Ведущее место в разработке и реализации программ обеспечения занятости населения занимают органы службы занятости. Вместе с ними в формировании программ и их исполнении прямо или косвенно участвуют многие органы и службы, функциональные обязанности которых связаны с регулированием социально-трудовых отношений, такие как: Российскую трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, аналогичные региональные комиссии, а также профсоюзы и отдельные представители.
Важным составным направлением обеспечения занятости населения является организационно-координирующая деятельность и контроль выполнения мероприятий. Кроме государственных органов в процессе разработки, реализации и контроля выполнения программ занятости и защиты интересов работников принимают активное участие представители профессиональных союзов.
Федеральная служба по труду и занятости населения РФ
Формирование отечественного рынка труда предопределило острую необходимость создания государственного органа, ведающего вопросами занятости населения. В апреле 1991 года на базе ранее функционировавших бюро по трудоустройству населения была создана Федеральная служба занятости населения России. Организационная структура службы представляет собой систему органов, охватывающих все уровни – федеральный, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Вертикальная система органов государственной службы занятости позволила полностью охватить все население Российской Федерации, обеспечить обслуживание населения по единой методике практически в каждом городе и районе Российской Федерации.
К основным функциям службы занятости населения Российской Федерации можно отнести следующие:
· изучение и анализ состояния, а также прогноз развития занятости населения, информирование его о положении на рынке труда;
· разработка и реализация целевых программ содействия занятости населения;
· помощь гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям – в подборе работников;
· организация профессиональной ориентации, подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
· осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения, а также оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и находящимся на их содержании членам семей;
· участие в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов по регулированию занятости населения на соответствующих уровнях;
· осуществление контроля за правильностью формирования и использования средств государственного фонда занятости населения Российской Федерации.
Все услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами системы службы занятости бесплатно.
Государственный фонд занятости РФ
Финансирование мероприятий, осуществляемых службой занятости и содержание самой системы органов государственной службы занятости обеспечиваются за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, которые являются государственной федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении и распоряжении Госкомстата РФ, а также его территориальных органов.
Формирование и использование средств этого фонда осуществляется в соответствии с Федеральным законом о бюджете фонда на соответствующий календарный год. Этим законом устанавливается тариф отчислений средств в Государственный Фонд занятости населения.
Основными источниками формирования фонда занятости являются:
· обязательные страховые взносы работодателей, взносы с заработка работающих
· ассигнования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов,
· добровольные взносы юридических и физических лиц,
· другие поступления, включая штрафные санкции.
Средства фонда занятости направляются на:
· оплату расходов по профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки безработных, включая выплату им стипендий;
· организацию общественных работ;
· выплату пособий по безработице и материальной помощи;
· возмещение затрат пенсионному фонду в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
· мероприятия по созданию и сохранению рабочих мест;
· расходы по анализу рынка труда, разработке программ занятости, информационного обеспечения, рекламы, научно – исследовательской деятельности и на содержание органов занятости.
Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются в полной мере (с необходимым переходящим остатком), а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию.