Оценка влияния себестоимости продукции на финансовый результат деятельности предприятия и пути ее оптимизации

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.

Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности. Количественно прибыль представляет собой разность между выручкой и себестоимостью реализованной продукции.

Прибыль — это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности; прибыль представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Прибыль — это особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса.

Объектом особого внимания на любом предприятии является прибыль от реализации. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от 4-х факторов: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен [7, с.507].

Количественную оценку перечисленных факторов производят с помощью ряда параметров, основными из которых являются:

- изменения отпускных цен на реализованную продукцию;

- изменения в объеме продукции (по базовой себестоимости);

- изменения в структуре реализации продукции;

- экономия от снижения себестоимости продукции;

- изменения себестоимости за счет структурных сдвигов;

- изменение цен на материалы и тарифов на услуги;

- изменение цен на 1 руб. продукции.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно-пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот [6, с. 508].

Качество прибыли — это обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли организации.

Высокое качество операционной прибыли характеризуется ростом объема выпуска продукции, снижением уровня операционных затрат, а низкое качество — ростом цен на продукцию без увеличения объема ее выпуска и реализации в натуральных показателях.

Ведущую роль в повышении качества прибыли играет снижение себестоимости продукции. Это характеризует интенсивный путь роста прибыли, путь использования собственных внутренних резервов [7, с.210].

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) может быть рассчитана по следующей формуле 1.6:

 

П=N-CPП,                                             (1.6)

 

где N - выручка от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов (чистый объем реализации), тыс. руб.;

Срп - затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) по полной себестоимости.

Таким образом, все факторы, влияющие на себестоимость реализованной продукции, сказываются и на прибыли от реализации и на балансовой прибыли [7, с. 176].

Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливается сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж [6, с. 509].

Влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (∆ПС) рассчитывается по формуле 1.7:

 

∆ПС = С2,1 – С2,                                                  (1.7)

 

где C2,1 - себестоимость реализованной продукции анализируемого периода, рассчитанная в ценах и условиях базисного периода, руб.;

С1 - фактическая себестоимость реализованной продукции анализируемого периода.

Влияние на прибыль изменений в объеме продукции (∆Поб.пр), т.е. собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости определяется по формуле 1.8:

 

∆Поб.пр = Пб - К1 – Пб = Пб - (К1 – 1),                       (1.8)

 

где Пб - прибыль базисного периода;

К1 - коэффициент роста объема реализации продукции, который равен отношению С2,1/С2.

Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (∆Пс.сд) осуществляется по формуле 1.9:

 

∆Пс.сд = С1 - К2 – С2,1,                              (1.9)

 

где К2 - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам [7, с. 176].

Факторный анализ влияния снижения себестоимости на изменение прибыли можно оценить с помощью следующих формул 1.10, 1.11, 1.12, 1.13.

Общее изменение прибыли равно:

 

∆П = П1 – П0 = В1 - (1 – S1) – В0 - (1 – S0),                (1.10)

 

Изменение прибыли в результате роста объема реализации:

 

∆Пв = ∆- (1 – S0),                                                  (1.11)

 

Изменение прибыли в результате снижения (повышения) себестоимости на единицу продукции:

 

∆Пв = В1 - (S0 – S1),                                   (1.12)


где индексы «0» и «1» означают соответственно базовый и отчетный периоды;

П - прибыль от реализации продукции

 

,                           (1.13)

 

В - объем реализации;

И - издержки на производство продукции;

S - себестоимость на один руб. продукции [37, с.211].

Отдельным расчетом определяется влияние на прибыль изменения цен на материалы и прочие ресурсы, а также причин, связанных с нарушением хозяйственной дисциплины. В первом случае расчет проводится по данным бухгалтерского учета себестоимости продукции. Оценка влияния на прибыль нарушений хозяйственной дисциплины проводится с помощью анализа отклонений, образовавшихся вследствие нарушения стандартов, технических условий, невыполнения плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и т.п.

Общее изменение затрат на 1 руб. продукции выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом перечисленных выше факторов.

На основе выполненных расчетов определяется общее изменение прибыли от реализации за анализируемый период, которое представляет собой сумму отклонений по отдельным факторам [7, с.177].

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: