Горючие газы, используемые в газобаллонных автомобилях, могут быть естественными и искусственными. Естественные газы добывают из подземных газовых или нефтяных скважин. Искусственные газы являются побочными продуктами, получаемыми на химических или металлургических заводах.
Установлены следующие марки газов: СПБТЗ - смесь пропана и бутана техническое зимнее; СПБТЛ - смесь пропана и бутана техническое летнее; БТ - бутан технический.
Сжиженный пропан - бутановый газ согласно стандарту должен содержать пропана зимой не менее 90%, а летом не менее 70%. Газ не должен содержать механических примесей, воды, водорасстворимых кислот, щелочей и других загрязняющих веществ.
Сжатыми называют газы, которые при обычной температуре окружающей среды и высоком давлении до 20 тыс. кН/м сохраняют газообразное состояние.
Сжиженными газами называют такие, которые переходят из газообразного состояния в жидкое при нормальной температуре и небольшом давлении до 1600 кН/м2.
Для газобаллонных автомобилей использование сжиженных газов предпочтительнее, чем сжатых (Михайловский, Серебряков, 1981).
|
|
Причины дымления автомобилей
Причины дымления автомобилей различны: неисправность двигателя, неотлаженность системы питания или зажигания. Если все автомобильные двигатели будут правильно отрегулированы, то выброс вредных веществ в атмосферу уменьшится в 3-5 раз. Нарушение технологической дисциплины, нежелание лишний час покопаться в двигатели приводят к тому, что автомобиль неделями, а то и месяцами развозят по улицам ядовитый газ. Плохо накачанные шины не только быстрее изнашиваются, но и увеличивают сопротивление движению, а значит, больше сжигается горючего.
Неумелое поведения водителя за рулём (неправильный выбор скоростей движения, резкие разгоны и торможения, превышение установленной скорости), а так же самостоятельная регулировка (увеличение частоты вращения на холостом ходу) и нарушение инструкций по эксплуатации автомобиля, нередко приводит к увеличению загрязнения окружающей среды. Поэтому разъяснительная работа среды водителей автомобилей в этом направлении очень важна.
Таблица 1
Концентрация веществ в зависимости от режима работы карбюраторного двигателя (Экологические проблемы автомобильного топлива, 1998)
Режим работы двигателя | Оксид углерода, % объёму | Углеводороды, мг/л | Оксиды азота мг/л |
Холостой ход | 4-12 | 2-6 | — |
Принудительный холостой ход | 2-4 | 8-12 | — |
Средние нагрузки | 0-1 | 0,8-1,5 | 2,5-4,0 |
Полные нагрузки | 2 | 0,7-0,8 | 4-8 |
Краткая характеристика некоторых веществ в выхлопных газах и их влияние на природную среду и человека