Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда

Перечень используемых сокращений

 

ТК - Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 №218-З (в ред. от 17.07.2009)


Содержание

 

Перечень используемых сокращений

Введение

1. Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда

2. Охрана труда

2.1 Законодательство об охране труда

2.2 Организация охраны труда

2.3 Планирование работы и мероприятий по охране труда

2.4 Ответственность за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда

3. Охрана труда отдельных категорий работников

3.1 Охрана труда женщин

3.2 Охрана труда молодежи

3.3 Охрана труда инвалидов

4. Организация охраны и труда в зарубежных странах

Заключение

Список нормативных источников

 




Введение

 

Полностью безвредных и безопасных производств не существует.

В соответствии с Конвенцией Международной организации труда № 155 "О безопасности и гигиене труда и производственной среде", ратифицированной Законом Республики Беларусь от 5 мая 1999 г., государство обязано разрабатывать, осуществлять и периодически пересматривать национальную политику в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды. При разработке такой политики должны быть определены соответствующие функции и обязанности государственных органов, предпринимателей, трудящихся и других лиц в области охраны труда.

Отсутствие элементарной дисциплины становится основной причиной чрезвычайных происшествий, аварий, несчастных случаев на производстве и в быту. Во многих организациях пренебрегают элементарными требованиями техники безопасности, не соблюдают технологические нормы производства, смирились с низкой трудовой и исполнительской дисциплиной, упускают из виду, что укрепление дисциплины и правопорядка - важнейшая основа обеспечения общественной безопасности, ускорения социально-экономического развития страны, улучшения жизни людей. Основными причинами травматизма с тяжелыми последствиями стали: неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест, эксплуатация неисправных, не соответствующих требованиям безопасности машин, механизмов и оборудования, недостатки в обучении и инструктировании потерпевших по охране труда, нарушение ими трудовой и производственной дисциплины, нормативных правовых актов по охране труда, невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда, несоответствие требованиям безопасности технологических процессов.

охрана труд законодательство работник

В такой ситуации решающее значение имеет организация работы по укреплению общественной безопасности и дисциплины на всех уровнях. От руководителей всех уровней требуется бескомпромиссная борьба с халатностью и разгильдяйством. Состояние трудовой и исполнительской дисциплины в коллективе, условий безопасного труда - один из главных критериев оценки работы руководителя. Конкретные меры должны быть приняты на каждом рабочем месте, в каждом коллективе, вкаждой организации.

Изучение и решение проблем, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий, в которых протекает труд человека - одна из наиболее важных задач в разработке новых технологий и систем производства. Изучение и выявление возможных причин производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров, и разработка мероприятий и требований, направленных на устранение этих причин позволяют создать безопасные и благоприятные условия для труда человека. Комфортные и безопасные условия труда - один из основных факторов влияющих на производительность и безопасность труда, здоровье работников.

Обеспечение конституционного права граждан на трудовые и безопасные условия труда является важнейшей обязанностью нанимателей, других субъектов правоотношений в этой области.

Создание таких условий труда обеспечивается системой мер, заключающих правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства, Требования охраны труда должны соблюдаться на всех стадиях организации и осуществления производственной деятельности. Многонаправленность функций и задач, которые необходимо решать при управлении охраной труда, а также множественность нормативных правовых актов, регулирующих эти вопросы, осложняют работу руководителей и специалистов в этой области, требуют от них соответствующих знаний.

Основной задачей выполнения курсовой работы является изучение и анализ правовых аспектов, касающихся охраны труда.

Целью данной работы является обзор всех основных вопросов касающихся охраны труда:

понятие охраны труда;

источников норм регулирующих вопросы охраны труда;

прав и обязанностей субъектов трудового права, касающихся охраны труда;

ответственности за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда;

прав отдельных категорий работников (женщин, молодежи, инвалидов).

в целях сравнения рассмотрим организацию охраны труда в зарубежных странах.

 



Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда

 

Трудовое законодательство и нормативное регулирование вопросов охраны труда являются важными элементами правового обеспечения социально-экономических отношений в обществе и создания здоровых и безопасных условий труда для работающих членов общества.

Знание основных требований законодательства и нормативных правовых актов по охране труда и безопасному ведению работ позволяет руководителям и специалистам профессионально управлять охраной труда, предотвращать несчастные случаи на производстве и возникновение профессиональных заболеваний.

Государство является основным гарантом прав и свобод своих граждан, человек, его права, свободы и гарантии их реализации, являются высшей ценностью и целью общества и государства (1, ст.2). Исходя из этого, основным принципом государственной политики в нашей стране в области охраны труда является приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам трудовой деятельности, установление ответственности нанимателей за безопасность труда, совершенствование правовых отношений и механизмов в этой сфере.

В республике постоянно проводится работа по выработке системы мер, обеспечивающих реализацию государственной политики в области охраны труда, которые должны соответствовать современному уровню развития производства и производственных отношений.

Реализация права граждан на здоровые и безопасные условия труда требует осуществления навсехуровнях управления соответствующих правовых, социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических и других мероприятий по охране труда. В республике принят Закон от 03.05.1999 г. № 253-3 "Оратификации Конвенции Международной организации труда (МОТ)"О безопасности и гигиене труда и производственной среде".

Основной целью Конвенции является признание необходимости на государственном уровне разработать национальную политику в области охраны труда, которая бы учитывала как местные условия, так и международный опыт, а также создать необходимые правовые и организационные механизмы ее реализации на всех уровнях производственных отношений.

Разработка и реализация государственной политики в области охраны труда предполагает установление соответствующих функций и обязанностей государственных органов, нанимателей, трудящихся и других лиц в области гигиены и безопасности труда.

В 2001 г. в Республике Беларусь разработана и утверждена Советом Министров Концепция государственного управления охраной труда (далее - Концепция). В этом документе определены цели, основные принципы, направления государственной политики и уровни управления в области охраны труда, а также основные функции органов государственного управления.

Согласно Концепции целью государственной политики в области охраны труда является сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.

Основными принципами современной государственной политики в этой области являются:

приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности;

обеспечение гарантий права работников на охрану труда;

установление обязанностей всех субъектов правовых отношений в области охраны труда, полной ответственности нанимателей за обеспечение здоровых и безопасных условий труда;

совершенствование правовых отношений и управления в этой сфере, включая внедрение экономического механизма обеспечения охраны труда.

К основным направлениям государственной политики в области охраны труда относятся:

государственное управление деятельностью в области охраны труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства по этим вопросам;

принятие законов и иных нормативных правовых актов, направленных на совершенствование правоотношений в этой сфере, установление единых нормативных требований в области безопасности и гигиены труда;

комплексное решение задач обеспечения здоровых и безопасных условий труда с учетом других направлений социальной и экономической политики, достижений в области науки, техники, технологий и охраны окружающей среды;

организация научно-исследовательских работ по вопросам безопасности и гигиены труда, участие государства в финансировании республиканских программ по улучшению условий и охраны труда;

использование экономического механизма в управлении охраной труда, проведение налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, аффективных средств защиты;

взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления с нанимателями и профсоюзами в разработке и реализации государственной политики в области охраны труда, содействие общественному контролю за соблюдением прав и интересов работников в области охраны труда;

обеспечение социально-экономической защиты прав работников в области охраны труда, в том числе потерпевших на производстве, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

подготовка специалистов, обучение и повышение квалификации работников по вопросам охраны трудя;

организация государственной статистической отчетности, создание системы информации и мониторинга о состоянии условий и охраны труда;

международное сотрудничество, создание условий для ратификации конвенций МОТ, документов других международных организаций, межгосударственных договоров и соглашений в области охраны труда [17, с.10].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что успешное решение проблем в области охраны труда в большей степени зависит от выполнения поставленных задач и приоритетов государственной политики в области охраны труда. Реализация правового направления совершенствования охраны труда - обоснованна законодательными нормами, а так же изучением практики проведения этих норм в жизнь.

В связи с чем, основным принципом государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам трудовой деятельности.

 



Охрана труда

 

Конституция Республики Беларусь от 24.11.1996 г. в качестве одного из основных прав граждан закрепила право на охрану здоровья (ст.45).

Естественным производным из этого является и право работника на здоровые и безопасные условия труда, которые также в качестве отдельных принципов и в форме субъективного права закреплены в статьях Конституции, право на труд (ст.41), на отдых (ст.43), на обеспечение в старости и в случае болезни (ст.47).

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" охрана труда - это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства (3, ст.1).

Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Выраженные в правовой форме и в первую, очередь закрепленные в трудовом законодательстве, все эти нормы образуют, важнейший правовой институт особенной части трудового права, хотя, конечно, нельзя при этом не учитывать, что под охраной труда в широком смысле слова следует понимать все трудовое право, поскольку все его нормы направлены на защиту интересов всех работающих.

В узком смысле слова под охраной труда понимается правовой институт трудового права, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. Он включает следующие группы норм:

1. правила по технике безопасности и производственной санитарии;

2. специальные нормы охраны труда лиц, работающих в тяжелых, вредных и опасных производственных условиях;

3. нормы по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;

4. нормы, регулирующие деятельность органов государственного надзора и общественного контроля, а также устанавливающие ответственность за нарушения законодательства об охране труда

5. нормы, регулирующие планирование и организацию работы по охране труда.

Эти нормы, объединенные одной целью, могут приниматься как на локальном уровне, так и в централизованном порядке.

Так, первые четыре группы должны приниматься в централизованном порядке, чтобы установить единые стандарты вредности, тяжести и других неблагоприятных условий в обществе и возможности их устранения и нейтрализации, так же как и нормы, регулирующие деятельность органов надзора - единых органов в рамках государства. Однако третья устанавливает в централизованном порядке лишь минимум гарантий, которые могут быть повышены в локальных актах при условии финансовых возможностей предприятий.

Нормы же, регулирующие планирование и организацию работы по охране труда, наоборот, в большинстве случаев имеют локальный характер, содержатся в коллективных договорах и соглашениях.

Особый характер имеют нормы, устанавливающие ответственность за нарушение правил охраны труда. В отличие от всех других, составляющих рассматриваемый институт охраны труда, они также входят и в институты других отраслей права, ибо санкции, предусмотренные за соответствующие правонарушения, содержатся не только в трудовом, но и в административном и даже в уголовном отраслях права.

С учетом содержания норм всего этого института, а также формы источников нормативные акты по охране труда включают:

стандарты Системы стандартов безопасности труда (государственные, отраслевые, стандарты предприятия);

санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы;

правила устройства и безопасной эксплуатации (пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической, взрыво и электро безопасности);

правила по охране труда и инструкции по охране труда.

Важнейший социальный эффект от реализации мер по охране труда - это сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества несчастных случаев и заболеваний на производстве.

Здоровые и безопасные условия труда способствуют повышению производительности, удовлетворенности работников своим трудом, созданию хорошего психологического климата в трудовых коллективах, что ведет к снижению текучести кадров, созданию стабильных трудовых коллективов.

Недостатки в работе по охране труда обусловливают значительные экономические потери. Заболеваемость и травматизм работников, затраты на компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда приводят к ухудшению экономических результатов работы предприятия.

По данным Белгосстраха, выплаты по страховым случаям за 2008 год составили свыше 140 млрд. белорусских рублей. [11, с.53]

Кроме этого, несчастные случаи, как правило, ведут к нарушению производственного цикла, приостановке или изменению технологических процессов, а зачастую к повреждению оборудования, машин и механизмов.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: