Монополизация алкогольной продукции

Мысль о замене акцизной системы казенной винной монополией возникла в Министерстве финансов еще в 1860-х годах. Однако осуществление этого проекта выпало на долю министра финансов Сергея Витте.

В 1894 году было утверждено общее положение о казенной продаже алкоголя. Монополия касалась собственно продажи «питей». Винокурение и другое производство напитков были предоставлены частникам, а сама казна приобретала спирт от них по ценам, определяемым Министром финансов в зависимости от местных условий винокуренного производства.

Казенная продажа алкоголя, введенная в 1895 году в виде эксперимента в нескольких губерниях, была постепенно распространена к началу 20 века на всю европейскую часть России и Западную Сибирь, а в 1904 году была введена и в Восточной Сибири, при этом акцизы на спирт и хлебное вино (водку) были фактически отменены.

В марте 1921 году был осуществлен переход к новой экономической политике (НЭП) (замена продразверстки продовольственным налогом, развитие товарообменных отношений, частной торговли, денационализация мелких предприятий). В стране возник частный капитал, и налоги на него должны были явиться дополнительным источником доходов бюджета.

В 1921 году вводятся акцизы на табачные изделия, курительную бумагу; в 1922 году – на нефтепродукты, пиво, мед, квас, соль, сахар, чай, кофе; в 1923 году – на текстильные изделия.

С 1922 году было восстановлено взимание акцизов на спирт и алкогольную продукцию.

Ставки акцизов устанавливались с градуса абсолютного алкоголя дифференцированными в зависимости от вида, крепости и дальнейшего использования алкогольной продукции.

Одновременно с восстановлением акцизной системы было введено обязательное «обандероливание» (маркировка) подакцизных товаров, которые могли отпускаться из мест производства и обращаться в торговле только в маркированном виде.

Бандероли представляли собой узкие бумажные полоски различных цветов с соответствующими надписями, с изображением на концах знаков государственного герба и изготавливались фабрикой государственных знаков (Гознак).

Во времена НЭПа при введении бандерольной системы планировали постепенно восстановить дореволюционный порядок уплаты акциза по подакцизным товарам, подлежащим маркированию, по которому марка служила не только знаком легального происхождения товара, но и свидетельством уплаты акциза.

В годы НЭПа акцизы на алкогольные напитки обеспечивали до 14% всех доходов государства.

В конце 1920-х годов с прекращением НЭПа акцизные марки вышли из обращения. Все разнообразные налоговые платежи были сведены к двум основным: налогу с оборота и отчислениям от прибылей для государственных предприятий и налогу с оборота и подоходному налогу – для кооперативных.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: