Внедрение театрализованной деятельности в школьный образовательный процесс

Внедрение театрализованной деятельности в школьный образовательный процесс в условиях нашей экспериментальной работы осуществлялось через такие формы деятельности как:

урок введение;

урок путешествие;

урок театра в школе;

школьный театрализованный праздник;

участие детей в детской студии.

Урок введение. Этот урок проходил в начале учебного года. Он был проведен в музее «Торум Маа». На нем ребята получили первое впечатление от общения с национальной культурой ханты и манси. На встречу были приглашены сказительница М.К. Волдина, поэт Ю.Н. Шесталов, мастерица З.Н. Лозямова, профессионального музыканта В.С. Мерова и профессионала в танцевальном искусстве М.С. Мерова. Кроме того, что ребята из уст экскурсовода получили краткий обзор истории происхождения музыкальных инструментов, они смогли увидеть настоящие инструменты народов Севера изготовленные много лет назад. Познакомиться не только с характеристикой музыкально-поэтического фольклора народов Севера, но и услышать звучание его образцов уст мастеров, приглашенных в этот музей.

Сценарий проведения данного урока см. в Приложении № 2

Урок путешествие. Данный урок был построен в форме внутреннего путешествия по земле Югры. В рамках кинофестиваля «Дух огня» в «Парке Лосева» были поставлены чумы народов ханты и манси. Мы с детьми посетили это стойбище, на котором ребята узнали, как живут народы Севера на разных территориях. Этим вызвало у ребят желание углубиться в историю музыкальной культуры народов Югры, узнать их традиции и обряды. На этом занятии им удалось послушать звучание национальных музыкальных инструментов, а также узнали много интересного о жизни народов Севера.

Сценарий проведения данного урока см. в Приложении № 3

Урок театра в школе. По разработанной программе, которая называется «Урок театра на уроке в школе». Это некоторый компромиссный вариант между использованием театра как метода преподавания и созданием школьного театрального кружка.

Мы постарались построить урок по этой программе в опоре на азы театральной культуры, позволяющей школьникам играть в театр, не обременяя их претензией на создание настоящего спектакля.

Нами была избрана тема урока «Жанры инструментальной музыки Югры в сценических постановках». Цель урока - использование инструментальной музыки народов Севера в сценическом искусстве.

На уроке театра школьники учатся коллективному творчеству, интеграции языков различных видов искусства, учатся переводить проблему с научного языка на образный и обратно, а при этом самостоятельно ставить и решать творческие задачи. Весь учебно-творческий процесс такого урока пронизан идеей целесообразного, логичного, последовательного, целенаправленного продуктивного действия. Это тот основной критерий, которым в конечном итоге измеряется успешность учительской и ученической деятельности. Массовость процесса всегда имеет две стороны: это свидетельство необходимости и востребованности, но это всегда и опасность выхолащивания сути.

Так или иначе, такие формы внедрения театра в практику современной российской школы, о которых мы говорили выше: социо-игровые методики преподавания школьных предметов, урок театра, и другие, - являются примерами внедрения национального музыкального театра в образовательный школьный процесс. Рассмотрим далее формы театрализации во внешкольном досуге, применение которых так же может быть связанным с решением дидактических и воспитательных задач.

Сценарий проведения данного урока см. в Приложении № 4

Школьный театрализованный праздник. Школьный театрализованный праздник является преимущественно формой досуговой деятельности. Традиции детских театрализованных праздников, как мы уже говорили, уходят корнями в глубокую древность, в обрядовую культуру. В данный момент стоит задача о сохранении и передачи традиционной культуры младшему поколению средствами театральной педагогики.

Такие праздники, как «Вороний праздник», «Медвежий праздник», тоже можно назвать театрализованным праздником, так как на этом празднике участники исполняют песни, танцы, играют в различные игры, угощаются национальными блюдами и т.д. Одним словом можно сказать происходит театрализованное действо. Но нужно отметить, что «Медвежий праздник» это священный ритуальный праздник и его празднуют в том регионе или в той деревне, где добыли Медведя. Конечно, дети тоже принимают участие, но это те ребята, которые сами являются непосредственными носителями этой культуры. А те ребята, которые побывали на «Вороньем празднике», с удовольствием принимали участие в играх, конкурсах.

Сценарий проведения данного урока см. в Приложении № 5

Внешкольный праздник может играть очень существенную положительную роль в личностном, и в частности эстетическом, развитии школьника.

Также для приобщения школьников, насколько нам известно, существуют различные кружки, детские студии, в которых дети имеют возможность развивать свои творческие способности. Например:

Детская студия «Живой ручеёк» в городе Ханты-Мансийске «Студия» - это такое место, куда дети приходят достаточно сознательно для того, чтобы их там научили национальному ремеслу и заниматься театральным творчеством. В студии дети изучают историю родного края, разучивают национальные танцы, учатся играть на музыкальных инструментах, и т.д. Этот коллектив базируется при ОО «Спасение Югры».

В «Студии» занимается несколько детских групп, и группы эти относительно стабильны. Концертная деятельность студии готовится достаточно тщательно, и показываются не единожды. Основное отличие студии от всех иных форм заключается в том, что и дети и взрослые основной своей задачей видят создание единого целого.

Сценарий проведения одного из таких занятий см. в Приложении № 6

По окончанию опытно-экспериментальной работы нами был проведен вторичный «срез», на основании которого мы могли изучить о повышении уровня сформированности знаний о музыкальной культуре народов Югры у школьников, участвующих в эксперименте.

Методика получения результатов была адекватна той, которой мы пользовались на этапе констатирующего эксперимента.

Данные с такими результатами представлены таблицей № 2

 

Таблица № 2

Уровень сформированности знаний о музыкальной культуре народов Югры. (на этапе завершения эксперимента)

ГРУППЫ Число учащ-ся

УРОВНИ В %

   

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

    Абс. % Абс. % Абс. %
ЭК 21 человек 6 28. 5 10 47. 6 5 23. 8
КГ 23 человека 7 30. 4 11 47. 8 5 21. 7

 

Как видно из результатов завершения эксперимента, учащиеся ЭК и КГ показали более высокий уровень сформированности, что свидетельствуют результаты в таблице № 2. Третья часть школьников (ЭГ - 28.5% и КГ - 30.4%), показала высокий уровень знаний о музыкальной культуре народов ханты и манси. Большинство учащихся экспериментальных групп (в ЭК - 47.6% и в КГ - 47.8%), была отнесена ко II уровню сформированности таких знаний. И лишь незначительная часть учащихся, участвующих в эксперименте, (ЭГ - 23.8% и КГ - 21.7%), показали низкий уровень знаний.

Таким образом, чтобы приобщить школьников к региональной этнокультуре, нужно обязательно в школе изучать историю нашего края, посещать различные детские студии, посещать Театр обско-угорских народов, самим изучать материал о народах Севера.

Таким образом, эксперимент подтвердил правильность выдвинутой гипотезы о том, что целенаправленная и системная реализация педагогических условий в процессе приобщения школьников к региональной этнокультуре средствами театральной педагогики приводит к заметному и эффективному росту качества музыкального образования и музыкальной культуры школьников, формируя их национальное музыкально-эстетическое сознание.



Заключение

 

. В выборе объекта анализа и преобразовательной деятельности мы исходили из характерных признаков малых этносов - народов ханты и манси, изначальной природной музыкальности и многообразия их музыкальных традиций. При этом мы глубоко осознавали, что с педагогической точки зрения, сегодня остро назрела проблема создания собственной системы национального музыкального воспитания. Мы считаем, что настоящим опытом внесем определенный задел в вакуум, сложившийся вокруг в изучения, становление и развитие системы музыкально-эстетической культуры малых народов, представителями которых в данном конкретном случае выступают аборигены из числа ханты и манси.

В данной работе нами была сделана попытка осуществить анализ программ по музыкальному воспитанию школьников, в контексте наличия в них фольклорного компонента. Проведенный анализ «Программ по музыке для общеобразовательной школы, показал, что изучение произведений народного песенного творчества в них крайне ограничено. С точки зрения исследуемой нами проблемы, в данных программах хотелось бы видеть более объемную подборку такого материала. К сожалению, анализ материалов (планов, отчетов и т.д.) показал, что проблема освоения музыкального фольклора в школах нашего региона также не носит целенаправленного и системного характера.

Поэтому мы сочли необходимым внедрение в современную музыкальную педагогику таких программ по музыкальному воспитанию детей, которые бы содержали новую идеологию общего музыкального образования, включающие в себя приобщение школьников к региональной этнокультуре.

. в процессе исследования с целью выявления сущности, исторических корней и характерных черт музыкальной культуры народов Югры мы обратились к литературным источникам, в частности в фольклорный архив Научно-исследовательского Института Угроведения.

Исследования данной проблемы осуществлялось в направлениях: инструментальная музыка народов Севера, ее жанры и исполнители; музыкально-песенный фольклор народов Югры, его особенности и классификация; традиционный музыкальный инструментарий народов Югры.

Одной из характерных черт музыкальной культуры народов Севера является утрата ее этнической специфики в результате обрусения и тюркизации; отсутствие до 80-х годов XX столетия среди хантов и манси профессиональных музыкантов; наличие своих отличительных принципов интонирования у каждого из народных инструментов; тематическая связь инструментальных наигрышей с мифологическими образами; классификация музыкального фольклора по десяти видам, девять из которых - песни; многожанровость, одноголосность и импровизационная природа песенного творчества; наличие личных песен; обращение к речитативному пению, оставляющему простор свободе высказывания; особенность ладового колорита, ритмического рисунка и пентатонической основой; особая типология инструментальных наигрышей и т.д.

Подробное рассмотрение сущности и характерных черт музыкальной культуры народов Югры обусловлено нашим стремлением ее внедрения в образовательный процесс начальной и средней школы.

. В процессе работы над темой мы осуществили попытку составления собственной программы по музыкальному воспитанию школьников. При этом нами были взяты за основу все лучшие художественно-творческие виды, формы и методы работ, используемые в традиционных программах.

В соответствии с гипотезой исследования, ведущим аспектом приобщения школьников к этнокультуре региона выступили средства театральной педагогики с ее богатыми возможностями.

4. Педагогическими условиями использования возможности театра, и в целом театральной педагогики выступили:

выбор классификации видов театральной деятельности направленных на приобщение учащихся к традиционной культуре народов Югры;

подготовка детей к просмотру спектакля, ознакомление их с содержанием спектакля, наконец, его творческое обсуждение;

придание такому обсуждению характера коллективного явления, способствующего выявлению и нейтрализации негативных эмоций, снятие страха перед непониманием произведения театрального искусства, а также помогающего школьнику наладить внутренний диалог с образами конкретного обсуждаемого спектакля и как результат этого - сформировать у подростка позитивную установку на посещение следующего спектакля;

обращение во время обсуждения спектакля к театральным методикам способствующим приданию дискуссиям непринужденного характера (к примеру см. методику «Шапка вопросов» А.П. Ершова и В.М. Бутакова) и позволяющим подростку вывести на вербальный уровень диалог с другими зрителями, который на невербальном уровне происходил во время спектакля.

В качестве рекомендаций по дальнейшему совершенствованию музыкально-эстетического воспитания детей и юношества нами предлагается система предполагающая усвоение традиционной музыкальной культуры, опирающаяся на урочные и внеурочные виды деятельности, с успехом прошедшая апробацию в данной экспериментальной работе.

Компонентами этой системы выступают следующие виды театрализованной деятельности: а) урочные - урок-введение, урок-концерт, урок-путешествие, урок-спектакль, урок театра в школе, школьный театрализованный праздник; б) внеурочные - встреча с ансамблем национальной музыки, посещение детской танцевальной студии, посещение музыкальных спектаклей и национального театра Югры, посещение музея «Торум Маа».

Таким образом, эксперимент подтвердил правильность выдвинутой гипотезы о том, что целенаправленная и системная реализация педагогических условий в процессе приобщения школьников к региональной этнокультуре средствами театральной педагогики приводит к заметному и эффективному росту качества музыкального образования и музыкальной культуры школьников, формируя их национальное музыкально-эстетическое сознание.



Библиография

 

1. Актер. Персонаж. Роль. Образ. Л., 1986. - с. 139.

2. Алиев Ю.Б. Программа «Музыка 1- 8 классы». - М., 1993.

3. Амонашвили Ш. Как живете, дети? М., 1986. - с. 174.

4. Амонашвили Ш.А. Размышления о духовной педагогике. М.,1996. - 494с.

5. Арнольдов А.И.Человек и мир культуры: Введению в культурологию. - М.: Изд-во МГИК, 1992.

6. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей. Сб.: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л., 1973.

7. Бабушкин Ю. Театр в художественном развитии школьника // Симпозиум «Актуальные проблемы организации, экономики и социологии театра», М., 1972. - с. 13-25.

8. Белинский В.Г. Избр. пед. соч. - М., 1982.

9. Восприятие изобразительного искусства школьниками.: Сб. науч. трудов. - М.: Изд-во АПН СССР, 1988. - с. 130.

10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. - М., 1991.

11. Герцен А.И., Огарев И.П. О воспитании и образовании. - М., 1990.

12. Головнёв А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. - Екатеринбург, 1995.

13. Городисская С., Беляцкий А. Театр для детей. - Харьков, 1926.

14. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1989.

15. Давыдов Ю. Социальная психология и театр // Театр. 1969. №12. - с. 27-39.

16. Дадамян Г. Социально-экономические проблемы театрального искусства. М., 1982.

17. Деятельность театров: театр и дети. Аналитический обзор. Министерство культуры Российской Федерации, Российский институт культурологии, Главный информационно-вычислительный центр. М. 2001 г. - с. 96.

18. Добролюбов Н.А. Избр. пед. соч. - М., 1986.

19. Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы. - Красноярск, 1999. - с. 221.

20. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или режиссура поведения учителя. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М., 1998. - с. 336.

21. Искусство в современном мире // Под ред. Л.Г. Лазаревой. - Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2005.

22. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. - М., 1984.

23. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. - М., 1986.

24. Канисто А. Статьи по искусству обских угров / Перевод с немецкого Н.В.Лукиной. - Томск: Издательство Том. Ун-та,1999.

25. Коган Л.Н. Социология культуры. М., 1995 г.

26. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.,1984.

27. Козлова И.С. Театральные технологии в воспитании и образовании // Эстетическое воспитание. Опыт, проблемы, перспективы. Ежегодник ИХО РАО. М., 2002 - с. 291-296.

28. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. - М.,1987.

29. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Васюганско-ваховские ханты. - Томск, 1977.

30. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Материалы по фольклору хантов. - Томск, 1978.

31. Куприянова Л.Л. Программа «Музыкальный фольклор 1 - 4 классы». - М., 1992.

32. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. - М., 1991.

33. Мальцева Э.И. История изучения мансийского фольклора отечественными исследователями. Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2000.

34. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.

35. Межуев В.М. Культура и история. - М., 1977.

36. Мифология хантов /В.М. Кулемзин, и другие / Научн. ред. В.В. Напольских Томск: Издательство Том. Ун-та, 2000.

37. Музыка и танец в культуре обско-угорских народов // Под. Ред. Н.В.Лукиной. М.90. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2001.

.   Народы Севера Западной Сибири./ Под. Ред. Н.В.Лукиной, Томск. Изд-во Том. Ун-та, 1998. Вып.5.

39. Никитина А.Б., Тюханова Е.Л. Интегративный курс «Театр». История про театр. Кн. 1: Любите ли вы театр?: Метод. пособие для учителей. - М., 1995. - с. 105.

40. Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: В 2-х т. - М., 1981.

41. Печко Л.П. Современные концепции эстетического воспитания. - М., 1998.

42. Популярная энциклопедия школьника «Арктика мой дом» в трёх томах. Книга первая «Народы Севера Земли» М., Северные просторы 2001.

43. Программа Г.С. Ригиной «Музыка для детей» 1 - 3 классы. - М., 1998.

44. Программы средней общеобразовательной школы. Начальные классы. Москва «Просвещение», 1986.

45. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей: Избр. тр. в 2-х т. - М., 1985. - т. 1

46. Тойнби Арнольд Джосеф «Постижение истории». М., 1991.

47. Толстой Л.Н. Пед. соч. - М., 1989.

48. Торшилова Е.М., Большаков В.Ю. Интеллектуальная и эстетическая одаренность: теория и диагностика. - М. Магистр, 2000.

49. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3 - 7 лет. Теория и диагностика. - Екатеринбург, Деловая книга, 2001(2-е издание).

50. Усов Ю.Н. Основы эстетического воспитания. Пособие для учителя // Ред. Н.А. Кушаев. - М., 1986.

51. Ушинский К.Д. Пед. соч.: В 2-х т. - М., 1974.

52. Хазова М.В. Фольклор-музыка-театр - М., 1999г.

53. Хейки Сильвет. Инструментальная музыка обских угров (хантыйские наигрыши на лире). Таллин,1991.

54. Чернышевский Н.Г. Избр. пед. соч. - М., 1983.

.   Шейкин Ю.И. Инструментальная музыка Югры. Методическое пособие по курсу народного творчества для студентов ТКФ и ФНИ муз. Вузов. Новосибирск,1990.

.   Юсов Б.П. О направлениях художественного воспитания детей в зарубежных странах. - В кн.: Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников. - М., 1973.

.   Ялалов Ф.Г. Национально-региональный компонент образования: этнометодологический подход, «Начальная школа». - М., 2001г. №2.



Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: