Обоснование допусков и технических требований к изготовлению деталей

 

Установим требования к точности изготовления зубчатого колеса 6.

- диаметр посадочного отверстия: Æ170Н8 (поле допуска Н8 выбрано в разделе 7 при расчете посадки с натягом).

-допуск на диаметр наружного цилиндра заготовки Аda=150мкм (найден расчетным путём в разделе 6.3);

-допуск на торцовое биение базового торца колеса Ft=51мкм (согласно [9], табл.5.27, для 6-ой степени точности по нормам контакта при ширине зубчатого колеса 160 мм);

-допуск на радиальное биение наружного цилиндра заготовки Fda=75мкм (найден расчётным путём в разделе 6.3);

-ширина зубчатого венца 160Н11(-0,25) (11-ый квалитет принят как для размера, не требующего высокой точности, в соответствии с рекомендациями [9], с.356);

- допуски прочих размеров по14-ому квалитету;

- шероховатость посадочной поверхности Rа3,2 (согласно рекомендациям [8], табл.2.68), поскольку колесо садится на вал с натягом способом термических деформаций;

-шероховатость рабочей поверхности зубьев колеса Ra1,25 (назначена в зависимости от степени точности по [6], с.29);

- шероховатость по диаметрам впадин Ra1,6 (согласно рекомендациям [8], табл.2.68);

- шероховатость по диаметрам выступов Ra3,2 (согласно рекомендациям [8], табл.2.68);

- шероховатость торцовых поверхностей: опорной - Ra3,2, неопорной Ra6,3 (в соответствии с [8], табл.2.68).

-шероховатость прочих поверхностей Ra12,5.

Установим требования к точности изготовления вала 3.

Допуски размеров, формы и расположения поверхностей вала определяются посадками подшипников, зубчатых колёс и прочих деталей размещённых на валу.

Требования к посадочным поверхностям под подшипники качения в соответствии с 6-ым классом точности и диаметром посадочной поверхности d=190 мм:

-размер посадочной поверхности вала, в соответствии с рекомендациями ГОСТ 3325-85, приведенными в [3], табл.2.2, принят с полем допуска m6;

-шероховатость посадочной поверхности Ra1,25 (по ГОСТ 3325-85 в [3], табл.2.5);

-допуск круглости: 0,007мм (по[3], табл.2.6);

-допуск профиля продольного сечения: 0,007 мм (по [3], табл.2.6);

-допуск непостоянства диаметра в продольном и поперечном сечении: 0,014 мм.

-допуск соосности посадочных поверхностей:0,032 мм.

-допуск торцового биения опорных торцовых поверхностей заплечиков вала под подшипники 0,029 мм.

Зубчатое колесо садят на вал по посадке с натягом, который обеспечивается полем допуска вала р6. Чтобы ограничить концентрацию давления на посадочную поверхность вала, назначаем допуск цилиндричности 0,020 мм в соответствие с [1], табл.46 (по ГОСТ 24643-81), приняв 7-ую степень точности соединения. Шероховатость поверхности вала в месте посадки колеса Ra1,6 назначена по рекомендациям, приведенным в [8], табл.2.68. Допуск торцового биения опорной торцовой поверхности заплечика вала под зубчатое колесо назначаем по [1], табл.47(ГОСТ 24643-81): 0,030мм.

В целях уменьшения трения между валом и манжетой на участке их соприкосновения предъявлены повышенные требования к шероховатости: Ra0,4 (полировать). Допуск торцового биения опорной торцовой поверхности заплечика вала под шкив назначаем по [1], табл.47(ГОСТ 24643-81): 0,012мм, предварительно приняв 5-ю степень точности соединения.

В соответствие с ГОСТ 23360-78 назначаем следующие требования к шпоночным пазам:

-поле допуска на длину шпоночных пазов Н15 (по [9], табл. 4.66);

-поле допуска на ширину шпоночных пазов для нормального шпоночного соединения: N9 (по [9], табл. 4.65).

-допуск симметричности шпоночного паза относительно оси равен удвоенному допуску на ширину паза: 0,12мм;

-допуск параллельности плоскости симметрии паза относительно оси шпоночного паза по длине паза равен половине допуска на ширину паза: 0,03 мм;

-глубина шпоночного паза на валу с верхним отклонением +0,2 (по [9], табл. 4.66);

-шероховатость боковых поверхностей шпоночных пазов Ra3,2 в соответствие с рекомендациями [8], табл.2.68. Поле допуска внутреннего и среднего диаметров резьбы под болт – 7Н (принято как для грубого класса точности при нормальной длине свинчивания, поскольку соединение не требует высокой точности).

Размер посадочной поверхности вала под шкив назначен с полем допуска n6 (обоснование см. раздел 2.3). Шероховатость назначена по рекомендациям [8], табл.2.68: Ra1,6, как для поверхности разъёмного соединения.



Выводы

В ходе выполнения курсовой работы составлены и обоснованы технические требования, которые предъявляются к точности изготовления основных деталей и соединений цилиндрического редуктора с учётом его служебного назначения. Выполнены расчеты размерных цепей и назначены посадки с натягом.

Определён комплекс измерительных средств для контроля деталей в соединениях.

Разработаны сборочные чертежи узла, рабочие чертежи вала и зубчатого колеса (листы 1 и 2 графической части работы).

Технические требования назначены с учётом мировых тенденций повышения качества и конкурентоспособности изделий Для этого из рекомендуемых в справочной литературе пределов точности выбирались нижние значения. Значительное внимание уделено дифференциации степеней точности зубчатой передачи (по нормам кинематической точности, плавности и контакту зубьев), выбор контрольно-измерительных средств осуществлён с учётом влияния их погрешностей на результаты контроля.

 В специальной части работы предложена и описана автоматизация контроля размера детали 3.

 



Перечень ссылок

 

1. Методические указания к курсовому и дипломному проектированию. Выбор и обоснование допускаемых отклонений геометрических параметров поверхностей деталей при проектировании изделий. \Сост. Мартынов А.П. - Краматорск: ДГМА, 2001.– 132с.

2. Методические указания к выполнению раздела курсовой работы «Расчет посадок с натягом с использованием ЭВМ» /Сост. В.М.Кислов, Л.П.Субботина. – Краматорск: КИИ, 1988. – 24с.

3. Методические указания к курсовому и дипломному проектированию. Раздел: «Выбор и обозначение посадок подшипников качения и технических требований к сопрягаемым поверхностям» /Сост. А.П.Мартынов. – Краматорск: КИИ, 1990.–32с.

4. Методические указания к курсовому и дипломному проектированию Допускаемые погрешности измерения и выбор универсальных измерительных средств \Сост. А.П. Мартынов. - Краматорск: ДГМА, 1996.– 59с.

5. Белкин И.М. Средства линейно-угловых измерений: Справочник. – М.: Машиностроение, 1987. – 365с.

6. Методические указания к курсовому и дипломному проектированию. Выбор показателей точности, средств контроля и оформление чертежей цилиндрических зубчатых колес /Сост. В.М.Кислов, Л.П.Субботина. – Краматорск: ДГМА, 1996.–39с.

7. Методические указания к курсовому и дипломному проектированию. Шероховатость поверхностей деталей. Выбор параметров и обозначение в чертежах. /Сост. Л.Н.Абрамова. – Краматорск: ДГМА, 2000.–28с.

8. Допуски и посадки: Справочник: в 2 ч. /В.Д.Мягков и др. – Л.: Машиностроение, 1982. – ч.1 – 543с.

9. Допуски и посадки: Справочник: в 2 ч. /В.Д.Мягков и др. – Л.: Машиностроение, 1983. – ч.2 – 448с.

10. Методические указания к курсовому и дипломному проектированию. Расчеты размерных цепей для обеспечения точности изготовления и сборки по методам полной и неполной взаимозаменяемости. /Сост. А.П.Мартынов. – Краматорск: ДГМА, 2000.–45с.

11. Медовый И.А., Уманский Я.Г., Журавлев Н.М. исполнительные размеры калибров: Справочник. В 2 кн. – Кн.1. – М.: Машиностроение, 1980. – 384с.

12. Методические указания к курсовому и дипломному проектированию. Предельные калибры для контроля поверхностей. Расчёты, проектирование и эксплуатация./ Сост. А.П. Мартынов, Л.Н. Абрамова.- Краматорск: ДГМА, 2000.- 36с


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: