Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

 

 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности является составной частью экономической политики государства в современных условиях. С первых лет независимости Узбекистана правительством страны уделяется приоритетное внимание развитию внешнеэкономических связей, поскольку в современных условиях глобализации экономическое развитие страны в решающей степени зависит от степени ее интегрированности в мировое экономическое сообщество.

 Внешнеэкономическая деятельность в Республике Узбекистан регулируется совокупностью норм, изложенных в законах РУ, постановлениях Кабинета Министров или указах Президента Республики Узбекистан.

 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется путем:

· формирования и совершенствования законодательной базы внешнеэкономической деятельности;

· валютного регулирования; налогового регулирования; тарифного и нетарифного регулирования;

· применения защитных, компенсационных и антидемпинговых мер для соблюдения экономических интересов Республики Узбекистан;

· установления порядка совершения внешнеторговой деятельности, в том числе количественного ограничения и государственной монополии на экспорт и импорт отдельных видов товаров;

· установления экспортного контроля в отношении вооружений, военной техники, товаров и технологий двойного назначения;

· сертификации ввозимых и вывозимых товаров;

· установления технических, фармакологических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных, экологических стандартов и требований;

· предоставления преференций и льгот субъектам внешнеэкономической деятельности.

 Кабинет Министров Республики Узбекистан:

· разрабатывает стратегию развития внешнеэкономической деятельности;

· обеспечивает экономическую безопасность, защиту экономического суверенитета и экономических интересов Республики Узбекистан;

· заключает международные договоры Республики Узбекистан в области внешнеэкономической деятельности;

· разрабатывает платежный баланс Республики Узбекистан;

· выдает гарантии правительства Республики Узбекистан под получаемые иностранные кредиты;

· владеет, пользуется и распоряжается собственностью Республики Узбекистан за границей;

· осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

 Уполномоченным государственным органом в области регулирования внешнеэкономической деятельности является Министерство внешнеэкономических связей Республики Узбекистан.

 Министерство внешнеэкономических связей Республики Узбекистан:

· обеспечивает проведение государственной политики в области внешнеэкономической деятельности, реализацию задач по защите экономических интересов Республики Узбекистан при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

· разрабатывает предложения по совершенствованию законодательной базы внешнеэкономической деятельности;

· координирует и регулирует деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности в пределах компетенции, определенной законодательством;

· координирует работу органов государственного управления в области регулирования внешнеэкономической деятельности;

· осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

 Проводимая в республике политика открытых дверей во внешнеэкономической сфере, основанная на разработанных Президентом И.А.Каримовым принципах, призвана обеспечить:

· Развитие торгово-экономических отношений вне зависимости от идеологических воззрений;

· Равноправное и взаимовыгодное сотрудничество, как на двусторонней, так и на многосторонней основе;

· Приоритет норм международного права перед национальными, признание принципов и правил ГАТТ/ВТО, в контексте поэтапной либерализации внешнеторгового режима в процессе интеграции в эту организацию;

· Разумный баланс между конкуренцией и сотрудничеством;

· Создание режима наибольшего благоприятствования для стран и отдельных иностранных инвесторов, обеспечивающих привлечение самых современных технологий.

 Основным фактором, определяющим привлекательность инвестиционного климата любой страны, является система льгот и преференций для иностранных инвесторов. В Узбекистане разработана широкая система налоговых льгот для реализации инвестиционных проектов в том числе:

· Освобождение сроком на 7 лет от уплаты налогов по проектам, включенным в государственную инвестиционную программу республики;

· Освобождение от налога части дохода предприятий с иностранными инвестициями, направляемые на расширение производства и технологическую модернизацию;

· Беспрепятственный, безлицензионный вывоз продукции собственного производства;

· Беспошлинный ввоз имущества для вкладов в уставный фонд совместных предприятий и предприятий с чистым иностранным капиталом на территорию Республики Узбекистан;

· Приобретение по конкурсу права пользования и распоряжения на долгосрочной основе земельными участками под осуществление инвестиционных проектов.

 Кроме вышеуказанных льгот, выработаны целенаправленные меры стимулирования деятельности предприятий с иностранными инвестициями, которые можно условно подразделить на:

· Стимулирование участия иностранных инвесторов в процессе приватизации;

· Стимулирование технического перевооружения; - стимулирование производства товаров народного потребления;

· Стимулирование экспортоориентированного производства.

 Инвестиционное законодательство Республики Узбекистан является одним из передовых в системе законодательства стран СНГ, вобрав в себя основные положения международного инвестиционного права, в частности, положения о гарантиях прав иностранных инвесторов, предоставлении определенных преференций для инвесторов и другие.

Основой правового регулирования в области привлечения иностранных инвестиций в Республики Узбекистан являются:

· Закон «Об иностранных инвестициях»;

· Закон «Об инвестиционной деятельности»;

· Закон «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов» а также ряд нормативно-правовых актов, принимаемых в форме решений Президента Республики Узбекистан и постановлений правительства.

 Таким образом, можно сделать вывод, что государство не создает препятствий на пути развития внешнеэкономической деятельности узбекских предприятий, и старается способствовать ей. Государство всячески содействует узбекским предприятиям в привлечении иностранных инвестиций. В частности, таким предприятиям оно предоставляет льготы и оказывает помощь, в том числе и финансовую. Приток инвестиций во многом зависит от того, насколько стимулирующее воздействие оказывает на них налоговая система страны. Предприятие, без каких либо ограничений может находить рынки сбыта для производимой продукции за пределами своей страны, кооперировать производство и привлекать иностранные инвестиции, что способствует развитию и повышению эффективности производства.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: