Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.
Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности. Количественно прибыль представляет собой разность между выручкой и себестоимостью реализованной продукции.
Прибыль — это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности; прибыль представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Прибыль — это особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса.
Объектом особого внимания на любом предприятии является прибыль от реализации. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от 4-х факторов: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен [7, с.507].
Количественную оценку перечисленных факторов производят с помощью ряда параметров, основными из которых являются:
- изменения отпускных цен на реализованную продукцию;
- изменения в объеме продукции (по базовой себестоимости);
- изменения в структуре реализации продукции;
- экономия от снижения себестоимости продукции;
- изменения себестоимости за счет структурных сдвигов;
- изменение цен на материалы и тарифов на услуги;
- изменение цен на 1 руб. продукции.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно-пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот [6, с. 508].
Качество прибыли — это обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли организации.
Высокое качество операционной прибыли характеризуется ростом объема выпуска продукции, снижением уровня операционных затрат, а низкое качество — ростом цен на продукцию без увеличения объема ее выпуска и реализации в натуральных показателях.
Ведущую роль в повышении качества прибыли играет снижение себестоимости продукции. Это характеризует интенсивный путь роста прибыли, путь использования собственных внутренних резервов [7, с.210].
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) может быть рассчитана по следующей формуле 1.6:
П=N-CPП, (1.6)
где N - выручка от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов (чистый объем реализации), тыс. руб.;
Срп - затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) по полной себестоимости.
Таким образом, все факторы, влияющие на себестоимость реализованной продукции, сказываются и на прибыли от реализации и на балансовой прибыли [7, с. 176].
Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливается сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж [6, с. 509].
Влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (∆ПС) рассчитывается по формуле 1.7:
∆ПС = С2,1 – С2, (1.7)
где C2,1 - себестоимость реализованной продукции анализируемого периода, рассчитанная в ценах и условиях базисного периода, руб.;
С1 - фактическая себестоимость реализованной продукции анализируемого периода.
Влияние на прибыль изменений в объеме продукции (∆Поб.пр), т.е. собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости определяется по формуле 1.8:
∆Поб.пр = Пб - К1 – Пб = Пб - (К1 – 1), (1.8)
где Пб - прибыль базисного периода;
К1 - коэффициент роста объема реализации продукции, который равен отношению С2,1/С2.
Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (∆Пс.сд) осуществляется по формуле 1.9:
∆Пс.сд = С1 - К2 – С2,1, (1.9)
где К2 - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам [7, с. 176].
Факторный анализ влияния снижения себестоимости на изменение прибыли можно оценить с помощью следующих формул 1.10, 1.11, 1.12, 1.13.
Общее изменение прибыли равно:
∆П = П1 – П0 = В1 - (1 – S1) – В0 - (1 – S0), (1.10)
Изменение прибыли в результате роста объема реализации:
∆Пв = ∆- (1 – S0), (1.11)
Изменение прибыли в результате снижения (повышения) себестоимости на единицу продукции:
∆Пв = В1 - (S0 – S1), (1.12)
где индексы «0» и «1» означают соответственно базовый и отчетный периоды;
П - прибыль от реализации продукции
, (1.13)
В - объем реализации;
И - издержки на производство продукции;
S - себестоимость на один руб. продукции [37, с.211].
Отдельным расчетом определяется влияние на прибыль изменения цен на материалы и прочие ресурсы, а также причин, связанных с нарушением хозяйственной дисциплины. В первом случае расчет проводится по данным бухгалтерского учета себестоимости продукции. Оценка влияния на прибыль нарушений хозяйственной дисциплины проводится с помощью анализа отклонений, образовавшихся вследствие нарушения стандартов, технических условий, невыполнения плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и т.п.
Общее изменение затрат на 1 руб. продукции выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом перечисленных выше факторов.
На основе выполненных расчетов определяется общее изменение прибыли от реализации за анализируемый период, которое представляет собой сумму отклонений по отдельным факторам [7, с.177].