Тернопольская область

1. В селе Мечищев Бережанского района умер член местной общины ЕХБ Дмитрий Януш. Похоронили его, естественно, как этого требует вероучение ЕХБ. На следующий день, 16 марта с. г., председатель сельсовета Григорий Федак остановил на улице сына умершего баптиста Петра Януша и спрашивает: «Какое вы имели право хоронить отца без попа?» Тот объяснил, почему баптиста хоронили по баптистскому обычаю. Тогда председатель сельсовета избил П. Януша палкой, крича, что убьет его и всю «эту банду» разгонит…

2. Председатель колхоза в том же самом селе Мечищев Ф. Федак 15 марта 1960 г. при свидетелях накинулся на баптиста, который сдавал свою хату под молитвенные собрания общины ЕХБ, назвал его бандитом, крича: «Выброси банду из хаты, а то убью тебя и за тебя два года отсижу». Хотел побить хозяина хаты, но люди не дали.

Львовская область

1. Члены общины ЕХБ г. Рава-Русская О. Луцишин и Д. Дмитриев пишут, что их и еще одного верующего - И. Луцика уволили с работы на шпало-пропиточном заводе. Когда они начали расспрашивать, за что их уволили, то главный инженер завода Брик в присутствии 10 человек заявил, что причина увольнения та, что они - верующие баптисты.

2. Пресвитер общины ЕХБ с. Ремизово Золочевского района пишет: «На нас ведется большое гонение, нас позорят, что мы американские шпионы, снимают с работы, не позволяют ставить хаты, запрещают проводить молитвенные собрания, говорят, что нас вывезут. Делают это председатель сельсовета Москита, председатель колхоза Бурдик, парторг Прусков, директор школы Смерека и инструктор райкома Гриненко».

Черновицкая область

1. Член общины АСД с. Плоское Путиловского района М. Дроняк пишет, что 24 февраля 1960 г. к нему в хату пришел парторг Куриш и в присутствии председателя сельсовета Бойчука и бригадира колхоза Кошлюка, которые пришли вместе с ним, начал делать обыск, все перевернул и разбросал, обзывая хозяина паразитом, идиотом и т. п. Увидев у хозяина хаты газету, Куриш начал кричать: «Не нужно выдавать ему газету, так как он узнает, что делается в нашем крае, и передаст через границу в Америку, все субботники - американские шпионы…».

2. Верующая общины АСД М. Деревяга, которая проживает в городе -Черновцы, четыре года работала поваром в родильном доме № 3, у беря себе выходной день в субботу, а ее помощник - в воскресенье. На протяжении 4 лет никакого замечания по поводу такого разделения выходных дней не было. И вот вызывает в марте повара главный врач и говорит: «Есть приказ уволить субботников с работы, так что или работайте в субботу, или увольняйтесь». В конце концов, уволили «по собственному желанию». Нашла работу в другом месте, но и там, как только узнали, что она адвентистка, - уволили. В своем заявлении М. Деревяга пишет: «Я всю свою жизнь работала, меня всегда отмечали. Во время войны сколько я труда вложила, спасала раненых, много доброго сделала, муж погиб на фронте, за что ж я теперь в мирное время такое терплю?».

Хмельницкая область Верующие общины ЕХБ села Савинцы Ярмолинецкого района писали, что 30 марта 1960 г. председатель сельсовета и парторг запечатали сургучной печатью их молитвенный дом на том основании, что он крыт соломой.778

Нужно отметить, что в этой докладной записке речь идет только о фактах гонений на официально действующие и зарегистрированные общины АСД и ЕХБ (а также зарегистрированных под этим названием вошедших в объединение общин и членов ХВЕ). Также следует заметить, что приводятся только поступившие в адрес Совета письменные жалобы верующих - а это показывало, следовательно, только самую верхушку айсберга, ибо многие тысячи верующих, вооружившись мыслью из Библии, что им дано не только веровать, но и страдать, ни с какими жалобами никуда не обращались, все предавая милости и суду Божьему.

Свою докладную записку под грифом «Секретно» на имя заведующего отделом пропаганды и агитации ЦК КП Украины М. М. Хворостяного уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Совете Министров УССР К. Полонник заканчивает деликатным замечанием, что «подобное поведение представителей местных органов власти вызывает среди верующих нежелательные настроения, вредит нашей антирелигиозной работе».779 Только-то.

Что же касается «полного исправления допущенных ошибок, вызвавших некоторую активизацию нелегальной религиозной деятельности», для этого предлагалось пересмотреть и систематизировать законодательство о религиозных культах, причем «изготовление и распространение без согласия Совета различной религиозной литературы, писем, посланий, а также использование технических средств для «пропаганды религии» - запретить в законном порядке, предусмотрев соответствующую меру наказания».780 Привлечение детей до 18-го летнего возраста на богослужения или к участию в специальных детских религиозных организациях и группах - также запретить законом.781

В защиту прав верующих в законодательстве собирались предусмотреть наказание лиц, допускающих администрирование и оскорбление чувств верующих, что не имело никакого практического значения, ибо почти на все обоснованные жалобы верующих по известному закону «ворон ворона в глаз не клюнет» приходили отписки, что «факты не подтвердились».

Из переписки уполномоченных следует, что для любого произвола изыскивались «законные основания». В зарегистрированных общинах ВСЕХБ в целях борьбы с церковью были «сняты с регистрации сильные проповедники Херсонской области Крамаровский, Панасенко; снят с регистрации проповедник общины ЕХБ с Георгиевка Г. Дорошенко» и «дан инструктаж райисполкому на дальнейшие действия по снятию регистрации пресвитера этой общины, а затем и полному разложению ее». На старшего пресвитера было оказано давление, чтобы он не крестил молодежь. Вот последствия: «в 1961 году старший пресвитер наметил крестить 36 человек, в том числе 13 человек от 18 до 30 лет. В результате проведенной работы обряд крещения примут всего 22 человека в возрасте свыше 30 лет».782

Имели место постоянные жалобы верующих на произвол властей в Черкасской области. Как свидетельствует запись «приема духовенства и верующих уполномоченным Совета по делам религиозных культов при Совете Министров УССР» 25 апреля 1958 г. «был на приеме по личной инициативе верующий ЕХБ с. Майданец Черкасской области Олейник Н. Т.», который «обратился с просьбой воздействовать на уполномоченного Совета по Черкасской области Костандогло, который забрал на квартире принадлежащие ему религиозные книги - Библию, псалмы, ноты - и до сих пор не возвращает». Олейник просил обязать Костандогло возвратить ему религиозную литературу. При проверке жалобы Костандогло объяснил Совету, что «указанную религиозную литературу по его указанию забрал на квартире старший пресвитер ЕХБ и она находится на проверке в органах КГБ, а Олейников является «бродячим проповедником, разъезжает по другим областям с целью религиозной пропаганды».783

От зарегистрированной общины ВСЕХБ с. Соколовочка, Тальновского района, Черкасской области старшему пресвитеру ВСЕХБ по Украине А. Л. Андрееву была направлена жалоба на действие местных властей, представители которых во главе с парторгом Славным 21 сентября 1961 г. были незваными гостями в церкви. В жалобе говорится:

Когда в собрании находилось человек 20-25, Славный сел за стол вместе с представителями райкома. Славный, в присутствии людей в собрании, категорически запретил, чтобы члены общины из других сел приходили в собрание. Также запретил, чтобы не было добровольных пожертвований в общине. Славный также заявил перед собранием, что четыре раза в месяц каждую субботу будет проводиться антирелигиозная тема в молитвенном помещении работниками райкома партии после собрания или до собрания.

Славный объявил, что он получил указания от райкома партии всех верующих коллективом повести в кино. Оставил двух представителей в собрании, а сам ушел заказывать кинокартину. В это время проходило богослужебное собрание, и два представителя из райкома были от начала до конца собрания.

В эту субботу, т. е. 21 октября, кино не состоялось - не по вине верующих.

22 октября 1961 года, в воскресенье, к концу утреннего богослужения пришел зав. клубом с. Соколовочка, Безсмертный Павел, сказав, что сельские власти послали его, чтобы он нас пригласил в кино. После собрания в 12 дня верующие посетили кино «Тучи над Борском». Один член - Лысенко Петр Емельянович, живущий в селе Красном, работает в колхозе сторожем, не имея возможности быть в кино, ушел на работу, он имеет 72 года. После киносеанса подошел Славный, сказав, что за то, что Лысенко не был в кино, как член общины, то теперь пресвитер общины должен оплатить стоимость кинокартины.784

Дело на том не закончилось, в следующем письме верующие сообщали:

После этого секретарь парторганизации Славный Дмитрий Ларионович дал нам такие указания:

1) Чтобы в нашей общине не было людей из других сел, несмотря на то, что они приписаны к нам.

2) Чтобы у нас не было тарелочного сбора.

3) Чтобы проповедующие имели соответствующие на то документы. А справку на исполорган посчитал недействительной.

4) Предупредил пас, что работники райкома партии будут в нашем молитвенном доме читать антирелигиозные лекции.785

Верующие сообщали далее, что после этого случая они написали жалобу на беззаконные дела властей на имя старшего пресвитера по Черкасской области И. Я. Калюжного. В ответ на это 22 ноября приехал в Тальновский райисполком уполномоченный по делам религиозных культов Сидоренко -разбирать жалобу верующих. (Сидоренко сменил на этом посту Костандогло, который благополучно ушел на пенсию). Как сообщается в письме, Сидоренко «признал нас виновными и снял весь наш исполорган в полном составе, а когда мы попросили объяснить нам причину, за что снят наш исполорган, он ответил нам: «За то, что вы написали жалобу не на мое имя, а на имя Калюжного, за то снимаю ваш исполорган».786

Под этим письмом стоят подпись пресвитера Сорочинского и еще 24 подписи членов церкви.

В Каневском районе Черкасской области в начале января 1960 г. власти стали облагать непосильными налогами всех верующих. Вскоре к диаконисе церкви с. Пилява Кравченко Серафиме Харитоновне зашла библиотекарь этого села активистка Назаренко Т. Г. и предложила ей, чтобы она отреклась от Бога, продиктовав ей, как написать отречение, говоря: «Если вы это сделаете, то налогов в сумме 1.053 руб. платить не будете». Болезненная одинокая беспомощная старушка в возрасте 68 лет на это не согласилась. Имея большую нужду в топливе, она написала три заявления председателю колхоза, в котором она много лет проработала, чтобы ей выделили топливо. На заседании правления колхоза рассмотрели все три заявления, и председатель колхоза Лост Дмитрий Афанасьевич сказал при всех присутствующих: «Передайте Кравченко, чтобы она принесла документы общины и Библию отдала нам, тогда мы ее всем обеспечим и огород вспашем трактором, дадим белой муки и топливо, а если не сдаст документов и Библию, то не дадим ничего, а когда умрет, не дадим и досок на гроб, путь погребают в мешках» 787

Председатель Степанского сельсовета (по соседству с Пилявой) Шепотин обложил верующих налогом в начале января, и указал срок уплаты 15 февраля, предупредив, что в случае неуплаты в указанный срок дело будет направлено в суд Однако он вызвал 13 января верующих Пилявской общины СИ. Литвиненко и М. Д Турчину и предложил им отказаться от веры в Бога - и за это он освободит их от налога Верующие от веры своей не отреклись.

Председатель колхоза Пост вызвал к себе верующую баптистку Г. Назаренко, и в присутствии директора школы заявил ей: «Вас к работе на ферме не допущу, вы должны снять Библейские тексты в молитвенном помещении, и двери закрыть, чтобы верующие не собирались. Если этого не сделаете, то отрежу огород, оставлю только 0,05 га, и не только у вас, а у всех верующих». Было проведено специальное колхозное собрание, на котором требовали, чтобы верующие не только отреклись от своей веры письменно, но и указали в своих отречениях, что их «изверги-сектанты затянули туда насильно!» Написав об этом по поручению общины села Пилява, пресвитер П. И. Прошак сообщал, что председатель колхоза принуждал Г Назаренко креститься рукой «по православному обряду».788

Новый уполномоченный 3. Сидоренко оказался работником весьма ретивым О его бурной деятельности свидетельствует, в частности, секретное письмо, отправленное им 4 октября 1960 г. высокому его начальству в Москву и Киев, в котором он писал:

Во исполнение постановлений ЦК КПСС и ЦК КП Украины «О мерах по ликвидации нарушений духовенством законодательства о религиозных культах», а также соответствующих указаний Совета, мною уделялось внимание усилению контроля за деятельностью религиозных обществ.

В работе по ограничению религиозного влияния сектантов на население мне оказывает помощь областной Комитет КП Украины, который 11 июля 1960 года на областном совещании секретарей райкомов партии и заместителей председателей райгорисполкомов проработал доклад председателя Совета тов. Лузина А. А. на всесоюзном совещании уполномоченных 18 апреля 1960 года. Это совещание сыграло положительную роль в усилении контроля за деятельностью сектантов и в правильном разрешении вопросов по религиозным культам на местах.

С целью инструктажа работников районных, городских и сельских исполкомов по вопросам требований законодательства о культах и методики работы по ограничению влияния сектантов на население, я в течение четырех месяцев нахождения в должности, побывал в тринадцати районах области. А в Черкасском, Смелянском, Жашковском, Лысяиском, Хриспшновском, Звенигородском и Городищенском, кроме индивидуальных консультаций по вопросу законодательства, выступал с докладами на семинарах председателей горсельисполкомов. В этих семинарах принимали участие секретари первичных партийных организаций, руководители сельских групп атеистов, редакторы районных газет. С таким же докладом выступил на областном совещании работников обкомов профессиональных Союзов, на групповых областных семинарах атеистов.

За это время побывал в 15 молитвенных домах на богослужениях сектантов, лично познакомился с пресвитерами тринадцати общин АСД и большинством пресвитеров общин ЕХБ. Пресвитерам также подробно разъяснял законодательство о религиозных культах и об исполнении ими нового Положения ВСЕХБ.

Выполняя Ваше указание за М» 0147 от 7 июля 1960 года, мною за грубое нарушение законодательства запрещены молитвенные собрания в общине АСД с. Баи бузы на время переоформления нового состава «двадцатки» и исполнительного органа. Это требование сектанты восприняли с определенной реакцией: на своих двух деловых собраниях настойчиво избирали в исполнительный орган и пресвитером Шульгу АЛ., снятого с регистрации за систематическое нарушение законов.

На одном из своих собраний, в протоколе от 30 июля 1960 года сектанты этой общины записали: «Община не согласна с требованием уполномоченного прекратить богослужения, так как богослужение есть часть нашего служения Богу, и мы не можем в этом повиноваться».

Пресвитер из села Антонине, Монастырищенского района Огородник Гавриил старшим пресвитером Калюзкным отстранен от руководства общиной и снят мною с регистрации за нарушение закона. Огородник был привлечен к уголовной ответственности по ст. 180 и ст. 194 УК УССР.

Имеются случаи, когда сектантские проповедники выступают в молитвенных собраниях с проповедями, направленными на отрыв верующих от активной трудовой и общественной деятельности, запугивая их «Божьими карами». Так, 26 июля 1960 года проповедник Кучеренко А. А. на богослужении в молитвенном доме Черкасской общины ЕХБ в своей проповеди много распространялся о кратковременной жизни человека на земле, повторяя слова «мы теряем наши лета, как звук», - призывая слушателей к укреплению суеверия. Для этого он прочитал отдельные выдержки из мистической старозаветной мифологии, книги Исход, о том, что фараон не признавал Бога израильского, за что, якобы, Бог наказал его: в одну ночь уничтожил всех младенцев у египтян, и фараон вынужден был уверовать в Бога. Комментируя прочитанное, Кучеренко говорил, что сейчас есть такие общества и государства, что не верят в Бога. Кучеренко выведен из исполнительного органа общины и отстранен от проповеднической деятельности, а пресвитер Гуменный мною строго предупрежден о том, чтобы подобные проповеди больше не допускались. На этом примере проведена соответствующая беседа со старшим пресвитером, чтобы и в других общинах не было таких проповедей.789

Уполномоченный хвалился тем, что «работа по введению в жизнь нового Положения в общинах ЕХБ завершена 20 июля 1960 года». Однако, его очень беспокоили поступающие сигналы о том, что «новое Положение ВСЕХБ используют сектанты-пятидесятники для активизации своей деятельности». Это выражалось в следующем:

Пятидесятники склоняют баптистов переходить на нелегальное положение. Например, руководители группы пятидесятников, действующей в с. Шубины Ставы, Маньковского района, Гнатенко Захар и Дацко Ольга склоняют членов Кучковской общины ЕХБ переходить к ним - пятидесятникам. Они заявляют баптистам, что их деятельность не ограничивает никакое Положение, они 5-6 раз на неделю проводят богослужение с участием в них своих детей, все могут проповедовать, свободно посещать моления своих единоверцев и т. д. В результате этой агитации из Кучковской общины к пятидесятникам перешла Багателя Варвара, колеблются и другие верующие. Пресвитер Рак Мефодий сообщил, что члены общины ЕХБ г. Толмач Шполянского района при проработке нового Положения были все с ним согласны, но когда узнали об этом пятидесятники, действующие в соседнем селе Матусово, то они оказали свое влияние на некоторых верующих, в результате чего к пятидесятникам перешли члены этой общины. Используя требования нового Положения, пятидесятники оказывают свое влияние на членов других общин ЕХБ.790

В заключение своего письма уполномоченный писал, что «материалы о деятельности пятидесятников мною переданы «соседям», а к их руководителям принимаются меры», а также сообщил, что из 150 человек желающих принять водное крещение - «через старшего пресвитера допущено до крещения в 1960 году 45 человек, а приняло крещение всего 37 человек».791

В архиве Совета по делам религий находится огромная масса документов и материалов, которые красноречиво рассказывают о переживаниях христиан многострадальной Ровенщины, к которой у Советской власти всегда было особенное отношение и особенные счеты, особенно, когда речь шла о количестве верующих «на душу населения». В частности, 10 февраля 1960 г. уполномоченный по Ровенской области писал в Москву:

В религиозном обществе ЕХБ в с. Поляны, Березновского района, состоящем из верующих христиан евангельской веры (ХВЕ), на молитвенных собраниях верующие бормочут, кричат, трясутся и входят в экстаз. В беседе с руководителями общества о применении догматики пятидесятников пресвитер - Бабак Илья и член ревизионной комиссии сознались в том, что они оба имеют «дар языков» и пророчествуют среди верующих на каждом молитвенном собрании.

8 января I960 года на вечернем молитвенном собрании по принуждению верующих родителей присутствовало 10 человек детей учащихся средней школы. На этом же молитвенном собрании с религиозными стихотворениями выступали учащиеся Онищук Ольга 1940 г. рождения и Баранов Александр.

В своих проповедях пресвитер и проповедники допускают антисоветские измышления, а именно:

В декабре 1957 года на молитвенном собрании проповедник Илькевич С. А. в своей проповеди верующим говорил: «Вы не смотрите на безбожников, которые устраивают банкеты, гуляют свадьбы, посещают клуб, а посещайте молитвенный дом и молитесь Богу».

8 января 1960 г. пресвитер Бабак И. А. в своей проповеди говорил:

«Молитесь, братья и сестры, за тех, кто мучится в советских тюрьмах, Советской Армии и не имеют возможности отдать славу Господу Богу вместе с нами», и далее говорил: «Господи, дай нам дар слова говорить с тобой, Господи, заступись за нас» и т. п.

Предложение: За систематическое нарушение советского законодательства о культах и за обман при регистрации (общество зарегистрировано как ЕХБ, а фактически было и есть пятидесятническим), считаю необходимым религиозное общество ХВЕ в с. Поляны, Березновского района Ровенской области снять с регистрации, а верующим, изъявившим желание твердо придерживаться догматики ЕХБ, для удовлетворения своих религиозных обрядов, разрешить посещать зарегистрированный культовый молитвенный дом, находящийся за 3 километра от села Поляны в селе Орловке, Березновского района Ровенской области.792

И, разумеется, - закрыли церковь, назвав ее «антисоветским гнездом».

Уполномоченный Совета К. Полонник получил жалобу, которую подписали 45 членов общины евангельских христиан-баптистов г. Ракитное Ровенской области. В своей жалобе верующие сообщали, что вечером 19 января 1960 г. во время богослужения в молитвенный дом ворвались несколько хулиганов во главе с секретарями Ракитновского райкома комсомола Васильевым и Радчинским, стянули со стола скатерть, опрокинули лампу, начали дебоширить, разогнали молящихся, оскорбляли их, а двоих братьев даже избили. Это было уже не впервые. Тот же Васильев в пьяном состоянии с несколькими другими хулиганами ранее уже врывался в молитвенный дом, срывал богослужение и тоже оскорблял, как пишется в заявлении, «гражданские и религиозные чувства» верующих».793

Пресвитер Маловской общины, что в Демидовском районе, Павел Афанасьевич Касьян в феврале 1960 г. жаловался старшему пресвитеру по Ровенщине П. Г. Радчуку на парторга и председателя сельсовета своего села:

В дни атеиста призывают меня в сельсовет, и под угрозой штрафа заставляют меня, старика, собрать всех членов до единого в клуб на вечер атеиста, а если кто больной, то пусть представит врачебную справку, и я вынужден был это делать уже два раза.

Я уже в летах преклонных (лет 70), живу только с женой, мы имели единственного сына, как опору старческих дней. Но он погиб в боях с оружием в руках на германской земле на реке Одер во вре. ня отечественной войны, и несмотря на точные документы о гибели моего единственного сына, в получке пенсий мне почему-то райсобес отказал и никто из местных сельских властей на мое положение не обращает никакого внимания, а требует от меня то, чего я в преклонных летах не в силах, просто уже не могу. 794

Однако, чем ему мог помочь Радчук, который, в свою очередь, жаловался старшему пресвитеру по Украине Андрееву 23 марта 1960 г. на произвол властей:

20 марта с. г. я посетил общину ЕХБ в с. Клевань Клеванского р-на. Цель посещения была та, что нужно было избрать пресвитера, так как пресвитер бр. Гламазда проживал в другой области, а местные власти потребовали заменить его другим братом. Единогласно избрали Канцемала Алексея Константиновича. 22 марта брата вызвали в РайКГБ, где начальник КГБ подполковник Бугаев сказал ему: «Так как тебя теперь избрали пресвитером, то ты лучше скорей уезжай в Воркуту в вербовку, потому что здесь жить тебе не дадим». Клеванский район в лице местных властей - наиболее препятствующий делать богослужения, председатель райисполкома от всех почти пресвитеров отнял документы и запрещает собираться. 21 марта я решил лично зайти и побеседовать с председателем райисполкома тов. Печеным. Принял хорошо, и отнесся также хорошо, на беседу также он призвал и секретаря райкома. Между прочим, он сказал, что к баптистам не имеет ничего, а трясунов всех разгонит регистрированных или же незарегистрированных, ибо они существуют незаконно, их неправильно зарегистрировали и еще сказали, что будет об этом писать жалобу в ЦК КП, так как пятидесятники укрываются под регистрацией, а свое действие проводят.795

От церкви ЕХБ в Старое Село Ракитновского района в адрес председателя облисполкома Ровенской области и областного прокурора поступило заявление, в котором верующие писали, что, зная о неоднократных попытках со стороны властей сжечь молитвенный дом, который они по ночам охраняли (охраняли от произвола властей!) - наконец, власти это сделали среди белого дня - 12 июня 1959 года, когда все верующие были на сенокосе, на расстоянии 6-8 километров от села. В этом письме, которые подписали 24 человека, были указаны даже фамилии поджигателей, которых точно узнали: это были Пукас Сергей Николаевич и Свиридович Василий Ефимович. Несмотря на обращение в районные, областные и киевские инстанции, а также в следственные органы, дело тихо спустили на тормозах. 796

30 марта 1960 г. в селе Виры Сарновского района, как писал Андрееву пресвитер церкви Ф. Б. Торгоний, «местные власти в лице прокурора Сарновского района, председателя сельсовета и директора Вировской семилетней школы остановились у молитвенного дома, потребовали пресвитера, предложили открыть молитвенный дом», а потом «прокурор приказал убрать из дома и вынести стулья, скамейки, столы и тексты, объявляя, что это будет теперь школа». На вопрос пресвитера на каких основаниях это делается, прокурор сказал, что «я есть власть, я приказываю без суда и следствия». В тот же день в молитвенный дом были внесены школьные парты и молитвенный дом превратили в школу.797

7 апреля 1960 г. в клубе райцентра Млынов был устроен общественный суд над общиной ЕХБ в Млынове с той разницей, как писали верующие в своей жалобе, что «во всех судах обвиняемым дается возможность выступать в защиту себя, а здесь они должны были только выслушать оскорбительные нападки, построенные на фактах, не имевших ничего общего с жизнью членов общины ЕХБ». Секретарь райкома КПУ Антоненко в заключительном слове сказал, что «все без исключения члены общины ЕХБ это - бандиты, воры, морально разложившиеся люди». Было принято постановление возбудить ходатайство перед облисполкомом о закрытии молитвенного дома. Позже в районной газете «Переможець» появилась статья на целую страницу, описывавшая этот вечер с немыслимыми извращениями.

30 апреля Млыновский райисполком на своем заседании решил передать молитвенный дом ЕХБ в Млынове средней школе, мотивируя свое постановление тем, что типовой договор, по которому община ЕХБ пользуется этим домом, «противоречит закону». Тогда же директор Млыновской средней школы внес иск в суд «о выселении общины ЕХБ из их молитвенного дома». Суд состоялся 7 мая 1960 г. В тот же день верующих выселили из молитвенного дома. Верующие писали в своей жалобе, что «этот молитвенный дом был построен в 1928-1930 гг. специально и исключительно для богослужебных целей, согласно действовавшим тогда на нашей территории законов Польши, и за все время своего существования ни для каких иных целей не употреблялся». В 1944 г., после окончания военных действия в той местности, этот дом был национализирован и отдан в «бесплатное и бессрочное пользование» верующим». Это «бессрочное» пользование закончилось 7 мая 1960 г.798

Однако, кому можно было жаловаться, когда за всем этим стояла лицемерная и жестокая государственная политика «борьбы с религией»?! Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Совете Министров УССР К. Полонник 16 декабря 1960 г. писал заместителю Председателя Совета Министров УССР М. С. Гречухе в секретном докладе под названием «О религиозной обстановке на Ровенщине» следующее:

В этом году проведена определенная работа по сокращению кадров сектантских проповедников и замене сильных более слабыми. Если раньше в общинах было по шесть и больше проповедников, теперь - не более трех. За различные нарушения снято с регистрации 10 пресвитеров. Ныне сектантские общины на Ровенщине насчитывают 144 пресвитера, из которых подавляющее большинство (78 чел.) -имеют стаж пресвитерской работы от 1 до 10 лет. Но есть еще и сильные, опытные пресвитера: 28 с тридцатилетним стажем, 38 - с двадцатилетним. На них и нужно обратить основное внимание, контролируя каждый их шаг с тем, чтобы, когда появится хоть малейшее законное основание - немедленно снимать их с регистрации. Этот способ поможет дальнейшему ослаблению духовного руководства сектантскими общинами. Такое задание нами поставлено перед областным уполномоченным Совета по делам религиозных культов.

Внимание газет и радиовещания Ровенской области следовало бы обратить на биографические данные отдельных пресвитеров и руководителей сектантских общин: эти данные могут свидетельствовать о темном прошлом нынешних «духовных отцов» и могут быть хорошо использованы в целях антирелигиозной пропаганды, для подрыва авторитета духовного руководства среди верующих и отходу их от секты и религии вообще.799

Сжимается сердце, когда читаешь жалобу верующего инвалида 1 группы из с. Ситно Красноармейского района Григория Антоновича Табачука.

Будучи практически парализованным, ожидал он дома комиссию, которая (должна была осмотреть его материально-бытовые условия жизни, чтобы [назначить ему пенсию. Во время осмотра 27 сентября 1961 года комиссия («усмотрела» у инвалида Библию - и Библию у него забрали на том эсновании, что она была напечатана в Лондоне! Напрасно несчастный арик-инвалид, напрягая все свои силы, полз вслед за уходящей авторитетной комиссией, умоляя вернуть ему его единственное сокровище.800

Не вернули.

Беспомощный инвалид обращался во все инстанции, писал в Москву - и не вернули!

Воистину сатанинской была эта власть!

На стол старшего пресвитера ВСЕХБ Андреева легло и вот это - кричащее |в своей беспомощности от произвола местных властей - письмо от С. Г. [Шаповала из с. Марьинского Апостоловского района Днепропетровской эбласти, в доме которого проходили богослужения зарегистрированной (!) церкви. Стремясь закрыть общину, местные органы власти в лице (председателя колхоза Краснобаева и парторга Бондаренко много раз вызывали владельца дома Шаповала в сельсовет и предлагали ему расторгнуть договор с общиной. Так как Шаповал, являясь верующим, этказался выполнить их требование, они в течение трех месяцев задержали выплату ему пенсии. После этого потребовали у нотариуса, чтобы он (проверил действительность всех документов и нашел повод для расторжения договора. Проверка документов подтвердила законные права Шаповала и эбщины. Тогда начальник инспекции Госпожнадзора района капитан Созаченко своим предписанием обязал владельца дома Шаповала устроить запасной выход на случай пожара, убрать отопление, т. е. печь, которой этапливается дом, установить пожарный щит и «рядом стоящее здание юд соломенной кровлей перекрыть несгораемой кровлей - черепицей, шфером, железом». Шаповал все пункты, кроме последнего, выполнил.801 После этого последовало второе предписание капитана Козаченко.

Невозможно не привести полностью выдержку из письма Шаповала.

С великой скорбью стесненного сердца сообщаю Вам, дорогой брат, что местные власти пришли в еще большую ярость по отношению ко мне. Они вторично вызвали пожарного инспектора и заставили его написать мне вторичное предписание по пожарному делу, так как я по первому его предписанию выполнил следующее: установил в стене вторую запасную дверь, закрыл топку, поставил 2 огнетушителя, повесил багры, топоры, лопаты и поставил кадку с водой.

По второму предписанию они требуют следующее:

1. Переделать электропроводку.

2. Построить возле молитвенного дома водоем на 50 м3 воды для тушения пожара.

3. Телефонизировать молитвенный дом.

4. Выселить жильцов со смежной комнаты молитвенного дома немедленно.

5. Разобрать и снести сарайчик между молитвенным домом и времянкой.

6. Благоустроить дорогу для проезда пожарных автомашин в ненастную погоду к молитвенному дому}802

С. Г. Шаповал смиренно писал, что по второму предписанию он может что-то сделать только по пунктам 1 и 5. Остальные пункты выполнить просто невозможно. «Выселить себя самого из комнатушки я не выселю, -резонно писал он, - строить водоем мне совсем не под силу. Благоустроить дорогу, когда вся улица на протяжении до километра не благоустроена - это насмешка надо мной. Если бы была улица мощена камнем или заасфальтирована, то от улицы к дому можно было бы сделать подход к дому мощеный, а так все то одна насмешка и издевательство над религиозными людьми».803

Заканчивалось это письмо так:

Дорогой брат, прошу Вас походатайствовать пред властями, чтобы они прекратили эти издевательства в с. Марьинском Апостоловского района Днепропетровской области. Если они не прекратят делать нажим на меня, то я сказал им, закрывайте собрание, если имеете на то право. Они сказали, что к общине претензий не имеют, а имеют к хозяину дома, что не хочет выгнать от себя богомольцев. Я уже писал Вам об этом, прошу: помогите, как можете, и сообщите мне. С приветом к Вам - брат Шаповал.804

Василий Акимович Сербиновский из Смелы Черкасской области, председатель исполоргана церкви, который 2 года замещал пресвитера по причине болезни последнего, 22 февраля 1962 г. обратился в свой духовный центр к Андрееву с жалобой, в которой писал, что его «вызвали в общество «Знание» при горисполкоме, и нам ставят в обязанность слушать 5 лекций каждый месяц» на тему о вреде религии. Сербиновский писал, что в прошлом году их тоже собирали на лекции, но только тогда «приносили извещения каждому на дом, а теперь хотят вменить мне в обязанность» собирать верующих на прослушивание лекций.805

В других местах Черкасской области, не дождавшись интереса верующих приходить на такие лекции самостоятельно, решили читать им лекции… на дому. Пресвитер сельской церкви из Черкасской области Дорошенко сообщал 23 марта 1962 г. старшему пресвитеру Калюжному и его заместителю Андрикевичу, что председатель сельсовета заявил, что, как ему известно, в общине имеется 29 членов, и если к общине еще кто-то добавится, то у них будут крупные неприятности. Несколько дней спустя ряд верующих был вызван в сельсовет, где от них потребовали письменного отречения от Бога. Поскольку они не отреклись, на хозяйку дома, где проходили богослужения зарегистрированной церкви, стали оказывать давление по месту работы, угрожая уволить, как уже увольняли раньше с предыдущего места работы. Новообращенная сестра Майстренко Анна Ефимовна была вынуждена отказаться принимать крещение, ибо ее буквально изводили, узнав о таком ее желании, дочь-учительница и подстрекаемый властями муж, заявивший, что всех перестреляет из ружья. Председатель сельсовета заявлял, что сектантам не даст покоя, пока их не разгонит. Далее в письме говорится, что всем пятидесятникам «назначили каждому отдельного агитатора, чтобы переубеждали и следили за их поведением, чтобы они не собирались даже вдвоем, а они не боятся и говорят, что мы - христиане, нам не должно бояться человека».806

Уполномоченный Совета по делам религиозных культов по Черновицкой области Урычев в своей секретной информации о выполнении постановления ЦК КП Украины от 9 октября 1962 года «О состоянии и мерах улучшения научно-атеистического воспитания трудящихся в Украинской ССР» сообщал в Киев, что «в конце декабря-месяца 1962 г. всем райкомам партии и райисполкомам им были разосланы списки «приближенных» по общинам ЕХБ и АСД с подробными установочными данными на каждого из них для проведения индивидуальной работы по их отрыву от религии, а в начале 1963 г. как и в прошлые годы, всем районам высланы списки верующих по общинам ЕХБ и АСД по состоянию на 1 января.807 Далее он писал, что «в 1962 и в начале 1963 года в ряде сектантских общин ЕХБ и АСД от проповеднической деятельности под благовидными предлогами отстранен ряд лиц, которые сильно заражены религиозным фанатизмом и оказывали сильное свое влияние на верующих».808

В 1963 г. в общине с. Пидставки Драбовского р-на Черкасской области, которая состояла из бывших ХВЕ, из-за происков председателя сельсовета сначала был отстранен пресвитер Сирик Иван Павлович, затем все члены исполоргана в составе Прудько Александра Ивановича, Котляра Степана Яковлевича и Денисенко Александра Степановича были сняты с регистрации уполномоченным по Черкасской области Сидоренко якобы за «нарушение советских законов о религиозных культах». Община предложила вместо них избрать в исполорган «двух стареньких братьев», но их также отвели. Верующие писали, что «председатель сельсовета выставил нам кандидатуры двух самых старых сестер: одной 80 лет, а другой - более 80 лет». Они считали это насмешкой, грубым нарушением всех законов и издевательством над верующими. «Теперь у нас некому руководить общиной, - писали они А. Л. Андрееву, - остались одни неграмотные и старые, а поэтому мы обращаемся к Вам, дорогой брат Алексей Леонидович, помогите нам в нашей нужде, поскольку это грозит закрытием общины, к чему и стремится председатель сельсовета».809

Старший пресвитер по Житомирской области Грищенко 17 мая 1960 г. просил Андреева срочно заступиться за пресвитера Сербо-Слободской общины ЕХБ Эмельчинского района Овсейчука, которому первый секретарь райкома партии Граневич «обещал», что если на Пасху в церкви состоится богослужение, то приусадебный участок пресвитера будет перепахан, а сад будет выкорчеван.810

Истинным издевательством над верующими выглядело поведение уполномоченного по Черновицкой области. В с. Бабино Кельменецкого района была община ЕХБ в количестве 32 членов, зарегистрированная в 1946 году. Никогда особенных проблем не возникало, пока не умерла летом 1960 г. жена пресвитера, которая была членом «двадцатки». Во время ее смерти и похорон уполномоченный был в отпуске. Через три недели, когда он пришел из отпуска, приехал к нему пришедший в себя после похорон лены пресвитер церкви для того, чтобы представить список пополненной «двадцатки». Узнав, что жена пресвитера умерла уже три недели назад, \ полномоченный сказал, что с пополнением «двадцатки» они срок уже просрочили, уже поздно, и поскольку «двадцатка» распалась, то райисполком закрывает церковь и отнимает регистрацию.811

В с. Белево Клеванского района Ровенской области церковь евангельских христиан-баптистов существовала с 1925 г., имея молитвенное здание, в котором и была зарегистрирована в 1945 г., а дом под молитвенные собрания им передан в бесплатное и бессрочное пользование по типовому договору как культовое здание. Никто к этому зданию молитвенного дома до 28 марта 1959 г. не предъявлял никаких претензий, пока не явился инспектор пожарной охраны по фамилии Плис, осмотрел молитвенный дом и дал следующее предписание:

- Построить пожарный водоем емкостью 300 куб. м;

- Приобрести пожарную мотопомпу;

- Для хранения пожарной техники построить пожарное депо;

- Организовать добровольную пожарную дружину;

- Провести электрооборудование;

- Прорубить двое дверей и т. д.

Срок исполнения предписания был установлен совершенно нереальный -до 10 апреля 1959 г. Однако, не дожидаясь даже этого срока, 30 марта народный суд Клеванского района вынес решение отобрать молитвенный дом, а 31 марта представители райисполкома выбросили весь инвентарь из молитвенного дома и опечатали его. Жалобу на эти действия администрации подписали 80 человек верующих и направили ее областным и центральным организациям.812

А на Луганщине инспектор пожарной охраны Старобельского района совместно с председателем Чмеревского сельсовета решили, что соседский сарай расположен слишком близко к молитвенному дому баптистов. И -закрыли дом молитвы.813

Официально власти вынуждены были признать, что имелись факты грубого администрирования на Киевщине, Житомирщине, Харьковщине и в других областях.814

Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Совете министров УССР К. Полонник с сожалением писал о своих подчиненных, что им «не хватает иногда необходимой гибкости».

Например, уполномоченный по Черкасской области Костандогло, узнав, что Совет по делам религиозных культов санкционировал постановление Черкасского облисполкома о закрытии в Черкассах «в связи с реконструкцией города» еврейской синагоги, «с шумом при свидетелях разломал синагогу».815 Полонник сокрушался по этому поводу, ибо «можно было это сделать тихо, руками самих верующих, руководящих органов религиозной общины, которых нужно было ознакомить с решением облисполкома и которым в спокойном тоне предложить забрать из синагоги культовое имущество, так как синагога, как и другие соседние дома, подлежит сносу. Этого не было сделано, вот и посыпались жалобы, а их могло не быть, если бы решение было выполнено разумно».816

В Одессе член церкви ЕХБ Маняк в парке на свежем воздухе читал Библию. Любовь к Библии в тот день для него обернулась тем, что его задержал наряд милиции - и привели его в райотдел, где тщательно проверили его «подозрительную личность».817 (Однако стоит ли удивляться такой бдительности в те годы, если в аэропорту Мариуполя при моем вылете в Киев в перестроечном 1988 году не в меру ретивый сотрудник милиции при досмотре багажа пытался у меня изъять Библию как «антисоветскую литературу»).

Одна верующая женщина, которая работала на свиноферме, случайно повредила ногу, попала в больницу. Когда же она вышла из больницы, на работу ее принять отказались, сказав, что «у нас на свиноферме есть комсомольцы, а штундов на ферме не надо».818 Приходится согласиться, что воистину на свиноферме были комсомольцы.

В селе Топиловка Чигиринского района Черкасской области рано утром в 5 часов на Пасху в молитвенный дом пришли учитель Крамаренко Т. С, председатель сельсовета Семеняка Л. А., парторг Радченко Н. С. и уполномоченный рабкома Бабенко, которые для всех присутствующих 819 верующих прочитали антирелигиозную лекцию.819

В Полтавской области снимали с регистрации служителей церкви за посещение больных членов церкви на дому.820

Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при исполкомах Киевского областного и городского Советов депутатов трудящихся А. Олейников был убежденным коммунистом - и гордился этим. Его нельзя было заподозрить в какой-то симпатии к верующим - и свой долг коммуниста знал он крепко. Но даже он стал возмущаться, когда местные власти стали чинить дикий произвол. Опять таки - не из-за симпатий к верующим, а потому что хорошо понимал, что за такие беззакония и ему, не дай Бог, придется отвечать. Ибо кто знает, откуда ветер подует завтра.

Словом, в марте 1960 г. он написал осторожное письмо секретарю Киевского областного комитета Коммунистической партии П. Т. Тронько следующего содержания:

Партийное и советское руководство имеют благое намерение сократить количество религиозных точек в районе, и эту точку зрения я, как уполномоченный Совета по делам религиозных культов, вполне разделяю, вместе с тем, я не могу согласиться с руководством района о форме и методе уменьшения религиозных точек.

Товарищи руководители района предлагают ликвидировать общество ЕХБ в с. Молчановка и его верующих прикрепить к обществу, находящемуся в селах Синява или Житние Горы, причем хотят, чтобы это объединение верующих сделал я, как уполномоченный Совета по делам культов.

По этому вопросу должен прямо сказать, что я не епископ, а коммунист и вопросом объединения верующих не занимаюсь. Церковь отделена от государства, и я, как представитель Советского государства, поставленный партией на участок работы уполномоченного Совета по делам культов, во внутренние дела религиозных организаций не вмешиваюсь - и не имею права этого делать, а вопрос объединения верующих является внутренним делом религиозных организаций и их старшего духовенства.

К тому же, именно нам такое объединение религиозных обществ не всегда и в данном случае невыгодно, а выгодно будет только сектантам, например, если закрыть общество ЕХБ в с. Молчановка и его 112 человек верующих прикрепить к обществу ЕХБ в с. Житние Горы, где имеется 53 члена, это общество будет насчитывать в общей сложности 165 человек, а если присоединить их к селу Синява, то станет верующих 142 человека. Спрашивается, кому выгодно такое организационное укрепление сектантских религиозных организаций? Оно выгодно только сектантам, а не нашему государству и нашей партии.

Отсюда вывод: надо идти не по линии создания укрупненных религиозных обществ, а путем убеждений, индивидуальной работы с верующими и разложения существующих религиозных точек, чем и должны заниматься тов. Краевой и тов. Сергеев, имеющие в своем распоряжении пропагандистов и агитаторов больше, чем самих верующих.

За 12 лет моей работы я ни одного религиозного общества в нашей области и в г. Киеве не зарегистрировал, хотя нажим со стороны верующих был очень велик, но, отказывая в регистрации новым религиозным организациям, я руководствовался своим партийным сознанием, решениями нашей партии и Государственным законом о культах. Вот почему все жалобы религиозников в вышестоящие органы УССР и СССР отклонялись, как необоснованные.

В то оке время за указанный период по моему предложению Советом по делам религиозных культов при Совете Министров СССР было снято более 60 религиозных обществ, и так как это делалось законно, то ни одно мое предложение не было отклонено и в последствии никаких жалоб и заявлений от верующих ликвидированных обществ не поступало. Конкретно, недавно я помог товарищам Ракитнянского района ликвидировать религиозное общество ЕХБ и его молитвенный дом в с. Савенцы, которое также снято с регистрации Советом по делам культов при Совете Министров СССР.

В текущем году мною намечено еще уменьшить какое-то количество религиозных обществ в законном порядке - и это будет сделано, в том числе и в Ракитнянском районе, где также будет уменьшено обществ ЕХБ на одну единицу, но нельзя же это делать компанейски и тем более непродуманно, только для показательной стороны, надо к этому подготовить соответствующую базу и религиозные общества ликвидировать руками самих верующих, как это делалось мною и раньше, а не путем администрирования, которое предлагают руководители Ракитнянского района.

Пусть товарищи руководители помогут мне и себе в этом вопросе путем индивидуальной работы с верующими и все религиозные общества, в которых останется менее 20 человек верующих, будут сняты с регистрации на законном основании, а ведь в Ракитнянском районе имеются общества ЕХБ в с. Насташки с количеством верующих 26 человек, в с. Синява - 30 человек, а с. Остров -37 человек, и если бы местные товарищи разубедили верующих хотя бы по несколько человек и в этих обществах осталось менее 20 членов, они подлежали бы снятию с регистрации в законном порядке.

В с. Молчановка местные органы власти закрыли молитвенный дом зарегистрированного общества ЕХБ путем голого администрирования, в нарушение советского законодательства о культах, без решения облисполкома и санкции Совета по делам культов при Совете Министров СССР, при этом закрыли молитвенный дом на том основании, что мала кубатура помещений и мало воздуха для молящихся. Я с этим был и остаюсь не согласен, потому что, если пойти по этому пути, т. е. расширения и увеличения площади молитвенных домов и прибавления в них воздуха, это, стало быть, стать на неправильный путь потакания религиозным организациям и создания наилучших условий для них.

Верующие общества в с. Молчановка в своих жалобах и заявлениях после закрытия молитвенного дома так прямо и пишут: «Мы не требуем большего помещения, нас устраивают и те условия, в которых мы находимся, а местные органы власти обязывают нас найти себе помещение с большей площадью».821

(Из того же документа ясно, что когда верующие нашли здание побольше, им также не позволили в нем молиться).

В архивах сохранилась жалоба верующих с. Красовка Красиловского района Хмельницкой области уполномоченному Совета, написанная 4 мая 1965 г., в которой говорилось:

27 апреля с. г. четыре человека делали обыск на квартирах верующих. Пьяные - парторг Ткачук Семен, учитель Красовской школы Гуляйчук Семен, доктор с. Красовка Остапчук Николай, председатель сельсовета Попчук Александр - зашли на квартиру члена нашей общины Ковальчука Демьяна, сделали обыск на квартире, забрали Евангелие и песенник духовный, зашли ко мне, Василюк Еве, на квартиру, у меня моя сестра родная была Степанюк Любовь и моя тетя Лыгомина Ксения, и жена брата Волынчук Ольга. Председатель сельсовета Попчук начал выгонять людей из хаты, двоих моих родственников вывел за руки из хаты, а тетю вытолкнул в плечи и закрыл дверь. Я одна в хате, а их четыре человека. Я крепко испугалась и не могла вырваться из их рук. От трех часов дня и до 8 часов вечера держали меня и обыскивали в сундуке, на кровати, перевернули все, пообрывали занавески на окнах, рылись в чемоданах моего сына, который учится в школе механизации, пораскидывали литературу, по которой учится сын, пять часов делали, что хотели. После этого пошли к члену нашей общины Степанюку Федору, потребовали, чтобы он сдал духовную литературу, и забрали письма, присланные из Москвы, - поздравительные на праздник Пасхи. С трех часов дня до десяти вечера в двух домах глумились.

На прошлый Новый год разбили нам окна в собрании, а на Троицу у нашей сестры, старушки Волынчук Марии, разломали стенку, искали шпионов, это делал глава колхоза Садовский, но мы все простили, но теперь уже невыносимо дальше, мы написали жалобу уполномоченному, он сказал, что он больной, и во второй раз сказал, что он в командировке. Мы просим Вас, Уполномоченный, чтоб вы нас защитили, чтоб над нами больше не издевались за веру в Бога, и пришлите к нам в село комиссию и вызовите меня, Василюк Еву, Степанюка Федора, Ковальчука Демьяна. И просим Вас, чтоб нам возвратили книжки, которые забрали.821 Невозможно равнодушно читать эти бесхитростные строчки.

А ведь подобные вещи творились повсеместно - и писем таких было множество!

Беспрецедентным случаем в истории государственно-церковных отношений было наложение санитарного карантина на церковь христиан веры евангельской города Тернополя, что по ул Квитовой, 19. Сохранилась жалоба руководства церкви на имя старшего пресвитера ВСЕХБ по Украине А. Л. Андреева, в которой дословно сообщалось.

Согласно прилагаемому при сем предписанию госсанинспектора города Тернополя тов. Кияшко от 28 декабря 1962 года за № 1240 на наш молитвенный дом наложен карантин на 380 дней, запрещено собираться для молитвы и производится обязательное лабораторное обследование всех членов общины и их семейств. Все это произошло в связи с болезнью некой Ластивки Юстинии Васильевны, посещавшей иногда наши молитвенные собрания. О ней распустили молву, что она больна сыпным тифом. В действительности Ластивка была в больнице 7 дней, с 3 по 10 декабря 1962 года, и 10 декабря была выписана из больницы с диагнозом «грипп». По выходу из больницы пробыла 10 дней дома на квартире сына и 21 декабря с 5-летним внуком уехала к дочери в Минск.

28 декабря прошлого года (чуть ли не через месяц после такой «страшной» болезни) горсанинспещия вздумала принимать меры против распространения инфекционной болезни, начиная с общины и ее членов, не обращая внимания на квартиру, где проживала Ластивка после начала болезни около 20 дней. В этой квартире живут люди, которые с Ластивкой жили, ели и спали, но на них закон об инфекционных болезнях не распространяется; инфекционных болезней не касается, у них не производили ни дезинфекций, ни обследования членов семей и т. п. Они также работают в важных учреждениях, гораздо больших нашей небольшой общины. Но тут дело не в людях, не в распространении инфекционных болезней. Нужно было найти причину, чтобы отобрать у общины молитвенный дом. Наложили карантин на 380 дней. 9 сего января уже были присланы откуда-то два человека, просили дать им ключи от молитвенного дома, хотели посмотреть, как он выглядит внутри. Пока ключей им не дали.823

15 июня 1963 года в газете «Индустриальное Запорожье» была помещена статья лектора-атеиста И. Давидченко. Статья начинается так: «Эта улица в Запорожье называется Культурной, но на ней разместилась ловушка невежества и мракобесия, где калечат человеческие души, заслоняют солнце. Речь идет о молитвенном доме евангельских христиан-баптистов». Автор статьи концентрирует внимание общественности на необходимости закрытия молитвенного дома. Вслед за этим 15 августа 1963 года исполком Запорожского горсовета депутатов трудящихся своим решением № 352, которое было вручено церкви, постановил снести молитвенный дом и на его месте построить парикмахерскую. В общине ЕХБ насчитывалось свыше тысячи членов. Даже уполномоченный заявил, что «в данный момент проводить это мероприятие нецелесообразно».824

Верующие Тернополя и Запорожья свои гражданские права и свои церкви в результате жестокой борьбы с местными властями отстояли. Но не везде свои права могли отстоять. Только в Днепропетровской области путем административных мер было закрыто около 40 зарегистрированных общин и отнято 14 молитвенных домов, в результате чего около двух тысяч верующих вынуждены были долгое время собираться нелегально.825 В селе Параевка Каменец-Подольского района Хмельницкой области на учете в колхозной партийной организации состояли 28 человек - членов КПСС, имелась комсомольская организация - 56 человек, а также, как сообщается в документах, в этом селе числятся 24 сектанта ЕХБ и 10 человек пятидесятников».826

В конце октября 1963 года на молитвенное собрание зашли участковый милиционер Л. Мельник, председатель сельсовета и бригадир колхоза. Они произвели в молитвенном доме обыск, забрали кафедру и журнал «Братский вестник». Кафедру отнесли в клуб, а журнал участковый милиционер сжег в присутствии рабочих. В молитвенном доме, а также на квартире пресвитера общины А. В. Степчука сорвали со стен все «религиозные тексты» и забрали с собой.827 Церковь закрыли.

В ответ на жалобу верующих выехала комиссия, которая, разумеется, все это извратила в выгодном властям свете. Особенно показательна фраза в официальном ответе, что «когда председатель сельского Совета забирал у пятидесятницы Манчурок Евангелие, рук он ей не крутил, он только хотел забрать Евангелие, а она отобрала».828 Что скажешь - ворон ворону в глаз не клюнет. Слава Богу, что еще не осудили женщину за «разбойное нападение на председателя сельсовета».

Старенькая Анна Игнатьевна Никитина, которая злой волей судеб стала «председательницей братского совета», с болью писала:

Мы, верующие общины ЕХБ с. Слобода Гуловская, Барского района Винницкой области, в настоящее время переживаем гонения от местной власти. В течение года наш зарегистрированный молитвенный дом председателем сельсовета Подуфаловым три раза закрывался. Первый раз - в прошлом году зимой, перед выборами, когда он сделал налет на нашу общину, закрыл дверь и повесил замок, объявив, что дом нужен для агитпункта. Сделал обыск в хозяйствах проповедующих, но ничего не нашел незаконного. Уполномоченный по религиозным культам Винницкой области выехал в наше село, отстранил проповедующих из исполнительного органа мужчин без всякой причины на то с целью, чтобы способные мужчины не проповедовали. Остался один 76-летний старик пресвитер, который зкивет за 6 км от общины, бывает в собрании по своей старости и немощи очень редко.

Второй раз он закрыл дверь осенью 1962 г. Мы тоже обращались к секретарю, потом к уполномоченному, который писал, звонил, а результата никакого, мы сами сняли веревочную пломбу и стали проводить собрания, но недолго. А третий раз закрыл 9 февраля с. г. Пришел к молитвенному дому председатель Подуфалов, с ним еще два человека: депутат Сичкарук и учитель Мазур, зашли в молитвенный дом, забрали контрольно-кассовую книгу, закрыли дверь, повесили веревочную пломбу и заявили, что собираться не имеете права, дом нужен для агитпункта. После этого в другой половине дома, где живет хозяйка Никитина, сделали обыск и забрали литературу: Библию и два журнала «Братский вестник». По этому вопросу мы обращались к секретарю райисполкома т. Ткаченко, но он отнесся к нашему заявлению безразлично и, чтобы отделаться от нас, сказал, «что когда-нибудь я к вам выеду». Мы его ответом не удовлетворились и потому обратились к уполномоченному, он принял наше заявление и пообещал по телефону поговорить с секретарем райисполкома. Л дом до настоящего времени остается закрытым.

Не так давно нам пришлось читать статью «Подлинная свобода совести» в газете «Известия» от 7 февраля с. г. В ней автор стремится доказать, что у нас есть свобода и борьба с религиозными предрассудками ведется идейным оружием, средствами убеждения, без ущемления прав и без оскорбления чувств верующих, а если кто в отдельных случаях нарушает этот принцип, то такие осуждаются общественностью вплоть до привлечения к судебной ответственности, но на самом деле, если бы наш председатель 30 раз сделал нарушения, то никакой ответственности он бы не почувствовал.

Мы не хотим, чтобы его судили за нарушения, мы только хотим, чтобы он своими руками снял с дверей веревочную пломбу, а если неудобно самому снять, пусть скажет нам, чтобы мы сами открыли дверь молитвенного дома, - и тогда на самом деле будет подлинная свобода совести. Мы обращались по этому вопросу к старшему пресвитеру Шаповалову, но чем он может нам помочь? Правда, он нам советует, чтобы мы произвольно открыли дверь и проводили собрания, но мы не согласились с его советом, так как нам, старым женщинам, воевать с председателем не под силу.829

Из с. Кирово Ореховского района Запорожской области писали, что переживают свои испытания - на хозяйку молитвенного дома начали гонения местные власти. Ее дочери, которая 20 лет была учительницей в селе, сказали, что если она не «повлияет на мать», то через 10 дней останется без работы. Испуганная учительница просила мать, чтобы та не позволяла проводить богослужения в ее доме.830

В сентябре 1963 года председатель Чапаевского сельсовета Пологского района Г. И. Корниенко заявил верующим, что молитвенное собрание общины ЕХБ в с. Чапаевке он закрывает, так как в селе, якобы, устанавливается карантин по случаю заболевания скота бруцеллезом. В то же время, в селе свободно дети занимались в школе, на рынке полным ходом функционировала торговля продуктами питания, работали магазины.831

Уполномоченный Совета по Николаевской области Б. Шлепенков 15 июня 1963 г. доносил уполномоченному Совета по делам религиозных культов при Совете Министров Украинской ССР К. З. Литвину в своей секретной информационной записке о ходе выполнения постановления ЦК КП Украины от 9 октября 1962 года «О состоянии и мерах по усилению научно-атеистического воспитания трудящихся в Украинской ССР». В частности, он писал, что «после выхода постановления внимание партийных органов области, прежде всего, было направлено на подготовку кадров атеистов». Согласно его информации, если в 1957-1958 гг. в системе политического просвещения не было организовано ни одного кружка или семинара по вопросам научного атеизма, то в 1962-1963 гг. их работало больше 50, в которых насчитывалось 1.100 человек. С декабря 1962 года по июнь 1963 г. в области демонстрировалось 1.885 сеансов документальных и 2.969 сеансов художественных фильмов антирелигиозного характера, на которых присутствовали 441.640 зрителей. Библиотеки области только в 1962 г. провели 1.658 различных массовых мероприятий и выдали читателям 145.616 экземпляров книг по научно-атеистической тематике.832

Тем не менее, как сообщал уполномоченный, «например, в Новобугском районе (с. Николаевка) сектантами-пятидесятниками (руководитель группы Сидоров В., 1931 г. р.) за последнее время были вовлечены в секту: Сидоров Михаил - ученик 5-го кл., Сидорова Тамила - ученица 5-го кл., Мельниченко Тамила - ученица 4-го кл., Мельниченко Василий - ученик 3-го кл., Ковтанюк Николай - ученик 8-го кл. и Ковтанюк Александр - ученик 6-го кл.» Невзирая на то, что это были дети, следует понимать, верующих родителей, уполномоченный счел своим долгом проинформировать «соседей» о такой деятельности пятидесятников.833 «О высоком духовном уровне, а также активности указанных религиозных обществ, - продолжал Шлепенков, - свидетельствуют также данные по «приближенным», которых на сегодняшний день в области насчитывается 52 чел. Характерно при этом отметить, что среди приближенных в основном молодежь, часть из которых имеет неполное среднее и среднее образование».834 Не давало покоя уполномоченному и то обстоятельство, что в церкви не сухие и скучные лекции читались (как в обществе «Знание» на тему «антирелигии»), а звучали вдохновенные проповеди. Вот дословная цитата из его донесения:

Проповедники общин Николаева, Вознесенска, Новой Одессы, читая проповедь, стремятся пустить слезу с таким расчетом, чтобы как можно глубже, чувствительнее воздействовать на верующих. В этом мною усматривается некоторое отклонение к пятидесятничеству. 6 июля с. г. по существу последнего я беседовал со старшим пресвитером К. Л. Калибабчуком. Калибабчук заявил мне: «Мною это тоже замечено, и я уже предупредил пресвитеров указанных обществ».835

В секретном информационном отчете уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Украине К. Литвина за 1964 год признавалось, что за прошедший год «поступало много жалоб верующих в руководящие партийные и советские органы Киева и Москвы о нарушении на местах советского законодательства о культах, подписанных иногда сотнями верующих». Много приезжало в Киев и Москву также «ходоков» и делегаций верующих с надеждой получить защиту их законных прав.836 Разумеется, подобного рода жалобы поступали в областные и другие местные органы. Однако нередко эти жалобы оставались без проверки и без последствий, особенно в тех случаях, когда жалобы поступали от незарегистрированных религиозных объединений. Это побуждало людей «искать правду» в столицах. Только в Киеве в 1964 г. было получено 222 жалобы и заявления с большим количеством подписей верующих, а также посетило групп и делегаций от верующих общим количеством 250 человек.837

В своих заявлениях верующие жаловались на незаконные и необоснованные закрытия молитвенных домов, запрещения проводить молитвенные собрания, увольнение с работы за религиозные убеждения, незаконные обыски и изъятие у них религиозной литературы и др. нарушения.

Так, например, 28 января 1964 года в с. Ледышко Тульчинского района Винницкой области председатель сельсовета Усиленцева А. И. вместе с секретарем партийной организации колхоза «Россия» Уховым В. Т. организовали обыск квартир верующих Седлецкой Д. Е., Пчелинской А. А. и Бондаренко К. Е. и изъяли у них Библии и другую христианскую литературу.

14 августа 1964 г. по указанию заместителя председателя исполкома Крывопольского районного Совета Тарахкало сельсовет с. Городковка Крывопольского района Винницкой области забил досками входную калитку к зданию костела и предложил верующим общины пользоваться только передним входом к зданию костела.838

22 августа 1964 года в с. Осолинка Калиновского района той же области председатель сельсовета В. М. Полищук отобрал безо всякой причины у служителя церкви евангельских христиан-баптистов М. Е. Зюбанова регистрационные документы. Председатель сельсовета с. Губник Гайсинского района той же области в августе дважды приходил на молитвенное собрание и угрожал закрытием церкви на том основании, что «в общине нет служителя культа».

В с. Закутенцы Таращанского района Киевской области депутат Совета Шпичка Н. сорвал в домах верующих Папенко и Волохович со стен тексты из Библии, бросил их на пол и растоптал, заявив при этом, чтобы Папенко и Волохович больше не занимались пропагандой религии.

В апреле 1964 г. молитвенное собрание верующих евангельских христиан-баптистов в с. Никольская Борщаговка, что в Киевской области, в количестве около 100 человек было разогнано отрядом милиции с помощью автоцистерны с помпой, которая в этот день обслуживала посадку капусты в совхозе.839

В марте 1964 г. в г. Костополе Ровенской области были уволены с работы на заводе столярных инструментов 9 рабочих-верующих, в том числе Ковальчук, проработавший на этом заводе 17 лет, имеющий на своем иждивении шесть человек. Понадобилось вмешательство идеологического отдела ЦК КП Украины, чтобы они были восстановлены на работе или трудоустроены на других предприятиях.

Ахтырский районный отдел социального обеспечения Сумской области пытался лишить пенсии Коваленко И. Е. за то, что последний состоял членом исполоргана Яблочанской общины.

Была не допущена к сдаче государственных экзаменов и исключена из Ужгородского университета студентка I к


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: