Отражение в учете инвентаризации производственных запасов

Уточнение фактического наличия материалов и других видов производится методом сплошной или выборочной инвентаризации.

    Инвентаризацию проводит инвентаризационная комиссия, создаваемая по приказу руководителя или контролирующих организаций, имеющих на это право.

    Инвентаризация проводится по следующим причинам:

1) При смене материально-ответственных лиц.

2) При передаче имущества в аренду или при приватизации предприятия.

3) В случае пожара или стихийных бедствий.

4) По требованиям контролирующих организаций.

5) При установлении фактов хищений и злоупотреблений.

6) Плановая ежегодная инвентаризация.

    До начала инвентаризации в карточках складского учета должны быть выведены количественные остатки. Все первичные документы должны быть переданы в бухгалтерию и обработаны. Факт сдачи всех документов подтверждается распиской.

    Инвентаризационные описи составляются по результатам фактического пересчета. Их данные сверяются с учетными данными, подготовленными бухгалтером. По тем позициям, по которым обнаружены расхождения, составляется сличительная ведомость. В ней отражается по каждой позиции недостача или излишек.

    По результатам сличительной ведомости проводится взаимный зачет излишков и недостач, являющихся результатом пересортицы.

    После отражения пересортицы подсчитывается недостача или излишек. Излишки должны быть оприходованы как доход предприятия, а недостачи рассматриваются комиссией с целью определения их причин:

1) Естественная убыль при хранении на складе.

2) Порча при хранении сверх норм естественной убыли.

3) Недостача.

    Решение комиссии по поводу излишков и недостач, а также их причин фиксируется в протоколе заседания инвентаризационной комиссии и в акте по результатам инвентаризации. К акту прикладывается объяснительная записка материально-ответственного лица.

    Правила проведения инвентаризации регламентированы Основными положениями по инвентаризации. Порядок отражения в учете результатов инвентаризации регламентирован Стандартом 9, 15, 16 и Инструкцией по применению Плана счетов.

    Порядок расчета величины ущерба от порчи и хищений регламентирован Постановлением КМУ о 22.01.96 № 116 «Порядок определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей».

    Выявленные излишки приходуются; недостачи в пределах норм естественной убыли списываются на расходы предприятия, а похищенные ценности должны быть возмещены по сумме ущерба.

    Согласно Порядку № 116 размер убытков от хищения, недостачи, порчи материальных ценностей определяется по балансовой стоимости, но не ниже 50 % их балансовой стоимости.

    Размер ущерба определяется по формуле:

, где

Бст балансовая стоимость похищенного или уничтоженного объекта на момент установления факта недостачи;
А — сумма амортизационных отчислений, начисленных по объекту до момента обнаружения недостачи;
Iинф общий индекс инфляции, рассчитанный Министерством статистики;
НДС — сумма НДС, рассчитанного в размере 20 % от всего предыдущего выражения;
АС — акцизный сбор исходя из установленных ставок на подакцизные материальные ценности;
К — коэффициент увеличения. Условия его применения определены спецпунктами порядка 116.

    Размер ущерба отражается в БУ в том случае, если недостача превышает норму естественной убыли.

    если недостача сверх норм естественной убыли произошла по вине неустановленных лиц или суд отказал во взыскании с материально-ответственных лиц, то такая недостача по истечению установленного срока списывается по решению судебных органов на финансовые результаты деятельности предприятия.

    В том случае, если установлено виновное лицо, то сумма недостачи в размере ущерба отражается как дебиторская задолженность виновного лица. Оно обязано погасить недостачу одноразово или путем регулярных возмещений в кассу предприятия или путем удержания из зарплаты виновника. Если виновное лицо не дает письменного согласия на удержание, то администрация должна обратиться в судебные органы.

    Для обращения администрации в суд по вопросам возмещения ущерба установлены следующие сроки:

1) За ущерб, причиненный при выполнении служебных обязанностей — 1 месяц со дня выявления ущерба.

2) Во всех других случаях — 1 год.

    Днем выявления ущерба является дата акта инвентаризационной комиссии.

    В бухгалтерском учете для отражения результатов инвентаризации, в том случае, если ими являются недостачи, предусмотрены специальные счета: 375 «Расчеты по возмещению материального ущерба» и 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

    В забалансовом учете в течение законодательно определенного срока отражаются суммы невозмещенных недостач и потерь от порчи ценностей. Для этой цели служит забалансовый счет 072.

    Сумма ущерба, по которому определено виновное лицо, и вина им признана, рассматривается как доход предприятия и отражается на счетах класса 7.

    Однако не вся сумма ущерба будет реальным доходом предприятия. Согласно методу начисления, доход и обязательства признаются не в момент движения денежных средств, а в момент определения суммы. По этому рассчитанный размер ущерба сразу будет расписан проводками в зависимости от того, чьим доходом является каждая составляющая его суммы.

Система бухгалтерских записей по учету результатов инвентаризации

1) Оприходованы материалы, топливо, обнаруженные в ходе инвентаризации (Д т 20 К т 719).

2) В результате инвентаризации обнаружена недостача материалов по учетным ценам (Д т 947 К т 20) — 100, в т. ч. 20 — в пределах норм, и 80 — сверх норм.

3) Учтена на забалансовом счете сумма недостачи по учетным ценам, подлежащая возмещению (Д т 072) — 80.

4) Отражена сумма, подлежащая возмещению виновным лицом, в том случае, если оно установлено (Д т 375 К т 746) å = (80 ´ 1,15 + 18,4 + 0) ´ 2 = 220,8.

5) Уменьшается сумма начисленного дохода на величину налогового обязательства по НДС (Д т 746 К т 641) — 36,8.

6) Подлежит перечислению в бюджет сумма разницы между суммой возмещения, проиндексированной учетной стоимостью недостачи и уже отраженной суммы НДС (Д т 746 К т 642) – 92,0.

7) Оприходованы в кассу суммы, поступившие от виновника (Д т 301 К т 375) — 220,8

8) Перечислены суммы в бюджет (Д т 641 К т 311 36,8; Д т 642 К т 311 92,0).

9) Списана с забалансового счета сумма недостачи (К т 072) — 80.

10) Списаны расходы, возникшие в результате инвентаризации на финансовые результаты (Д т 793 К т 947) — 100,0

11) Списаны доходы, возникшие в результате возмещения недостач (Д т 746 К т 793) — 92,0.

12) Определен финансовый результат от отражения в учете недостачи по результатам инвентаризации (Д т 442 К т 793) — 8,0.

13) Списаны доходы в сумме оприходованных излишков (Д т 719 К т 793) — 20,0.

14) Списан на прибыль финансовый результат от оприходования излишков (Д т 793 К т 441) — 20,0.

    В том случае, если виновное лицо не обнаружено или судебными органами отказано в возмещении, 375 счет не открывается, т. к. он может вестись только в разрезе фамилий конкретных виновников. В этом случае сумма недостачи по учетным ценам, учтенная на счете 947, будет списана на счет 79.

    Переоценка производственных запасов производится по решению руководства предприятия с целью приведения оценки к реальной стоимости в сегодняшних рыночных условиях, т. е. к справедливой стоимости.

    Переоценка в сторону увеличения производится в основном в результате действия инфляционных процессов в экономике.

    Уценка производится в связи с потерей части стоимости из-за старения запасов, изменения конъюнктуры рынка, в связи с потерей потребительских свойств из-за чрезвычайных обстоятельств и производственных аварий.

    Переоценка проводится по приказу руководителя предприятия, и для выполнения этого процесса создается комиссия.

    Обязательным этапом является инвентаризация. Проводится она по стандартным правилам, но пересчету подвергаются лишь ценности, отраженные в приказе директора. Заканчивается инвентаризация составлением акта.

    После того, как учетные данные приведены в соответствие с фактическим наличием ценностей, в акте переоценки производится расчет новой стоимости и суммы уценки или дооценки.

    К акту переоценки прилагается ведомость переоценки, куда заносят все позиции, в разрезе номенклатурных номеров переоцениваемых запасов.

    В приказе директора должен быть указан источник финансирования переоценки.

    Если переоценка производится по решению правительства, то в Указе Президента или других нормативных актах источником финансирования определяются: средства бюджета, уставный капитал предприятия, собственные средства предприятия.

    Переоценка, проводимая по решению руководства предприятия, финансируется за счет собственных средств предприятия:

– финансовые результаты текущего периода;

– финансовые результаты предыдущих периодов;

– средства целевого финансирования;

– остатки фондов экономического стимулирования.

    Уценка на тех предприятиях, где переоценка проведена по решению администрации, признается расходами предприятия, а дооценка признается доходом предприятия.

    Доходы и расходы, возникающие в результате переоценки, признаются в том периоде, который соответствует дате акта.

    В учете отражается не стоимость по новым ценам, а лишь разницы между новой и старой стоимостью, т. е. суммы уценки или дооценки.

    Если дооцениваются производственные запасы, появившиеся в результате взноса в уставный капитал, то увеличивается дополнительный капитал, что отражается на счете 42.

Система бухгалтерских записей по учету переоценки

1) Отражена дооценка производственных запасов:

– относимая на увеличение дополнительного капитала (Д т 20 (22) К т 423);

– относимая на финансовые результаты (Д т 20, 22 К т 745).

2) Уценка отражена в составе расходов предприятия (Д т 946 К т 20, 22).

Заключение

Подведем итог. Все операции, связанные с движением материалов, в первую очередь отражаются в складском учете. Этот учет обычно называют оперативным, и он имеет важное значение для всего бухгалтерского учета на предприятии. Поэтому работники бухгалтерии должны осуществлять систематический контроль за правильным и своевременным документированием движения материалов на складе и записями в регистрах складского учета материалов, за соответствием фактических остатков материалов данным текущего бухгалтерского учета, проводить фактические проверки наличия ценностей, а также осуществлять сверку складского учета с бухгалтерским.

На производственных предприятиях для хранения мате­риалов могут создаваться как специализированные общеза­водские склады, так и кладовые, выполняющие функции промежуточных складов. Каждому складу приказом по пред­приятию присваивается постоянный номер, который в даль­нейшем указывается на всех документах, относящихся к опе­рациям данного склада.

Учет материалов на складах осуществляют заведующие складами (кладовщики), с которыми заключается типовой договор о полной индивидуальной материальной ответствен­ности. На мелких предприятиях обязанности заведующего складом (кладовщика) могут быть возложены на заведующе­го производством.

Для эффективного ведения складского учета материаль­ные ценности целесообразно размещать по секциям, а внут­ри них — по партиям, группам, подгруппам и сортам в шта­белях, контейнерах, ящиках, на стеллажах, полках, ячей­ках и поддонах. Кроме того, на каждый номенклатурный номер материалов материально ответственные лица долж­ны заполнять материальный ярлыки прикреплять его к месту хранения материалов. В нем необходимо указать наименова­ние материалов, номенклатурный номер, единицу измере­ния, цену и лимит наличия материалов. Такая организация складского учета обеспечит оперативность и быстроту при­ема и отпуска материалов, а также контроль за соответствием фактического их наличия установленным нормам запаса (лимиту).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: