Инновационные стратегии компании «Фарм»

2.1. Анализ рынка фармацевтической промышленности

Фармацевтическая промышленность – это глобальный бизнес, в котором исключительно много средств вкладывают в исследования и разработки.

Основной фактор, определяющий выживание и успех фармацевтической промышленности – ее способность обеспечивать новыми и экономически оправданными лекарствами, способными облегчить или лечить серьезные заболевания, другими словами – вводить новшества.

Для того, чтобы выжить, фармацевтическая компания должна приносить на рынок хотя бы одно новое лекарство в год. Слияния и поглощения, которые сегодня сплошь и рядом происходят в фармацевтической промышленности, в большей степени связанны с тем, что имеющаяся инновационная база не достаточна для поддержания промышленности существующего размера.

Инновации – ключ к выживанию, поэтому все больше фармацевтические компании рассматривают два основных слагаемых успеха, способных сократить время появления на рынке новых коммерческих разработок. Это – соревнование в создании химических веществ и привлечение внешних источников этих самых веществ с проведением собственной экспертизы и их дальнейшим продвижением на рынок.

Несомненно, крупным компаниям легче осуществлять открытие и разработку новых препаратов. Прежде всего потому, что стоимость развития нового лекарственного средства возрастает с каждым годом, а отдача от выведения препарата все меньше (из-за увеличения количества препаратов внутри одной терапевтической группы, ужесточения регулярных требований, одновременного существования на рынке препаратов дублирующих друг друга, то есть не имеющих существенных терапевтических преимуществ в равнении между собой).

У российского фармацевтического рынка есть одна особенность, существенная с точки зрения инновационного процесса. Она заключается в том что, инновационные производители сосредотачивают у себя почти 100% инновационных продуктов. Из тысяч лекарственных средств, выпускаемых российскими заводами, единицы можно считать оригинальными. Вновь регистрируемые лекарственные средства отечественного производства почти на 100% являются воспроизведением уже известного.

Таким образом, инновационный потенциал российского фармацевтического рынка сконцентрирован в руках зарубежных производителей. Причина такой ситуации являются отсутствие у российских производителей ресурсов, необходимых для полноценной разработки новых лекарств, а также отсутствия денежных средств на полный цикл разработки и внедрения одного оригинального лекарственного средства.

Среди проблем российской фармацевтической промышленности прежде всего можно назвать отсутствие понимания того, что есть «российская» промышленность. На территории страны имеются предприятия отрасли, руководимые гражданами России с российским менталитетом. На этой же территории имеются предприятия, руководимые людьми, не являющимися российскими гражданами, которые получили надлежащую подготовку в фарминдустрии. Их отличает иной менталитет, близкий к таковому как у руководителей предприятий в Центральной и Западной Европе, Северной Америке и в других индустриальных регионах мира. Эти категории предприятий функционируют по-разному.

Для предприятия первой категории самая болевая точка – невозможность выхода на мировой рынок в связи с низкой конкурентоспособностью отечественной продукции. При этом фармацевтическое производство, пожалуй, – самый международный вид производства, т.е. наиболее ориентированный экспорт. Именно поэтому существует угроза окончательно уступить внутренний рынок России иностранным производителям.

Необходимо отметить, что предметом дальнейшего анализа является деятельность российской компании ЗАО «Фарм».

 

 

2.2. Характеристика объекта исследования – ЗАО «Фарм»

ЗАО «Фарм» - одно из крупнейших фармацевтических компаний в России, включающая розничную сеть и современное фармацевтическое производство.

Компания была основана в 1991 году, с целью обеспечения населения РФ высококачественными лекарственными препаратами. Широкий ассортимент лекарств и товаров сопутствующей групп – одно из основных конкурентных преимуществ аптечных сети «Фарм» и важнейший показатель работы фармацевтической компании.

Большинство аптек компании «Фарм» работают в традиционном формате закрытой выкладке товаров. При такой форме торговли ассортимент одной аптеки, как правило, составляет 6 – 7 тысяч наименований позиций. В аптечной сети «Фарм» представлены так же и аптеки открытого доступа товаров – фарммаркеты. Открытая форма торговли позволяет иметь более 12 000 наименований лекарственных средств и разнообразной сопутствующей продукции.

Компания предлагает продукцию следующего ассортимента: медикаменты, БАД, гомеопатические средства, изделия медицинского назначения, лечебная косметика, диагностические средства и т.п.

Организационная структура компании «Фарм» представлена на рис. 2.1. и выглядит следующим образом:

«Организационная структура системы управления персоналом – это совокупность взаимосвязанных подразделений системы управления персоналом и должностных лиц.»[23]

Миссия компании – сохранить и укрепить здоровье, а также улучшить качество жизни наших покупателей, предлагая высококачественные лекарственные препараты и средства для поддержания здоровья.

Целью компании – является стремление занять ведущие позиции среди производителей лекарственных препаратов и продуктов питания, направленных на поддержание здоровья и улучшения качества жизни.

Стратегия компании – является поиском оптимальных путей для того, чтобы предложить потребителям продукцию самого высокого качества. Организация постоянно увеличивает ассортимент предлагаемой продукции и стремиться развивать маркетинговую составляющую бизнеса.

Компания осознает свою ответственность перед своими покупателями, партнерами, акционерами и обществом и серьезно подходим к выполнению своих обязательств. Управление компанией происходит в соответствии с принципами эффективности, прозрачности и социальной ответственности.

Компания «Фарм» стабильно работающее предприятие, имеющее хороший товарооборот. Рентабельность одной аптеки составляет около 55%, что позволяет обеспечивать неплохую зарплату сотрудникам и иметь средства для инвестиций в развитие.

На рентабельность аптеки оказывают влияние большое количество фактов. Прежде всего это те, которые влияют на товарооборот, начиная от месторасположения и ценовой политики аптечного предприятия (иногда это связано и с изменением законов, регулирующих деятельность фармацевтической отрасли) до уровня инфляции в стране, а также сезона и погодных условий.

Посещаемость аптеки – один из самых важных факторов, влияющих на товарооборот, а, следовательно, и на рентабельность. На него, прежде всего, оказывает влияние расположение аптеки по отношению к основным потокам людей, т.е. транспортным развязкам, торговым предприятиям; имеет значение населенность микрорайона и состав населения по возрасту и уровню материальной обеспеченности. Важным является и удобство подхода к аптеке.

Существенное влияние на товарооборот оказывает конкуренция. Если говорить о других отрицательных факторах, то к ним относится нехватка кадров, которая приводит порой к тому, что из трех окошек работают только два, около которых создаются очереди. Покупатели не хотят стоять в очереди, а у тех кто все-таки дошел до кассы, время общения с кассиром (консультантом) резко ограничивается. И здесь уже трудно рассчитывать на полноценную консультацию, которую мог бы дать грамотный специалист, будь у него больше времени.

Всегда снижается товарооборот в летнее время. Но и такие факторы, как сильный мороз и затяжные дожди, значительно влияют на посещаемость аптек, а следовательно, - на товарооборот и рентабельность.

Средняя наценка практически на весь ассортимент в аптеках компании «Фарм» составляет 20 – 25%. Наименьшую наценку компания делает на дорогостоящие препараты. На биодобавки, которые закупаются непосредственно у производителей, позволяет себе делать наценку побольше. Но на те биодобавки, которые поставляют дистрибьюторы, наценка не превышает 22 – 23%. По соглашению с поставщиками лечебной косметики, на этот вид товара торговая наценка тоже не должна быть больше 20%.

Основная статья расходов аптеки – это зарплата сотрудникам и налоги, которыми облагается фонд оплаты труда. В среднем расходы на зарплату вместе с налогами составляет 60%, около 20% - затраты на коммунальные услуги. Остальные расходные статьи – намного меньше. Они включают в себя оплату банковских услуг, противопожарной системы и т.д.

2.3. Инновационные стратегии компании «Фарм»

Стратегические направления инновационного развития компании «Фарм» это:

1)Ориентация на разработку и производство инновационных, т.е. патентоспособных препаратов, а также на экспорт любых категорий лекарственных продуктов: инновационных, воспроизведенных и простых, традиционных, иначе – безрецептурных.

- Создание новых производственных площадок благодаря инвестициям и использовании передовых технологий (новые препараты и методы их производства). Компания «Фарм» привлекает инвестиции, направляя их на перепланирование и перестройку производственных площадей, приобретение и монтаж новых видов оборудования. Так как, с приобретением специальных установок будет налажен процесс выпуска разнообразных лекарственных форм. Расширяя собственное производство, «Фарм» прежде всего рассчитывает на успешную конкуренцию с западными фармацевтическими компаниями. Производя лекарства на собственных мощностях, компания привлекает покупателей гибкой целевой политикой и ассортиментом.

- В 2003 году компания «Фарм» открыла собственное рецептурное производство, которое обслуживает всю аптечную сеть компаний. Данный маркетинговый ход является реанимированием старой «советской» системы производства лекарств по индивидуальному рецептурному заказу. Новый производственный проект расположен в собственном здании площадью 1100 м2. В проект возложена значительная часть инвестиций: средства вложены в подготовку и ремонт помещения, здание практически перестроено (заменены фасады, крыша, встроена система вентиляции) и в оснащение его отечественным оборудованием и специальной лабораторной посудой. Новая производственная аптека работает по двум направлениям. Первое – производство стандартных лекарственных препаратов. Второе направление – производство индивидуальных лекарств на заказ по рецептам, выданных врачами. При этом, сделать заказ можно в любой аптеке «Фарм».

Такая стратегия позволит повысить конкурентоспособность всей аптечной сети. Так как производство лекарств по рецептам – очень удачная дополнительная услуга, которая может увеличить поток клиентов в аптеке и, соответственно, расширить оборот компании.

2) Стратегия увеличения ассортимента выпускаемой продукции.

-В 2003 году компания сделало масштабные инвестиции в расширение ассортимента выпускаемых им лекарственных средств. Объем инвестиционной программы составляет 250 тыс. долл. Значительная часть средств была вложена в приобретение бельгийского, американского и отечественного оборудования для производства препаратов. Предприятие отказалось от идеи жесткой специализации на производстве препаратов определенной группы еще на начальном этапе своего существования. Благодаря этому был создан технологический участок универсального назначения. Основную долю в ассортименте заняли сердечнососудистые, антидиабетические, антибактериальные, антигистаминные и другие востребованные населением медикаменты.

Таким образом, а сегодняшний день – общий ассортимент аптечной сети «Здоровье» превышает 16 000 наименований товаров.

3) Удовлетворение внутренней потребности страны в медикаментах. Это необходимый элемент инновационной стратегии, он фактически является трамплином для прыжка к мировому рынку.

- В 1997 году «Фарм» разработал проект по созданию единой розничной сети в Петербурге, и определенную стратегию ее развития. Это единая система закупок, ценообразования, обслуживания, фирменного стиля, единый подход к покупателям. Аптеки «Фарм», открываются там, где удобно людям, чтобы максимально приблизить лекарственную помощь к населению. Изначально аптеки создавались для средне- и малообеспеченных слоев населению. Исходя из этого, в них подбирается основной ассортимент, устанавливаются цены чтобы у каждого жителя города была возможность выбрать лекарство, учитывая свои финансовые возможности.

- Также инновационной стратегией компании, является создание в городе специальных Социальных аптек, где пенсионеры, блокадники и инвалиды могут покупать лекарства по льготным ценам. Что стало первым благотворительным проектом частной аптечной сети в Петербурге. В список препаратов, которые продаются в «Социальной аптеке», входит 500 позиций. Это лекарства, которые наиболее необходимы пожилым людям. В этот список включены препараты всех групп: сердечнососудистые средства, диуретические средства, противоревматические, жаропонижающие, антиаллергические, повышающие иммунитет, витамины, гомеопатические препараты и т.д. Причем ограничение по стране-производителю не вводится: по льготным ценам пенсионеры могут приобрести препараты и отчественного, и импортного производства. Цены в социальных аптеках до 30% ниже, чем минимальные по городу.

4) Развитие единой розничной сети.

Единую розничную сеть компании «Фарм» началась в 1997 году. Первая аптека была открыта в Санкт-Петербурге. Сегодня аптечная сеть «Фарм» - крупнейшая в Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе и одна из крупнейших в России.

Аптеки «Фарм» из семи Федеральных округов России работают уже в шести. Сеть насчитывает более 340 собственных розничных точек в 47 городах России.

В России немало существует компаний, которые приобрели несколько аптек или открыли то или иное количество собственных. Однако без определенных атрибутов сети все это может считаться лишь набором аптек, независимо от их числа. Объединяет их лишь то, что прибыль получает та или иная фирма.

Таким образом инновация стратегия развития розничной сети, проводимой заключается в том, что в «Фарм» функционирует единое товарно-финансовое поле с централизованным управлением и единую систему обслуживания: начиная с фирменного стиля и одинаковых часов работы и заканчивая унифицированным подходом к общению с покупателями. Создание сети в совокупности потребовало инвестиций в объеме около 10 млн. долларов.

5) Слияние предприятий в разных формах (поглощение, добровольное объединение и др.)

6) Инновационные кадровые стратегии.

«Здоровье», так же как весь фармацевтический бизнес, довольно специфичен в отношении сотрудников. С самого начала своей деятельности компания столкнулась с отсутствием на рынке труда квалифицированных специалистов (руководителей) в фармацевтической сфере. Сейчас в аптечной сети «Фарм» работает более 2300 высококвалифицированных специалистов. Сеть динамично развивается и число сотрудников постоянно растет.

 В «Фарм» работает собственный Учебный центр в Санкт-Петербурге. Оборудование центра позволяет обучать персонал эффективно и качественно, в соответствии с современными стандартами. Фармацевты и руководящий состав аптек регулярно проходят обучение под руководством ведущих преподавателей профильных учебных заведений – Санкт-Петербургской фармацевтической академии и Санкт-Петербургского базового фармацевтического колледжа, и получают сертификаты в соответствии с требованиями Федерального закона «О высшем послевузовском образовании».

Эта практика распространяется и на сотрудников региональных аптек, которым компания предоставляет возможность регулярно приезжать в Санкт-Петербург на стажировку и курсы повышения квалификации.

Таковы инновационные стратегии компании «Фарм».

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, следует сказать, что основной фактор, определяющий выживание и успех фармацевтической промышленности – ее способность обеспечивать новыми и экономическими оправданными лекарствами, способными облегчить или лечить серьезные заболевания, другими словами – вводить новшества.

Инновационная стратегия – одно из средств достижения целей организации, отличающееся от других средств своей новизной.

Стратегическое управление инновациями является составной частью инновационного процесса менеджмента и решает вопросы управления, планирования и реализации инновационных проектов, имеет дело с процессом предвидения изменений в экономической ситуации фирмы, поиском и реализацией крупномасштабных решений, обеспечивающих ее выживание и устойчивое развитие за счет выявления будущих факторов успеха.

Стратегия инноваций предполагает приобретение конкурентных преимуществ с помощью создания принципиально новых товаров или технологий, или удовлетворения существующих осознанных или неосознанных потребностей новым способом.

Фирмы, выбравшие данную стратегию, стремятся сформировать конкурентное преимущество за счет осуществления радикальных инноваций в различных сферах и получают возможность создания сверх прибыли за счет скачка в рентабельности продаж или за счет создания нового сегмента потребителей.

Выбор инновационной стратегии зависит от многих факторов: рыночной позиции фирмы и динамики ее изменения, производственного и технологического потенциала предприятия, вида производимого на фирме товара, а также внешних факторов.

Разработка инновационной политики предполагает определение целей и стратегий его развития на ближнюю и дальнюю перспективы исходя из оценки потенциальных возможностей предприятия и обеспеченности его соответствующими ресурсами.

Объектом исследования курсовой работы является компания ЗАО «Фарм». Компания была основана в 1991 году, с целью обеспечения населения РФ высококачественными лекарственными препаратами.

Миссия компании – сохранить и укрепить здоровье, а также улучшить качество жизни наших покупателей, предлагая высококачественные лекарственные препараты и средства для поддержания здоровья.

Целью компании – является стремление занять ведущие позиции среди производителей лекарственных препаратов и продуктов питания, направленных на поддержание здоровья и улучшения качества жизни.

Стратегия компании – является поиском оптимальных путей для того, чтобы предложить потребителям продукцию самого высокого качества.

Стратегические направления инновационного развития компании Фарм это: ориентация на разработку и производство инновационных, т.е патентоспособных продуктов. Создание новых производственных площадок. Открытие собственного рецептурного производства. Стратегия увеличения ассортимента выпускаемой продукции. Удовлетворение внутренней потребности страны в медикаментах. Это необходимый элемент инновационной стратегии, он фактически является трамплином для прыжка к мировому рынку. Создание единой розничной сети в Петербурге. Инновационные кадровые стратегии. Слияние предприятий в разных формах (поглощение, добровольное объединение и др.).

Таким образом, в компании уделялось и уделяется серьезное внимание внедрению современных технологий управления и внедрения бизнеса, что просто необходимо для удержания лидирующих позиций на таком высококонкурентном рынке, как фармацевтический.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Весенин В.Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2007. – 512 с.

2) Кибанова А.Я. Управление персоналом организации. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 638 с.

3) Коноплев С.П. Инновационный менеджмент. – М.: Проспект, 2007. – 128 с.

4) Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. – М.: ИФРА-М, 2004. – 295 с.

5) Мухамедьяров А.М. Инновационный мнджмент. – М.: ИНФРА-м, 2004 – 127 с.

6) Огарков А.А. Управление организацией, - М.: Эксмо, 2006. – 512 с.

7) Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент. – М.: ИФРА-М, 2007. – 238 с.

8) Парахина В.Н., Максименко Л.С., Панасеенко С.В. Стратегический менеджмент. – М.: КНОРУС, 2007 – 496 с.

9) Петров А.Н. Стратегический менеджмент. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.

10) Раздорожный А.А. Управление организацией (предприятием). – М.: Экзамен 2006 – 637 с.

11) Фахтудинов Р.А. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер. – 448с.

 


[1] Раздорожный А.А. Управление организацией (предприятием). – М.: Экзамен 2006 – 421 с.

 

[2] Весенин В.Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2007. – 425 с.

 

[3] Весенин В.Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2007. – 427 с.

 

[4] Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. – М.: ИФРА-М, 2004. – 257 с.

 

[5] Мухамедьяров А.М. Инновационный мнджмент. – М.: ИНФРА-м, 2004 – 23 с.

 

[6] Фахтудинов Р.А. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер. – 306с.

 

[7] Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. – М.: ИФРА-М, 2004. – 257 с.

 

[8] Парахина В.Н., Максименко Л.С., Панасеенко С.В. Стратегический менеджмент. – М.: КНОРУС, 2007 – 194 с.

 

[9] Мухамедьяров А.М. Инновационный мнджмент. – М.: ИНФРА-м, 2004 – 26 с.

 

[10] Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-м, 2004 – 258 с.

[11] Фахтудинов Р.А. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер. – 305 с.

 

[12] Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. – М.: ИФРА-М, 2004. – 258 с.

 

[13] Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. – М.: ИФРА-М, 2004. – 262 с.

 

[14] Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. – М.: ИФРА-М, 2004. – 262 с.

 

[15] Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. – М.: ИФРА-М, 2004. – 263 с.

[16] Мухамедьяров А.М. Инновационный мнджмент. – М.: ИНФРА-м, 2004 – 27 с

[17] Фахтудинов Р.А. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер. – 306 с.

 

[18] Фахтудинов Р.А. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер. – 308 с.

 

[19] Фахтудинов Р.А. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер. – 309 с.

 

[20] Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. – М.: ИФРА-М, 2004. – 265 с.

 

[21] Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. – М.: ИФРА-М, 2004. – 266 с.

 

[22] Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. – М.: ИФРА-М, 2004. – 267 с.

[23] Кибанова А.Я. Управление персоналом организации. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 142 с.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: