Пятидесятники накануне 11 страница

Каждому понятно, какие именно причины разделения имеет в виду ВСЕХБ, когда пишет в своих письмах о том, что «съезд» 1963 г. эти причины «устранил». Он имеет в виду «Положение» и «Инструктивное письмо». Однако, будучи автором этих документов и, следовательно, являясь виновными в разделениях, ВСЕХБ взвалил вину за этот грех на совет церквей и заклеймил всех истинных детей Божиих «раскольниками».

Но не только «Положение» и «Инструктивное письмо» служили делу разделения. В то время, как Совет церквей (Оргкомитет) с 13 августа 1961 г. продолжал непрерывно звать народ Божий к чистоте и единству и призывал не выходить из общин, ВСЕХБ в своем письме от 20 июня 1962 г. дал общинам такое указание:

«Мы предлагаем общинам, в которых имеются инициаторы, исключать из состава наших общин…» Это еще более усугубило разделение. Верующих, ревнующих за чистоту, стали группами по 5, 10, 20 человек исключать из общин. Видя такую несправедливость, за ними стали добровольно выходить по 20, 50,100 и более членов церквей.

Возлюбленные братья! При всей сложности обстановки, сложившейся в церкви ЕХБ, мы все-таки считаем, что мир и единство народа Божьего вполне возможны. Но для этого необходимо пойти тем путем, который соответствует Слову Господа.

Для этого необходимо, чтобы ВСЕХБ сделал следующее:

1. Публично признал себя виновным в отступлении от Слова Божия, чем произведено разделение народа Божьего, и бесславится Его святое имя.

2. Принес покаяние перед узниками, пострадавшими и еще страдающими за «Положение» и «Инструктивное письмо».

3. Публично признал лжесъезд, проведенный им в 1963 году, и все его решения недействительными.

4. Признал право на созыв подлинного съезда за советом церквей ЕХБ и призвал к ходатайству о таком съезде и участию в нем все общины, которые поддерживают ВСЕХБ.

Это, дорогие друзья, и есть признаки истинного покаяния. Бог и только Бог, силен очистить согрешивших от всякой неправды посредством крови Иисуса Христа (1 Иоан. 1:9). А пока этого не случилось, мы призываем всех детей Божиих не участвовать ни в каких совещаниях и др. мероприятиях, проводимых ВСЕХБ и их работниками, как в центре, так и на местах, не делаться участниками их грехов и не приносить этим вреда себе и делу Божьему.

Возлюбленные! Вы знаете, что совет церквей и церковь ЕХБ пятый год непрерывно ходатайствует о созыве подлинного всесоюзного съезда, на котором духом своим будет присутствовать сам Господь. Но ВСЕХБ и заинтересованные силы извне упорно стараются не допустить этого. Мы по-прежнему продолжаем ходатайствовать о съезде и уповаем в этом на Господа, так как просим Его об этом.

Сообщаем вам, братья и сестры, что 30 ноября 1965 года совет церквей ЕХБ направил еще одно заявление о разрешении на съезд на имя А. Н. Косыгина. В заявлении проведена следующая повестка дня съезда:

1. Отчет совета церквей ЕХБ.

2. О мерах к достижению единства всего евангельско-баптистского братства в СССР.

3. Избрание нового состава руководящего органа союза церквей ЕХБ. Ответа на это заявление мы не получили.

Нам стало известно, что Совет по делам религиозных культов был объединен с Советом по делам русской православной церкви в один Совет по делам религий. Желая выяснить, каково будет отношение новообразованного Совета к церкви ЕХБ, 9 февраля 1966 г. братья Вине Г. П. и Батурин Н. Г. посетили Совет по делам религий и имели беседу с заместителем председателя Совета по делам религий Фуровым В. Г., который уклонился от прямых ответов на поставленные братьями вопросы, ссылаясь на то, что Совет по делам религий еще не приступил к своей работе и ничего определенного не знает о ходатайствах Оргкомитета, ныне Совета церквей ЕХБ.1079

Кто-то мог бы вполне подумать, что после взрыва, который произошел, Совет по делам религий изменил свое отношение к верующим. Правда состоит в том, что изменилась тактика, но не само отношение. 3 мая 1966 г. в Киеве проходило совещания ответственных работников аппарата уполномоченного Совета, на котором присутствовали: Литвин К. З., Пинчук ГЛ., Гладаревский М. И., Швайко Р. И., Мнышенко И. А., Голубань С. С. и некоторые другие сотрудники. На повестке дня стоял важный вопрос: о подборе кандидатур на экзарха Украины и старшего пресвитера ВСЕХБ по Украине.

Как свидетельствует протокол, Литвин К. З., говоря о подборе кандидатур на экзарха Украины и старшего пресвитера ВСЕХБ по Украине, сказал, что «более всего подходят на эту должность» епископ Крымский Леонтий или архиепископ Одесский Сергий, ибо «они еще подходят и для приема иностранных делегаций, которые будут посещать г. Киев». На должности старшего пресвитера по Украине «необходимо и целесообразно оставить Мельникова», ибо «соседи не против него», и он «более лояльный, чем кто-либо другой». Калюжный, по словам уполномоченного, вполне годился в заместители Мельникова.1080 (Правда, на подобном совещании 23 мая 1966 г. в Киеве Литвин объявил, что руководство в Москве все решило иначе и «уже есть Указ патриарха Алексия о назначении нового экзарха Украины архиепископа Филарета, который прибудет в Киев на прием вежливости и представит себя как экзарха». Литвин также сообщил, что председатель Совета Куроедов В. А. передал по телефону, что «Филарет послушный, сам по национальности украинец, понимает все с одного слова, не дергать его, не командовать им и т. д.»)1081

Наблюдая повсеместный произвол властей, члены церквей ЕХБ, которые поддерживали Совет церквей, решили действовать более радикальным способом - направить в Москву представительную делегацию от церквей со всего СССР, которая 16 мая 1966 г. прибыла в Москву для ходатайства о правах верующих в центральных органах власти. Верующие, составившие делегацию в количестве около 500 человек, явились к зданию ЦК КПСС с просьбой о приёме, о чем было подано заявление на имя Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева. Пробыв сутки у здания ЦК, делегация направила второе заявление Брежневу Л. И., в котором говорилось:

Заведующий приемной ЦК Строганов грубо и категорически отказался докладывать Вам о нашем заявлении и ожидании приёма, угрожая расправой. Когда мы остались на улице для ночлега, со стороны некоторых лиц к нам было проявлено непристойное отношение, вызваны дворники и спецмашины, которые обливали нас грязью, поносили нас злыми и ругательными словами. После этого глумления, нам пришлось провести всю ночь под дождем на мостовой. Мы убедительно просим Вас ускорить прием делегации ЕХБ.1082

Опешившие от неожиданности власти предлагали делегации перейти в клуб какой-то организации, обещая встречу с работниками Генеральной Прокуратуры и другими лицами, но, зная, что верующие, посещавшие прежде государственные органы, нередко избивались, попадая в помещения без посторонних свидетелей, - как это было в приемной ЦК в 1964 г. с Уральской делегацией и избиение в приёмной Президиума Верховного Совета СССР в 1965 г. - делегация единодушно решила отказаться от предложенного и продолжала ожидать согласия на приём Брежневым у здания ЦК.1083

Что произошло после этого, видно из заявления, направленного в Совет Церквей участниками этой делегации. В нем говорится:

В 13 ч. 45.». было подогнано 28 автобусов, и началась варварская расправа над верующими. Мы все сплотились тесным кольцом и, взявшись за руки, запели гимн: «Лучшие дни нашей жизни». Милиция, военнослужащие и сотрудники КГБ начали избивать нас, молодых и старых, вырывали из рядов, били по лицу, по голове, бросали на асфальт, тащили за волосы и забрасывали в автобусы. При попытке некоторых уйти - применялись более жёсткие меры, приводившие к потере сознания. Наполнив автобусы верующими, отправили их в неизвестное место. Из автобусов доносилось пение наших братьев и сестер.1084

Все это происходило в центре Москвы на глазах у множества собравшихся людей.

Получив такое сообщение, Совет Церквей ЕХБ, озабоченный всем происшедшим, 19 мая направил в ЦК КПСС своих представителей в лице секретаря Совета церквей Г. П. Винса и благовестника Совета церквей М. И. Хорева с заявлением на имя Брежнева, в котором просил сообщить своим представителям, «где и в каком состоянии находится делегация церквей ЕХБ, освободить всех членов делегации и дать согласие на прием делегации» 1085 Утром 19 мая, подав заявление заведующему приёмной Строганову, братья имели беседу с ответственным работником ЦК Богдашкиным, который после краткой и грубой беседы сказал, чтобы они через час пришли за ответом на поданное заявление. Ровно через час Вине и Хорев вошли в здание ЦК за обещанным ответом и были там арестованы.1086

Как позже выяснилось, делегация была отвезена в Московскую Лефортовскую тюрьму. По свидетельству членов делегации, от них требовали показаний о том, кто и как организовал эту делегацию и, всячески угрожая, «уговаривали» всех присоединиться ко ВСЕХБ, обещая в этом случае полную безопасность. Каждый член делегации был сфотографирован, и у каждого были сняты отпечатки пальцев. Некоторых после допросов освободили, а большинство из них некоторое время провели в тюрьме. В официальном сообщении Совета церквей говорилось, что «все эти испытания посланники церквей Христовых переносят с радостью и благодарностью Господу, зная, что верующим «дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него».1087

Вскоре Совет церквей опубликовал и коллективное письмо членов делегации от 21 мая, в котором они писали:

Дорогие в Господе братья и сестры!

Мы сердечно благодарим Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, что удостоились быть вашими посланниками в Москве и быть очевидцами всех событий 16-17 мая 1966 года. И так, как мы составляем одно тело вместе с вами, то считаем своим долгом передать вам обо всем происшедшем.

Всего не опишешь, но когда возвратятся домой ваши посланники, кто останется невредимым, то вам обо всем расскажут подробно. Первое, что привело в недоумение властей - это внезапное появление, в течение нескольких минут, всей делегации около 500 человек возле главного входа ЦК КПСС, хотя мы все приехали из разных мест нашей страны.

У нас не было времени знакомиться здесь друг с другом, т. к. сразу же вышел к нам тов. Строганов и объявил, что мы пришли не по адресу, направляя нас в Совет по делам религий. Затем он предложил нам перейти к справочному отделу ЦК за угол здания. И, хотя нам прежняя делегация говорила, что основной метод правителей - посылать людей от одних дверей к другим, нигде не давая определенного ответа и сводя все дело к тому, что надо всем разъехаться домой, а там будет дан ответ (а мы уже знаем, какие ответы нам дают на местах уже 5-й год), но все же мы сделали так, как нам предложили и дружно и стройно перешли к Справочному отделу ЦК.

И там мы простояли целые сутки. Ночевали на тротуаре под дождем. Здесь-то мы и познакомились друг с другом, после чего и выяснилось, что у нас назрели такие вопросы, что невозможно уже скрыть их от высших руководящих органов. Одни говорили, что у них под окна дома, где молились, подложена была взрывчатка, после взрыва которой потрескались стекла, в других местах ни в чем неповинных верующих судили, как хулиганов. А некоторых служителей в органах милиции избивали до сотрясения мозга. В г. Кривом Роге пьяные дружинники и милиция под руководством прокурора города и секретаря райкома учинили зверскую расправу над мирно молящимися верующими во дворе нашего брата, в третьих местах - отобраны дети и разрушены дома.

 

1087 ЦДАВО Ф 4648, оп 5, дело 19, стр 59

Вот для этой цели - объяснить правительству о чинимых повсеместно беззакониях, а также для получения ответа на тысячи наших заявлений о съезде и жалоб - мы явились к зданию ЦК.

Поскольку нас не приняли у Справочного отдела и обманули, а докладывать т. Брежневу о просьбе делегации принять ее отказались, то мы вынуждены были вновь возвратиться к главному входу ЦК. Сразу же нас оцепило множество милиции, военнослужащих и лиц в гражданской одежде. Избранные нами здесь же у здания ЦК 7 братьев для переговоров с правительством, передали в приемную ЦК нашу просьбу, а мы спокойно стояли возле здания. Сначала нам угрожали, а затем вскоре набросились на нас военные курсанты. Тогда мы стройно запели гимн: «За евангельскую веру». После чего прекратилось бесчинство. Курсанты отступили. Через некоторое время было подогнано 28 автобусов, и началась жестокая расправа над верующими. Все мы снова единодушно запели гимн: «Лучшие дни нашей жизни». Пение было заглушено криками и ударами милиционеров и сотрудников КГБ. Перед глазами была яркая картина средневековья, когда невежественная, дикая и разъяренная толпа набрасывалась на свою жертву.

Но теперь это делала не толпа, а блюстители закона и порядка.

Людей топтали ногами, бросали на тротуар, головой били о стены, за волосы тащили в автобус. Брата - инвалида Отечественной войны на двух протезах свалили на землю и били, нанося удары ногами. Особенно зверски избиты возле здания ЦК и в тюрьме братья, избранные для переговоров с правительством. О некоторых даже ничего не известно, где они находятся. Желательно, чтобы церкви сделали запрос в ЦК, куда дели наших друзей. Вся эта расправа длилась 7-10 минут. Теперь вы сами, братья и сестры, можете понять, какая была погрузка 450-ти человек, за эти несколько минут; мы не подозревали, что нам готовят физическую расправу. Но для того, чтобы посторонние люди, которых собралось очень много на другой стороне улицы, не возмущались, их на протяжении нескольких часов настраивали специально подосланные в толпу люди. Они говорили различную клевету на верующих, что баптисты приносят в жертву детей и пр. Неудивительно, что после такой агитации некоторые из этой толпы били наших друзей бутылками, выкрикивая: «Всех их надо облить керосином и сжечь» и многое другое. Но не все посторонние были так настроены. Были и те, которые своими глазами увидев действительное положение верующих в нашей стране, всем сердцем сочувственно относились к нам.

Одна мать, возвратившись из тюрьмы (была взята со всеми делегациями) в свою семью, сказала своему мужу: «Хватит скрывать от наших неверующих детей дело страдающей церкви». И когда она рассказала им все происшедшее 16-17 мая и показала побои на своем теле, то тут же в молитве взрослые неверующие дети отдались Господу.

Некоторые на свободе в посте и молитве разделяют страдания наших друзей вузах.

Верующие, поддерживающие Совет церквей, а такзке из зарегистрированных общин заинтересовались судьбой членов делегации. В движение пришел весь город. По всей Москве идет тщательная слежка. В скверах, метро, на площадях и вокзалах расставлены работники КГБ.

Были арестованы 19 мая и не участники делегации: у входа в метро «Октябрьская» арестован брат Петере П., на улице задержан брат Савченко П. И. и др. Увезены ночью автобусами члены Московской общины, собравшиеся на молитвенное собрание. Идет проверка и слежка возле домов верующих днём и ночью, проверяют контакты, подвальные помещения, чердаки и даже гардеробы.

Во всех таксомоторных парках розданы фотографии и описание внешности председателя Совета церквей ЕХБ - Крючкова Геннадия Константиновича.

Нас очень обрадовало то, что наши братья из Совета церквей ЕХБ послали со своей стороны в ЦК КПСС: секретаря СЦЕХБ Винса Г. П. и благовестника Хорева М. И. узнать о судьбе делегации и ходатайствовать об освобождении наших друзей, но, к сожалению, они оттуда больше не вышли.

И если члены делегации не будут освобождены из тюрьмы, а также не будут выпущены на свободу арестованные в здании ЦК братьев Вине Г. П. и Хорее М. И., то мы как бывшие члены делегации глубоко верим, что весь народ Божий, пославший нас ходатайствовать за права верующих, готов будет приехать в ЦК и лично засвидетельствовать, что это братья и сестры действительно посланы церквами в Москву для разрешения вопроса о всех беззакониях, чинимых на местах над верующими многие годы.

Бог любви и всякого утешения пусть будет со всеми вами, и, как сказано в Библии, будем мужественными, и «будем стоять твердо за народ наш и за города Бога вашего, а Господь сделает, что Ему угодно» (2 Цар. 10:12).1088

В архивах сохранилось также письмо членов Киевской общины ЕХБ от 24 мая 1966 г., которое было направлено в адрес Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И Брежнева, Председателя Совета министров СССР А Н. Косыгина, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорного, Генерального прокурора СССР Р А. Руденко, Председателя Комитета госбезопасности Семичастного, Министра Иностранных дел СССР А. А. Громыко и других государственных деятелей Советского Союза, а также в редакции многих газет и журналов. В своем заявлении верующие писали:

16 мая с. г. у стен здания ЦК КПСС собралась Всесоюзная делегация церквей евангельских христиан-баптистов более чем из 130-ти городов Советского Союза в количестве около 500 человек, в том числе и 14 посланцев Киевской общины.

Верующие Советского Союза вынуждены были послать своих представителей непосредственно в Москву в связи с тем, что уже 5-й год Правительство без всяких на то оснований отказывает верующим ЕХБ воспользоваться законным правом на созыв и проведение свободного демократического широкопредставительного съезда церкви ЕХБ под руководством инициаторов движения за этот съезд - Совета церквей ЕХБ - для разрешения внутрицерковных вопросов, а также в связи с тем, что с ведома и по указанию центральных и правительственных органов верующие ЕХБ десятки лет находятся в бесправном положении, о чем свидетельствуют систематические репрессии, избиения, аресты, суды, обыски, разрушения и отнятие молитвенных домов, отнятие детей, разгон богослужений, дискриминация верующих на производствах и учебных заведениях, натравливание общественного мнения против верующих путем лживых и клеветнических измышлений в прессе и т. д.

Вместо того, чтобы принять и выслушать нужды и просьбы посланников церквей в течение суток находившихся под открытым небом и под дождем на асфальте у стен здания ЦК, по указанию ЦК КПСС и под руководством Председателя Комитета Госбезопасности тов. Семичастного 17 мая с. г. делегацию верующих окружили работники КГБ, военнослужащие и сотрудники милиции и зверски избили: рвали волосы, били головой о стены и асфальт, душили, били бутылками по голове и т. д.- все это происходило на глазах у множества собравшихся людей. Затем делегация была арестована, в том числе и представители Киевской общины, и отправлена в Лефортовскую тюрьму г. Москвы. Некоторые из них возвратились домой, судьба же большинства членов делегации, а также и наших 7-ми человек, неизвестна.

Расправой у зданий ЦК, был задан тон для подобных же действий местных органов власти. Ярким выражением этого является погром, учиненный над Киевской общиной ЕХБ.

В воскресенье, 22 мая с. г. Киевская община ЕХБ по обыкновению проводила свое очередное богослужение в лесу на разъезде ДВРЗ. В указанном месте община собиралась уже 3 года, в течение весенне-летнего сезона, о чем каждый год ставились в известность местные и центральные органы власти. Необычность выбора места для богослужения связана с тем, что частные дома верующих и квартиры не могут вместить всех посещающих в количестве 400 человек, а наши молитвенные дома по ул. Ленина, 53 и по ул. Жилянской, 104 отобраны в годы культа личности. В существующем в настоящее время зарегистрированном молитвенном доме по ул. Ямской, 70, мы не можем собираться в силу нарушения там принципа об отделении церкви от государства.

С самого начала этого богослужения верующие были окружены милицией, работниками КГБ и дружинниками, прибывшими сюда на спецмашинах и автобусах в количестве, превосходившем собравшихся верующих. Не дав возмозкности совершить заключительную молитву, по сигналам генерал-майора МВД Дегтярева, руководившего этой операцией, из чащи леса на верующих набросились все мобилизованные для расправы силы органов КГБ и милиции и устроили подобное же избиение, как и избиение делегации в г. Москве. Без всякого разбора озверевшие садисты в форме и без формы били не только мужчин, но и женщин, детей и старушек, рвали волосы, бросали на землю, били ногами и кулаками и пытались гнать верующих вглубь леса, подальше от ж/д платформы, чтобы избежать свидетелей своих преступных и грязных действий. Нашего единоверца Титова избили до потери сознания и в таком состоянии бросили в машину. Выкручивали руки и бросали в машины также и других верующих. До окончания этой постыдной «операции» было задержано движение электропоездов. Аресты продолжались также и на перроне - всего было арестовано около 30 человек.

О масштабах этой позорной беззаконной расправы говорит и то, что центральный вокзал г. Киева, куда приехали оставшиеся от погрома верующие, оцеплен был мобилизованным по тревоге оперативным полком милиции, несколькими машинами военнослужащих, также сотнями дружинников и работников КГБ. Это была подготовка на тот случай, если бы им не удалось закончить расправу с верующими в лесу. На следующий день после происшедшего, т. е. 23 мая верующие решили по окончанию работы пойти к прокурору республики с жалобой, однако, верующих не допустили не только к прокурору, но даже к зданию прокуратуры, т. к. подход к зданию был перекрыт стеной из работников милиции, а прилегающая часть г. Киева (Крещатик) была оцеплена большим количеством дружинников и работников КГБ. В связи с этим, верующие вынуждены были возвратиться и собраться на квартиру у своего единоверца Мегедя Г. С., чтобы совершить молитву.

По истечении буквально 15 минут после того, как верующие собрались, к этой квартире подъехали десятки машин во главе с тем же генерал-майором т. Дегтяревым. Верующих начали выводить группами из квартиры, фотографировать, переписывать и увозить на спецмашинах в камеры предварительного заключения.

Посмотреть происходящее, собралась многочисленная толпа народа. С целью придать законный вид своим незаконным действиям, а также возбудить у народа ненависть и озлобление против верующих, руководивший этой унизительной операцией вышеназванный генерал-майор обратился к народу с провокационной клеветнической речью, в которой изобразил верующих, как государственных преступников, развратников, воров, пьяниц и убийц, приводя в своей речи известные всему, городу случаи хищения и убийства детей, создав у народа впечатление, что все это дело рук верующих. Из его речи видно, на что способен этот человек и лица, облеченные правами и властью, которые дали указание совершить эту беспрецедентную расправу.

В итоге этой гнусной операции за два дня было арестовано около 100 верующих. Большая часть из них осуждена на 15 суток, часть оштрафованы на 50 рублей и уже освобождены. В числе оштрафованных большинство старушек, находящихся на иждивении, или же получающих пенсию в размере около 20 руб. в месяц. При освобождении верующим угрожают, что будут штрафовать до тех пор, пока они не перестанут молиться.

Но этим беззакония не оканчиваются. По свидетельству наших единоверцев, уже освободившихся, нам стало известно, что во время допросов к некоторым верующим применяются пытки. Известно также, что некоторым верующим срочно фабрикуют уголовные дела. Кроме того, в настоящее время органами КГБ установлена в г. Киеве тайная и явная слежка за домами и личностями верующих и даже прямая погоня за отдельными верующими.

Представители власти г. Киева и уполномоченный Совета по делам религий Сухонин заявили, что все эти меры морального, экономического и физического воздействия будут продолжаться до тех пор, пока верующие не перестанут верить в Бога или же не перейдут в общины, руководимые ВСЕХБ, либо в православие.

И все это происходит не во времена средневековья или рабовладельческого строя, и ни в какой-нибудь отсталой колониальной стране, и не при фашистском режиме, а в стране, где уже 50 лет на весь мир провозглашается о построении самого справедливого, демократического и гуманного общества, провозглашается равенство всех людей независимо от расы и вероисповедания. Но из всего вышеизложенного видно, что все эти заявления и лозунги являются только витриной, рассчитанной на обман своего народа и международной общественности. На самом же деле совершенно ясно, что партия КПСС, как партия атеистов, взяла прямой курс на создание в нашей стране таких условий для верующих, в которых верующим нельзя не только исповедовать свою веру, но даже жить, т. е. курс на физическое истребление верующих.

Церковь Христа на протяжении 2.000 лет своей истории перенесла много различных жестоких гонений, но несмотря на все усилия гонителей, христиане существуют и будут существовать на земле до второго пришествия Христа и ни одно орудие и средство, сделанное против них, не будет успешно (Ис. 54:17). Имена же гонителей христиан всех веков история заклеймила позором, а гнев и наказание Божие справедливо обрушивались на ту страну, в которой христиане были гонимы.

Не пройдет карающая рука Божия и всех гонителей XX века «ибо праведно пред Богом - оскорбляющим нас воздавать скорбию в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию вечной погибели от лица Господа и от славы могущества Его» (2 Фес. 1,6, 8, 9).

А мы, верующие в живого Бога, готовы лучше страдать и лишиться всего в этом мире и даже самой жизни, нежели отказаться от своих убеждений по учению Иисуса Христа. Однако, мы, переживая все эти непомерные непрекращающиеся гонения, как граждане своей страны относимся к вам с уважением, как к правителям, поставленным Богом для справедливого и гуманного управления вверенным вам народом.

Мы убедительно просим:

1. На деле обеспечить свободу вероисповедания в соответствии с законами и международными актами, принятыми Правительством нашей страны.

2. Дать разрешение на созыв и проведение свободного съезда церкви ЕХБ под руководством Совета церквей ЕХБ (Оргкомитета).

3. Немедленно освободить всех арестованных верующих в г. Киеве, прекратить фабрикацию уголовного дела против них и немедленно снять штрафы за присутствие на богослужениях.

4. Немедленно освободить членов Всесоюзной делегации ЕХБ, арестованных у стен приемной ЦК КПСС 17 мая с. г.

5. Освободить всех осужденных за Слово Божие в предыдущие годы.1089

1966 год стал пиком деятельности Совета церквей - по некоторым данным, его в то время поддерживали около 155.000 верующих евангельско-баптистского братства.1090 В 1969 г. на их съезде в Туле (единственном, который прошел с официального разрешения властей!) присутствовали представители сорока пяти областей. В то время движение «инициативников» охватывало практически весь Советский Союз. В тюрьмах к 1966 г. находилось 197 заключенных служителей из общин Совета церквей, причем 96 из них - из Российской Федерации, 50 - из Украины, 42 - из Средней Азии, 8 - из Белоруссии, и 1 - из Молдавии.1091 За этим последовала целая волна новых арестов. Рекордным в этом смысле является 1966 г.: только за этот год было арестовано 128 человек и, таким образом, общее число пострадавших достигло 202. За 1967 и 1968 гг. эта цифра увеличилась до 240 человек.1092

В это время гонений на страницах «Братского Вестника» никогда не встречалось ссылок на апостолов Петра и Иоанна, которые в пятой главе Деяний Апостолов прямо говорят: «должно повиноваться больше Богу, нежели людям». Как справедливо замечает профессор Вальтер Заватски, «по иронии судьбы именно в это время Мицкевич писал комментарии именно на книгу Деяний, но он предпочел сконцентрировать внимание на истории Анании и Сапфиры, чтобы подчеркнуть, что церковь может развиваться, только очистив себя изнутри».1093 После этого Мицкевич обошел молчанием столкновение Петра и Иоанна с властями и сразу же перешел к рассказу об избрании диаконов, которое описывается в шестой главе Деяний Апостолов.1094

Бескомпромиссная и неравная борьба Совета церквей способствовала тому, что власти разрешили ВСЕХБ провести очередной съезд осенью 1966 г. После этого съезда по целому ряду причин степень влияния Совета церквей стала медленно, но неуклонно снижаться.

Новая советская обрядность В начале 60-х годов в Советском Союзе в качестве борьбы с «религиозными пережитками» получило широкое распространение внедрение так называемой новой советской обрядности. Идея состояла в том, чтобы исключить даже на бытовом уровне всякое употребление обрядов или обычаев, которые могли иметь религиозные корни, религиозную окраску либо просто напоминать людям про церковь и Бога.

В то время советская киноиндустрия выпускала немало документальных фильмов, большинство из которых была посвящена внедрению новой обрядности. Такие фильмы как, например «Праздник новорожденного в Николаеве» и «Праздник новой советской обрядности» демонстрировались в кинотеатрах и в тех немногочисленных Дворцах счастья и Дворцах новорожденного, которые тогда уже появлялись в СССР.1095 (Особенным методом визуальной пропаганды считалась работа передвижных планетариев, которые должны были демонстрировать «величие советского человека», который покоряет космос, где нет места Богу).

Что собой представляли «праздники» новой советской обрядности, хорошо видно из документов, сохранившихся в архиве Совета по делам религий, который был призван контролировать введение «безрелигиозной новой советской религии». Уполномоченный Совета по делам религиозных культов по Черкасской области 3. Сидоренко 6 апреля 1964 г. докладывал председателю Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР А. А. Лузину следующее:

За последние два года советские и общественные организации провели некоторую работу по внедрению в быт людей безрелигиозных обрядов и обычаев. Почти повсеместно организована торжественная регистрация рождений детей в присутствии почетных родителей из числа хороших производственников, вручаются памятные подарки, сажаются деревца и т. д. Также организована торжественная регистрация браков в г. Черкассы в одном из залов Дома Советов, в г. Умань во Дворце счастья, в остальных городах и районных центрах в Домах культуры, в клубах, на предприятиях, а также в приспособленных для этого комнатах при городских и сельских Советах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: