Направления совершенствования

Приоритеты налоговой политики России до 2020 в том, чтобы установить на федеральном уровне порядок зачисления налога на доходы физических лиц в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту проживания налогоплательщиков, а не по месту их трудовой деятельности.

Следует рассмотреть и вопрос о возможности введения следующих мер налогового стимулирования развития высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности:

- освобождение до 50% прибыли компаний от налога на прибыль при направлении соответствующих средств на инвестиции в НИОКР и перерабатывающие производства, а также в инвестиции на мероприятия по повышению эффективности использования сырья и энергии, усилению экологичности продукции и на финансирование природоохранных мероприятий;

- установление налоговых каникул на срок от 3 до 5 лет для вновь создаваемых научно-исследовательских и технико-внедренческих компаний.

Необходимо выработать программу мер налогового стимулирования инновационной деятельности. Причем налоговая политика государства в части регулирования и стимулирования инновационных процессов в российской экономике должна быть коренным образом изменена. Она должна носить более активный характер - не просто способствовать созданию общих экономических условий и возможностей для осуществления налогоплательщиками инновационной деятельности, но и целенаправленно побуждать их проводить модернизацию и обновление производства. В системе мер государственной поддержки российских налогоплательщиков должны быть предусмотрены гарантии использования полученных дополнительно финансовых ресурсов (или их части) на установленные государством цели, в первую очередь на реализацию инновационных проектов.

В рамках рыночной экономики невозможно или очень трудно убрать различия в налоговых режимах предприятий ввиду их специализации, размера и иностранного участия. Налоговым кодексом РФ предусмотрены еще разные инвестиционные кредиты. Иностранные инвестиции, о которых мечтают почти все экономисты страны, нельзя ограничить закрытым списком нескольких стран-инвесторов.

Финансовые и промышленные группы будут продолжать выбирать, на каком звене производственной цепочки формировать и получать прибыль.

Даже изменение налоговой привязки, т.е. регистрация предприятия в другой территориальной налоговой инспекции, может способствовать минимизации определенных налогов.

При существующем порядке вещей большинство руководителей современных российских предприятий формально являются нарушителями налогового и даже уголовного законодательства. Несмотря на значительное количество налоговых дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, преобладающая часть налоговых правонарушений и преступлений остается вне поля зрения контрольных и правоохранительных органов. Фактически нарушение формальных правил налогообложения является общеупотребимой в российском бизнесе практикой, т.е. обычаем делового оборота. Это касается многих налогов, но уж совершенно точно - сборов во внебюджетные фонды и налога на доходы физических лиц при выплате зарплаты.[25]

Последние годы значительные изменения были в гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, поэтому в ближайшее время нужно оценить результаты проведенных преобразований, а в случае необходимости внести отдельные изменения в НК РФ, направленные на оптимизацию установленного порядка.

Вместе с тем следует продолжить реформы в области начисления амортизации, в первую очередь это касается нелинейного метода начисления амортизации, который основан на начислении амортизации методом убывающего остатка на всю стоимость амортизационной группы.

В настоящее время состав амортизационных групп (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1) обусловлен сроком службы того или иного объекта основных средств. Определение сроков службы отдельных активов является сложной задачей.

С момента этих оценок прошло около 30 лет, с тех пор усовершенствовались оборудование, технологии, характеристики оборудования, и разработанные в то время нормы не отражают реальных положений об износе оборудования.

Например, сейчас для начисления амортизации учитываются только физические сроки службы объектов основных средств. Но при этом следует принимать в расчет стремительное развитие технологии, совершенствование и модернизацию техники, которые оказывают влияние на процесс начисления амортизации. Таким образом, амортизация должна учитывать не только физический, но и моральный износ основных средств.

С 2010 г. в налоговое законодательство планируется внести изменения, направленные на устранение недостатков, связанных с переносом на будущее убытков поглощаемых (реорганизуемых) или приобретаемых компаний. Проведение реорганизации широко используется для минимизации налогообложения налогом на прибыль. Отсутствие ограничений создает на рынке искаженные стимулы, направленные на приобретение неэффективного бизнеса без последующего его развития. Сейчас существует возможность посредством присоединения убыточных организаций направить на погашение их убытков всю полученную прибыль.

Сложившаяся практика отнесения организациями процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, показывает недостаточную эффективность положений НК РФ, регулирующих эти вопросы (например, пп. 2 п. 1 ст. 265, ст. 269 НК РФ). Так, с одной стороны, указанные положения не предотвращают уклонение от налогообложения путем неправомерного отнесения процентов на расходы, с другой стороны, являются трудоемкими и обременительными для добросовестных налогоплательщиков.

Порядок ведения налогового учета доходов (расходов) в виде процентов по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам установлен ст. 328 НК РФ.

Под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления[26].

Расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях (п. 1 ст. 269 НК РФ). Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.

При определении среднего уровня процентов по межбанковским кредитам принимается во внимание информация только о межбанковских кредитах. Данное положение применяется также к процентам в виде дисконта, который образуется у векселедателя как разница между ценой обратной покупки (погашения) и ценой продажи векселя.

Существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.

На практике некоторые сложности представляет расчет среднего уровня процентов по долговым обязательствам, выданных на сопоставимых условиях.

Кроме того, торговые организации часто проводят обустройство прилегающей территории для удобства покупателей (парковка, охрана и т.д.). Сейчас вопрос об отнесении подобных расходов является спорным, налоговые органы часто доначисляют налог на прибыль. Налогоплательщики в суде обычно доказывают обоснованность таких расходов, тем не менее закрепление в НК РФ этих видов расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, необходимо.

Согласно абз. 2 ст. 275.1 НК РФ к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, реализующие товары, работы, услуги как своим работникам, так и сторонним лицам.

Налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

Также абз. 5 - 8 ст. 275.1 НК РФ предусмотрены условия признания подразделением налогоплательщика убытка при осуществлении деятельности, связанной с использованием названных объектов.

Как указывает Минфин России в Письме от 23.03.2009 N 03-03-06/1/174, налоговая база по деятельности обслуживающих производств и хозяйств определяется в целом по всем обслуживающим производствам и хозяйствам. Следовательно, организация, имеющая несколько объектов обслуживающих производств, должна учесть все доходы и вычесть из них убытки, полученные этими объектами (см. также Письма Минфина России от 24.11.2008 N 03-03-06/1/648, от 27.10.2008 N 03-03-06/1/603).

Как отмечается в Письме Минфина России от 03.12.2008 N 03-03-06/1/660, если органами местного самоуправления указанные нормативы не утверждены и отсутствует порядок определения соответствующих расходов обслуживающих производств и хозяйств, налогоплательщики вправе признавать расходы на содержание обслуживающих подразделений и хозяйств в размерах фактически осуществленных затрат. Данный вывод применяется в отношении градообразующих организаций.

При этом положения ст. 275.1 НК РФ содержат определение объектов обслуживающих производств и хозяйств, не позволяющее однозначно сказать, на доходы (убытки) от каких видов деятельности распространяется установленный этой статьей режим определения налоговой базы. В связи с этим при дальнейшем реформировании налогового законодательства необходимо уточнить виды деятельности, предусмотренные ст. 275.1 НК РФ, и критерии признания убытков обслуживающих производств (хозяйств).

Организации, которые ведут учет доходов и расходов по методу начисления, сталкиваются с проблемой, связанной с различиями ведения налогового и бухгалтерского учета порядка переоценки сумм авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте. В данном случае организациям, осуществляющим операции в иностранной валюте на условиях предварительной оплаты, приходится вести два учета, в которых имущество, обязательства и требования имеют различную стоимостную оценку и порядок переоценки.

Так, п. 9 Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006) (утв. Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н) устанавливается, что суммы полученных и выданных авансов, задатков принимаются в оценке в рублях по курсу, действовавшему на дату совершения операции в иностранной валюте, в результате которой названные активы и обязательства принимаются к бухгалтерскому учету.

В то же время в налоговом учете на основании п. 8 ст. 271 и п. 10 ст. 272 НК РФ доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному ЦБ РФ на дату признания соответствующего дохода и расхода.

Как отмечает Минфин России в Письмах от 13.04.2009 N 03-03-06/1/234, от 06.04.2009 N 03-05-05-01/22, в случае предварительной оплаты товара в иностранной валюте у организации-продавца возникает курсовая разница между оплаченной стоимостью товара по курсу ЦБ РФ на дату получения аванса и доходом от реализации, определенным по курсу ЦБ РФ на дату реализации (в части, приходящейся на предварительную оплату). В соответствии с п. 8 ст. 271 и п. 10 ст. 272 НК РФ указанные курсовые разницы, учитываемые в составе внереализационных доходов (расходов), подлежат признанию на дату перехода права собственности при совершении операций с имуществом в виде валютных ценностей, прекращения (исполнения) обязательств и требований и (или) на последнее число отчетного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло раньше.

В целях сближения бухгалтерского и налогового учета необходимо отказаться в налоговом учете от переоценки полученных и выданных авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте. В этом случае доходы, расходы, а также стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, оплаченных в порядке предварительной оплаты в иностранной валюте, при применении метода начисления будут определяться по курсу ЦБ РФ, действующему на дату перечисления суммы аванса (в части, приходящейся на аванс или задаток).[27]

Снижение налога на прибыль организаций связано с формальным увеличением себестоимости и уменьшением налогооблагаемой базы, а также возможным снижением ставок налога. Конкретными элементами минимизации являются: методы определения выручки, способы амортизации основных средств, повышающие и понижающие коэффициенты, лизинговая схема, способы списания запасов, создание резервов, отсрочка или рассрочка платежей, оффшорные механизмы. При этом налоговое планирование по данному налогу невозможно без строгого соблюдения норм налогового учета.

В России используется метод зачета (возмещения) НДС, поэтому важно уменьшать не сам налоговый платеж, а разницу, подлежащую уплате в бюджет. С этой позиции налоговое планирование по НДС связано в первую очередь с обоснованием необходимости освобождения налогоплательщика от налога. Например освобождение может быть выгодно в случае реализации налогоплательщиком товаров конечному потребителю. Конкретными элементами минимизации являются: оформление расчетов и документов, посреднические договора, методы определения выручки (по отгрузке или по оплате), отсрочка налогового платежа. Наиболее простой и эффективный способ налоговой минимизации — своевременное предъявление входного НДС к вычету.

Возможность минимизации налога на доходы физических лиц в основном связана с использованием налоговых вычетов. В основе налогового планирования при операциях с жильем (приобретение, продажа) лежит точное соблюдение буквы закона, верное применение вычетов. Общая налоговая нагрузка физического лица и организации зависит также от налога на прибыль и единого социального налога. Поэтому с целью минимизации общего налогового бремени организация-работодатель может передавать работнику имущество или денежные средства многими способами. К ним относятся: плата за труд, оплата по договору гражданско-правового характера, вознаграждение ПБОЮЛ, выплата дивидендов акционеру, дарение имущества или денежных средств, выплата премии из чистой прибыли. Каждый из этих способов имеет различные налоговые последствия.

Налоговое планирование ЕСН приводит к увеличению прибыли, и эффект от снижения ЕСН частично гасится увеличением налога на прибыль. Поэтому с точки зрения налогового планирования необходимы расчеты для определения некоторого соотношения, компромисса. К известным схемам минимизации ЕСН относятся: получение заработной платы от нерезидента, аренда персонала, оформление работника ПБОЮЛ, применение специальных налоговых режимов и т. д.

Основная задача при минимизации налога на имущество организаций — снижение налоговой базы. Достигается это за счет сокращения излишних объектов налогообложения, продления нормативного срока строительства (монтажа оборудования), проведения переоценки основных средств с целью увеличения себестоимости продукции и др. Элементами налогового планирования являются: льготы, посреднические договоры, разделение отношений при оформлении сделок и т. п.[28]

Следует снизить налоговый гнет на предприятия и организации. Весьма дискуссионен вопрос о всемерном сокращении налоговых льгот. Утверждается, что льготы разъедают нашу налоговую систему, их отмена позволит компенсировать выпадающие бюджетные доходы, в последующем снизить налоги, восстановить принцип равномерности и справедливости распределения налогового бремени; кроме того, налоговые льготы являются питательной средой для всевозможных злоупотреблений.

Если просто проводить политику налоговых льгот, то это означает лишить государство одного из инструментов регулирования экономики, возможности определять и стимулировать приоритетные отрасли.

 

 

Заключение

Исторически сложилось так, что во все времена государство требовало от своих граждан определенные выплаты за ту или иную деятельность. В наше время все сильнее возрастает значимость эффективной налоговой системы для любой страны. Государство определяет эту эффективность путем издания законодательных актов и контролирования таким образом деятельности хозяйствующих субъектов своей страны. При этом ему не всегда удается достичь желаемых результатов. Для предприятия же эффективность налоговой системы заключается в одновременном следовании законам и сокращении налоговых выплат. Поэтому знание элементов налоговой системы и их функционирования является одним из значимых факторов организации успешной деятельности на предприятии и во многом определяет его эффективность.

Умелое управление налоговой политикой предприятия стало одной из основных функций общего менеджмента. В связи с этим знание управленческим персоналом предприятия налоговой системы страны может стать существенным преимуществом для любой фирмы.

Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. Незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение.

Для того чтобы правильно и своевременно предприятие могло исполнить свою обязанность налогоплательщика, оно должно осуществлять управление своими налоговыми обязательствами, которое представляет собой важный момент финансового менеджмента и основывается на последовательном выполнении действий, направленных на организацию исчисления и уплаты налогов и сборов. При этом предприятие должно организовать в рамках своих структурных подразделений налоговый и бухгалтерский учет, так же проводить постоянный контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов и сборов и осуществлять налоговое производство, постоянно снижать количество налоговых ошибок и тем самым способствовать укреплению своего положения по отношению к фискальным государственным органам.

В действующей российской налоговой системе три налога (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и единый социальный налог), а также таможенная пошлина являются определяющими с точки зрения налоговой нагрузки на налогоплательщиков - юридических лиц.

Каждое предприятие сталкивается с различными проблемами по налогообложению. Меняется система налогообложения, одни проблемы решаются, и появляются новые.

Налогообложение предприятий должно строиться на сходных принципах в соответствующей ситуации, должно быть не в ущерб предприятиям и государству.

В данной работе раскрыта сущность налогообложения предприятий, проанализировано поступление налогов в бюджет, рассмотрен процесс налогообложения предприятия РФ, выявлены проблемы и предложены направления по совершенствованию. Снижение налоговых поступлений связано с кризисом в стране.

С учетом того, что далеко не все население России является законопослушными гражданами, это приводит к росту недоимок по платежам в бюджет. Добавить к этому исключительную сложность подсчета некоторых налогов (особенно НДС), постоянные изменения и дополнения в законодательной базе налогообложения, и станет ясно, что налоговая система России нуждается в совершенствовании, в том числе и налогообложение предприятий. Назрела острая необходимость в упорядочении, как количества налогов, так и в методах их взимания, что приведет к повышению собираемости налогов.

 

Список литературы

 

1. Налоговый кодекс РФ с изменениями и дополнениями.

2. Вылкова Е.С., Романовский М.В. Налоговое планирование. СПб.: Питер, 2004. 634 с.

3. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. 5-е изд. СПб: Питер, 2008. 304 с.

4. Ковалев В.В. Финансы предприятий. М.: Проспект, 2004. 352 с.

5. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под ред. Евстигнеева Е.Н. СПб.: Питер, 2004. 336 с.

6. Финансы: Учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. С.И. Лушина, д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экономистъ, 2005. 628 с.

7. Финансы: Учеб. пособие/Под ред. проф. А. М. Ковалевой. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2005. 384 с.

8. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. / под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 720 с.

9. Ходов Л.Г. Налоги и налоговое регулирование экономики. – М.: ТЕИС, 2003. 253 с.

10. Актуальные налоговые проблемы: взгляд с разных сторон // Финансы. 2008. №8.

11. Борей М.Р. О некоторых актуальных проблемах совершенствования налогового администрирования // Налоги и налогообложение". 2009. №5.

12. Горлов В.В. Налоговое планирование: направления совершенствования и перспективы развития // Налоговое планирование. 2009. №2.

13. Кванталиани И.Э. О некоторых проблемах налогового законодательства Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2009. №6.

14. Лермонтов Ю.М. Тенденции развития налоговой политики в Российской Федерации в 2010-2012 гг. // Все о налогах. 2009. №7.

15. Чиненов М.В. О российской налоговой системе // Всё о налогах. 2007. № 1.

16. Официальный сайт Федеральной налоговой службы www.nalog.ru

17. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru

18. Сайт новостей www.rb.ru


[1] Ковалев В.В. Финансы предприятий М.: Проспект, 2004. С.105.

 

[2] Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. / под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С. 374.

[3] Составлено автором по: Финансы: Учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. С.И. Лушина, д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экономистъ, 2005. С.410.

[4] Финансы: Учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. С.И. Лушина, д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экономистъ, 2005. С.409-411.

[5] Составлено автором по Чиненову М.В. О российской налоговой системе // Всё о налогах. 2007. № 1.

[6] Ст. 13 ч. I НК РФ.

[7] Ст. 14 ч. I НК РФ.

[8] Ст. 15 ч. I НК РФ.

[9] Составлено автором по: Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. Н23 М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 и по Финансы: Учеб. пособие/Под ред. проф. А. М. Ковалевой.- 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2005.

[10] Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под ред. Евстигнеева Е.Н. СПб.: Питер, 2004. С.124.

[11] Ходов Л.Г. Налоги и налоговое регулирование экономики. М.: ТЕИС, 2003. С. 96.

[12] Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. 5-е изд. СПб: Питер, 2008. С.249.

[13] Вылкова Е.С., Романовский М.В. Налоговое планирование. СПб.: Питер, 2004. С. 235.

[14] Вылкова Е.С., Романовский М.В. Налоговое планирование. СПб.: Питер, 2004. С. 238.

[15] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru

[16] Официальный сайт Федеральной налоговой службы www.nalog.ru

[17] Савельева Д. Поступление налогов в российский бюджет снизилось на треть // www.rb.ru

[18] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru

[19] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru

[20] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru

 

[21] Составлено автором.

[22] Актуальные налоговые проблемы: взгляд с разных сторон // Финансы. 2008. №8.

 

[23] Кванталиани И.Э. О некоторых проблемах налогового законодательства Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2009. №6.

[24] Борей М.Р. О некоторых актуальных проблемах совершенствования налогового администрирования // Налоги и налогообложение". 2009. №5.

[25] Горлов В.В. Налоговое планирование: направления совершенствования и перспективы развития // Налоговое планирование. 2009. №2.

[26] п. 1 ст. 269 ч. II НК РФ

[27]  Лермонтов Ю.М. Тенденции развития налоговой политики в Российской Федерации в 2010-2012 гг. // Все о налогах. 2009. №7.

[28] Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. 5-е изд. СПб: Питер, 2008. С.288-290.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: