моделирования, пошива, обработки. При этом продукция приобретает новые потребительские свойства, как правило, без существенного изменения химического состава этих материалов.

Вспомогательные материалы предназначены для обеспечения сохраняемости товаров, а отделочные для улучшения эстетических свойств, в том числе внешнего вида, а так же формирование стильного единства или определенных признаков моды. В количественном отношении вспомогательное сырье значительно уступает основному и чаще всего не определяет основную ассортиментную принадлежность готового изделия (принадлежность к группе, подгруппе или виду). Оно предназначено для улучшения органолептических свойств (внешний вид, консистенция, вкус и запах, внутреннее строение), а также изменения состава и структуры изделий с целью повышения сохраняемости, свойств функционального и социального назначения. Благодаря этому вспомогательное сырье и материалы обеспечивают внутривидовое разнообразие готовой продукции. Так, многочисленные наименования, сорта, марки товаров зачастую отличаются друг от друга вспомогательными сырьем и материалами (например, шоколад молочный, сливочный, ванильный, с орехами различается наполнителями).

К вспомогательным материалам относятся упаковка, перевязочные и отделочные материалы. Отделочные материалы применяют в основном для непродовольственных товаров (одежно-обувных, строительных, ювелирных). В меньшей степени - для пищевых продуктов: тортов, пирожных (кремы, глазурь, обсыпка) [19, с. 52].

Наряду с понятием «сырье» в практике встречаются понятия «полуфабрикат» и «фабрикат». Готовый продукт производства называется фабрикатом,незаконченный фабрикат - полуфабрикатом(заготовка обуви, черновые заготовки для мебели, одежда, подготовленная к примерке, и др.). Эти понятия часто условны и зависят от конкретной области применения продукта. Фабрикат одного производства может быть полуфабрикатом для другого. Так, черновые заготовки для мебели являются фабрикатом лесозаготовительной и полуфабрикатом мебельной промышленности. Ткань - фабрикат текстильной промышленности, но для производства одежды, мебели, игрушек она является полуфабрикатом.

От природы, состава и качества сырьяво многом зависят свойства и качество готовой продукции. Изменяя химический состав и качество сырья, можно получать изделия с необходимыми свойствами. Для изготовления товаров народного потребления применяют различные по химическому составу, происхождению и свойствам сырьевые материалы. По химическому составуих делят на неорганические и органические; по происхождению -на природные, искусственные и синтетические. Если природные материалы не обладают необходимым комплексом свойств или имеются в недостаточном количестве, трудоемки в обработке и дороги, используются искусственные и синтетические материалы [20, с. 85].

Подводя итог можно сказать, что сырьё играет не маловажную роль при создании качественного товара. Сырьё бывает основным и вспомогательным. Вспомогательное дополняет основное для улучшения состава и свойств готового продукта. От природы и состава сырья во многом зависит свойства и качества готовой продукции. Так химический состав сырья делят на неорганический и органический; по происхождению природное, искусственное и синтетическое. Материалы это продукция первичной переработки сырья. Материалы как и сырье делят на основное и вспомогательное. Основные материалы используются для создания нового товара с другими ассортиментными характеристиками.

Путем конструирования и моделирования товар приобретает новые потребительские свойства. В свою очередь вспомогательные материала «отвечают» за качественный эстетический внешний вид, обеспечивают сохранность товара. Как правило материалы, как основные так и вспомогательные в процессе производства не меняют свои химические состава. Таким образом как и сырьё, будь это основное или вспомогательное, материалы непосредственно влияют на качество готового продукта. Только в комплексе при наличии качественного сырья и материалов возможно производство качественного товара.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: