Пути совершенствования информационно-консультационной службы Республики Саха (Якутия) при вступлении России в ВТО

В области доступа на рынок услуг положительные последствия либерализации международной торговли проявляются в большей степени, чем в торговле товарами. Это связано прежде всего с тем, что сфера торговли услугами находится еще в стадии становления, а высокая подвижность ресурсов позволяет оперативно реагировать на изменения условий конкуренции и использовать преимущества либерализации внешней торговли.

Кроме того, при общем низком уровне развития сектора услуг приток иностранных капиталов и расширение деятельности иностранных поставщиков услуг способны оказать положительное стимулирующее воздействие.

Российской торговле услугами практически полностью отсутствует государственная политика, в результате чего российский экспортеры услуг сталкиваются с многочисленными преградами в то самое время, когда их иностранные конкуренты без каких-либо проблем осваивают национальный рынок России. Большинство иностранных государств, к примеру, прилагает титанические усилия для привлечения иностранных туристов, а российское – буквально выталкивает своих граждан, стремящихся отдохнуть, за пределы своей страны.

Другими вопиющими примерами отраслей сферы услуг, в которых пассивность государства и фактически полная либерализация им внешней торговли услугами оборачивается колоссальными потерями для России, следует признать:

· Операционный лизинг (потребности российских производителей в сложном технологическом оборудовании удовлетворяются за счет лизинга, осуществляемого иностранными компаниями;

· Маркетинговые, управленческие, аудиторские, консультационные, юридические и иные деловые услуги, экспорт которых практически отсутствует;

· Стратегический консалтинг, внутренний рынок квалифицированных и высокооплачиваемых услуг в определяющей степени контролируется иностранными консультационными компаниями;

· Наукоемкие услуги, в частности услуги по выполнению исследовательских работ;

· Экспортная сертификация и предотгрузочная инспекция;

· Предоставление качественных строительных услуг;

· Общественное питание и т.д.

При вступлении России в ВТО, государство не сможет обеспечить действенную реализацию национальных интересов в сфере услуг и защитить российских производителей услуг. Тем более не удастся отвоевать позиции, утраченные национальными производителями услуг в результате официальной «политики невмешательства». Избыточная защита слабых национальных производителей, не сопровождающаяся действенными стимулами для повышения их эффективности, тормозит развитие соответствующих отраслей, консервирует их технологическую и управленческую отсталость и подрывает национальную конкурентоспособность не меньше чем захват соответствующих рынков иностранными производителями.

Иностранный капитал приносит с собой необходимые российскому бизнесу финансовые ресурсы, современные технологии производства и управления, культуру деловых отношений. Однако даже представители ВТО признают совершенно очевидный факт: «одновременно с пониманием выгод от движения в сторону либерализации российской сферы услуг нельзя упускать из виду и необходимость разумного протекционизма российских поставщиков услуг, уровень конкурентоспособности которых в ряде секторов (транспорт, туризм, отрасли связи, здравоохранение, ряд деловых услуг) по объективным причинам пока остается ниже уровня иностранных поставщиков».

Таким образом, преимущества иностранной конкуренции могут быть реализованы лишь в ходе постепенного открытия национальных рынков, регулируемого в соответствии с динамикой конкурентоспособности национальных производителей.

Либерализация и ограничение внутренней поддержки, искажающей торговлю и производство сельскохозяйственной продукции, в первую очередь повлияют на производителей товарной продукции. Для сельскохозяйственных предприятий, входящих в вертикально интегрированные структуры, возможное ухудшение финансово-экономических условий хозяйствования вследствие снижения потребительских цен может быть смягчено за счет отраслей переработки. Однако предприятия, не входящие в агрохолдинги, и крестьянские (фермерские) хозяйства могут столкнуться с серьезными потерями. Многие из них уже сейчас находятся на грани банкротства. Ситуация усугубляется ограничением предоставления государственной поддержки, влияющей на производство. В результате могут ухудшиться условия производства и в хозяйствах населения, связанных с сельскохозяйственными предприятиями и пользующихся их услугами.

В этой ситуации необходимо проведение государственной политики по смягчению последствий открытия национального аграрно-продовольственного рынка и ограничения внутренней поддержки, влияющей на сельскохозяйственное производство. Такая политика должна обеспечивать, прежде всего, ускоренный рост отдачи факторов производства (труда и капитала) в сельском хозяйстве. Однако учитывая критическую ситуацию с трудовыми ресурсами в сельской местности (старение и высокий уровень смертности сельского населения, уменьшение его численности, ухудшение его "качества"), а также деиндустриализацию аграрного сектора, реализация политики по повышению производительности факторов невозможна без прямого участия государства на долгосрочной основе (период 15-20 лет). Причем эта политика должна быть составной частью общей политики сельского развития. Необходимо, чтобы последняя обеспечивала устойчивость развития аграрного сектора и сельской экономики в целом.

Можно выделить несколько основных направлений реализации политики по смягчению последствий ухудшения финансово-экономического положения сельскохозяйственных товаропроизводителей в результате постепенного открытия аграрно-продовольственного рынка:

1. Развитие рыночной инфраструктуры аграрно-продовольственного сектора.

2. Развитие социальной инфраструктуры села и повышение образовательного уровня сельских жителей.

3. Развитие и поддержка несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности.

4. Поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, не связанная с производством продукции.

5. Поддержка сельскохозяйственного производства.

Финансирование первых четырех направлений осуществляется в рамках программ зеленого ящика. Такие меры не подпадают под обязательства по сокращению. Следовательно, Россия сможет их финансировать в любых объемах, исходя из реальных возможностей государственного бюджета и политической воли руководства страны. Однако следует отметить, что поддержка несвязанных с производством доходов является довольно затратной мерой для налогоплательщиков с точки зрения реализации производственного потенциала аграрного сектора. Такие меры могут позволить себе относительно небедные страны. На наш взгляд, целесообразно их использовать по мере роста эффективности и качества производства сельскохозяйственной продукции, а также благосостояния общества, готового платить за многофункциональность аграрного сектора. Одновременно нужно будет уходить от прямой поддержки сельскохозяйственного производства, искажающей не только международную торговлю, но и межрегиональные торговые отношения в стране.

Меры зеленого ящика носят долгосрочный характер. Их реализация является необходимым, но недостаточным условием преодоления кризисного состояния сельскохозяйственной отрасли на современном этапе ее развития.

 Для решения текущих задач по финансово-экономической поддержке аграрного сектора, укрепления его материально-технической базы аграрная политика (особенно региональная) ориентирована на поддержку сельскохозяйственного производства путем предоставления продуктовых дотаций и компенсаций части затрат производителей (на минеральные удобрения, семена, комбикорма, ГСМ), льгот по уплате процентов за кредиты, скидок в тарифах на электроэнергию и железнодорожную транспортировку сельскохозяйственных грузов, проведения закупочных и товарных интервенций на рынке зерна, обеспечения функционирования системы страхования урожаев сельскохозяйственных культур и т.д.

Немаловажную роль в оздоровлении финансовой системы аграрного сектора играет реструктуризация накопленной задолженности хозяйств перед бюджетом. В условиях активного применения внутренней поддержки и экспортных субсидий основными торговыми партнерами перечисленные выше меры позволяют в некоторой степени компенсировать краткосрочные потери аграрного сектора России, обеспечивая возможности реализации долгосрочной политики по созданию и развитию устойчивого сельского хозяйства.

Перечисленные действия помогут создать предпосылки для стабилизации финансово-экономической ситуации в аграрном секторе России и тем самым смягчить возможные негативные последствия вступления в ВТО.



ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

По итогам исследования темы курсовой работы получены следующие выводы:

· Основной задачей информационно-консультационной службы АПК является развитие конкурентоспособности аграрного сектора путем оказания содействия сельским товаропроизводителям в принятии обоснованных экономических решений, более эффективном ведении хозяйства.

· Сложившаяся к настоящему времени структура ИКС России имеет четко выраженные три уровня организации: федеральный, региональный и районный (межрайонный).

· Основной функцией информационно-консультационной службы федерального уровня является научно-методическое обеспечение. Для ИКС регионального уровня перечень основных функций во многом схож с функциями национального центра, но с привязкой к региону. Из региона в национальный центр передается информация о проблемах сельских товаропроизводителей. ИКС районного уровня работает непосредственно с сельскими товаропроизводителями и ее функции существенно отличаются от вышестоящих.

· В рамках процесса присоединения России к ВТО ведутся переговоры по доступу на рынок услуг, целью которых является согласование условий доступа иностранных поставщиков услуг на российский рынок. По итогам завершившихся переговоров Россия согласилась принять обязательства (т.е. открыть в определенной мере тот или иной сектор) примерно по 110 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО.

· Генеральное соглашение по торговле услугами направлено на сокращение и устранение государственных мер, являющихся препятствием для свободного предоставления услуг через государственные границы или представляющих собой дискриминацию в отношении компаний по оказанию услуг, образованных с участием иностранного капитала. Соглашение обеспечивает правовую базу для решения вопросов об устранении препятствий для торговли и инвестиций в сфере услуг, включает конкретные обязательства стран-участниц Всемирной торговой организации по ограничению использования ими такого рода барьеров и обеспечивает форум для дальнейших переговоров по открытию рынков услуг во всем мире.

· Во многих зарубежных странах уже в течение многих десятков лет функционируют консультационные службы как форма распространения знаний среди сельхозпроизводителей. Создание этих служб было вызвано необходимостью помочь фермерам, не имеющим необходимого образования и опыта работы эффективно хозяйствовать, применять достижения науки в своих хозяйствах. Фермеры, для того чтобы обеспечить народ продуктами питания должны были вести интенсивное производство, применять зачастую новые технологии сельскохозяйственного производства.

· Основным направлением деятельности ИТЦ АПК РС(Я) является расширение инженерно-технической платформы информационной инфраструктуры АПК; создание и внедрение автоматизированных систем документооборота, контроля целевого использования бюджетных средств; расширение информационно-консультационной деятельности, организация связи и систем телекоммуникации в удаленных населенных пунктах.

· Анализ деятельности ИКС Республики Саха (Якутия) позволяет сделать ряд выводов, имеющих важное значение с точки зрения их дальнейшего развития и усиления степени воздействия на АПК региона:

- региональные ИКС крайне медленно расширяют номенклатуру своих услуг, недостаточно учитывают специализацию сельского хозяйства регионов, неактивно участвуют в разработке и реализации региональных и муниципальных программ по устойчивому развития сельской местности, финансовому оздоровлению и реформированию неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий, развитию сельской кредитной кооперации, страхованию сельскохозяйственной деятельности, обеспечению альтернативной занятости и повышению доходов сельского населения;

- районные ИКС плохо оснащены современными средствами связи и соответственно не сформировано единое информационное пространство, недостаточно обеспечиваются федеральными и региональными базами данных, практически не разрабатывают собственные базы данных, учитывающие местные особенности сельского хозяйства.

· Вступление России в ВТО сопряжено с определенными рисками для информационно-консультационной службы АПК страны. Однако эти риски являются предсказуемыми, а возможные негативные последствия - преодолимыми. Вне зависимости от сроков и условий вступления России в ВТО необходимо осуществлять меры по последовательной структурной реформе, обеспечивающие системную модернизацию и повышение конкурентоспособности продукции аграрно-продовольственного сектора, развитие социальной и рыночной инфраструктуры (информационной, транспортной, торговой, финансовой) села.

 



ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Веселовский М.Я. Информационно-консультационная служба АПК России: Вопросы теории и практики.- М.:ФГНУ «Роинформагротех»,2002.-228 с.

2. Всемирная торговая организация (справочный материал). - М.: Секретариат Рабочей группы РСПП по вступлению России в ВТО и реформе таможенной политики, 2004. - 55 с.

3. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2003. - 271 с.

4. Киселев С.В., Ромашкин Р.А. Вступление в ВТО и сельское хозяйство России // Вестник Московского Университета, серия 6 «Экономика», 2006, №4, июль-август.

5. Клименко Ю.И. Информационно-консультационная служба Англии // Вестник Российской академии сельскохозяйственных наук, №3, 1997 г.

6. Козлов В.В. Создание и организация деятельности региональной информационно-консультационной службы АПК: (На примере Нижегородской области).- М.:Росинформагротех.- 384 с.

7. Марракешское соглашение о создании Всемирной Торговой Организации от 15 апреля 1994 года // Московский журнал международного права, 1997, № 1, с. 170.

8. Михайленко И.М. Развитие системы экстеншн в России, Информационный бюллетень, № 1-2, 1998 г.

9. Мурая Л.С. Организация консультационного обслуживания фермеров за рубежом. ВНИИТЭИ агропром, Москва, 1995 г.

10. Информационно-консультационная служба в сельском хозяйстве. Часть I. Теоретические основы ИКС. Уч. пособие/ В.А. Стороженко, Р.И. Словцов, Л.М. Голенева и др.; Под общей ред. проф. В.А. Стороженко. – М.: Уч. -изд. отдел центра «Земля России», 1999. – 103 с.

11. Основы организации и функционирования информационно-консультационной службы в АПК./ Учеб. пособие / Под ред. В.М. Кошелева. – М.: 1999. – 272 с.

12. Основы торговой политики и правила ВТО / Под. ред. Н.П.Огаркова. - М.: Междунар. отношения, 2005. – 448 с.

13. Опыт и проблемы функционирования информационно-консультационной службы АПК России.- М.: ФГНУ «Роинформагротех»,2001.-239 с.

14. Павлова М.Б., Самсонова И.В., Яковлева Э.Я. Организация  и функционирование информационно-консультационной службы АПК: Теория и практика.- Якутск: Якут.ГСХА, 2005.-80 с.

15. Ремчуков К.В. Россия и ВТО. Правда и вымыслы. – М.: Междунар. отношения. 2002. – 320 с.

16. Чаянов А.В. Записка о современном состоянии сельского хозяйства СССР по сравнению его с довоенным положением и положением сельского хозяйства капиталистических стран. 6 октября 1927 г.// Известия ЦК КПСС. – 1989. - № 6. – С.215.

 

 


[1] Марракешское соглашение о создании Всемирной Торговой Организации от 15 апреля 1994 года // Московский журнал международного права, 1997, № 1, с. 170.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: