Анкета на выявление знаний, о музыкальной культуре народов Югры

1. Название и № школы, в которой Вы учитесь?____________________

. Место нахождения школы? __________________________________

. В каком классе Вы учитесь?__________________________________

. Ваш пол?________________________________________________

 

5. Ходите ли Вы в музыкальную школу? 1. Да. 2. Нет.
6. На каком музыкальном инструменте Вы обучались? 1. 2.
7. Нравится ли Вам предмет «Музыка»? 1. Да. 2. Нет. 3. Не очень нравится. 4. Не знаю.
8. Изучаете ли Вы на этом предмете о музыкальной культуре народов Севера? 1. Да, очень углубленно. 2. Да, но мало. 3. Очень кротко. 4. Вообще не изучаем.
9. Что бы Вы из этого раздела хотели изучать дополнительно? 1. Историю происхождения народов Севера. 2. Музыкальные инструменты народов Югры. 3. Я ни чего не хочу изучать о культуре ханты и манси.
10. Знаете ли Вы о том, что изучается в Вашей школе углубленный курс о музыкальной культуре народов ХМАО? 1. Есть. 2. Нет. 3. Проводят обычные занятия по музыке.
11. Еще учась в школе, хотели бы Вы овладеть каким-нибудь национальным музыкальным инструментом? 1. Мне это не нужно. 2. Если только для общего развития. 3. Да мне это пригодится. 4. Я хочу научиться играть на этих инструментах.
12. Какие музыкальные инструменты народов Югры Вы знаете, назовите их? 1. 2. 3. 4.
13. Если есть возможность научиться ремеслу народов Севера, то чему именно Вы будете учиться? 1. Играть на музыкальном инструменте. 2. Танцевальному искусству. 3. Вышивание бисером или на сукне. 4. Мне это не пригодится.
14. Знакомы ли Вы с теми людьми, которые знают музыкальную культуру хантов и манси? 1. Знаком (а), но хотелось бы поближе познакомиться. 2. Немного знаком по рассказам родителей. 3. Знаком из истории ХМАО. 4. Не знаком.
15. Есть ли в нашем городе места, где можно было бы поближе познакомится с традициями народов Севера? 1. Все, что мне нужно знать - имеется. 2. Необходимое в городе есть. 3. Туда трудно попасть. 4. Там просто не интересно.
16. В нашем городе есть Театр обско-угорских народов, какой спектакль Вы посетили? 1. 2.
17. Из чего состоит устное творчество у народов Севера? 1. 2. 3. 4.
18. Жанр - песня, разделен на две группы, напишите их? 1. 2.
19. Кого из исполнителей музыкального фольклора Вы знаете? 1. 2. 3. 4.
20. Какие национальные творческие коллективы Вы знаете, можете их назвать? 1. 2. 3.
21. Напишите, какие праздники проводится в Ханты-Мансийске, связанные с народами ханты и манси? 1.
22. Свои пожелания и предложения?  

 



Приложение 2

План-конспект урока

Тема урока «Музыкальная культура народов Югры и разновидности музыкальных инструментов».

Цель урока: Познакомить школьников с историей ХМАО и воспитать интерес к музыкальной культуре народов Севера.

План урока:

Организационный момент.

Ход урока.

1. Национальная культура народов ханты и манси.

2. Разновидности национальных музыкальных инструментов.

.   Исполнители-музыканты среди народов ханты и манси.

Заключение.

Здравствуйте ребята!

Скажите, пожалуйста, от каких слов произошло название нашего города?

Правильно. Но еще раньше наш город назывался Остяко-Вогульск потому, что ханты были остяками, а манси - вогулами.

А какой праздник будут отмечать 10 декабря этого года?

Совершенно верно «75 лет Ханты-Мансийскому автономному округу».

Во всем мире сейчас возникает колоссальный интерес к различным этническим культурам и языкам малых народов, которые создают многоцветье цветущего луга в мировом культурном пространстве. Народы не бывают малыми или большими, каждый народ объёмен и богат по сути своей и несёт мощный энергетический потенциал собственной индивидуальности.

История нам говорит о том, хотя на самом деле так оно и есть, ханты и манси - это лесной народ, оленный народ. Издревле они занимались охотой и рыболовством. Вся жизнь их от рождения до смерти происходила в общении с духами и богами. Что же отвечают им духи? Что им посылают боги?

Рыбу и зверя, оленя и птицу.

А еще они дарят детей. Ребенок - высший дар богов. Птица счастья приносит божественный подарок тому, кто действительно молится, ждет и надеется.

Мужчина ловит рыбу, охотится и играет на музыкальном инструменте. Женщина хранительница очага, растит детей и танцует.

Все в этом мире осмысленно и гармонично. Жизненный круг завершился. Сакральное путешествие по генетической памяти предков обрело смысл и отразилось в космическом пространстве Вселенной.

На самом деле музыкальная этнография располагает сведениями о существовании двадцати семи фоноинструментов у хантов и восемнадцати у манси. Но к сожалению многие инструменты уже забыты, на сегодняшний день мы можем сказать, что реально существует около десяти видов музыкальных инструментов и у хантов и у манси вместе, такие как: сангквылтап, нарсь-юх, тумран, панын-юх, бас-сангквылтап, нынь-юх, бубен, журавль.

Нарсь-юх - специфический мужской инструмент. В прошлом он использовался не столько для развлечения, сколько выполнял определенные культовые функции. До недавнего времени было известно только о сопровождении им песен и плясок-пантомим во время Медвежьего праздника.

Для народа манси известны два вида струнных инструментов: щипковый и смычковый. Мансийским вариантам хантыйского музыкального инструмента нарсь-юх, является самый распространенный, известный различным группам манси, музыкальный инструмент - сангквылтап .

Сангквылтап - похож на форму охотничьих лыж и на облас (лодку). На нем натянуто пять струн, которые извлекают звуки различных мелодий.

Торопь-юх - исключительно мужской музыкальный инструмент. Играют на нем сидя, поджав ноги «по-турецки» или вытянув их, поставив инструмент перед собой (головкой вперед) прямо или чуть наклонив.

Струны перебираются левой рукой, а пальцами правой аккомпанируют на нижних струнах одним большим пальцем.

Еще один вид струнно-щипковых инструментов ханты «кай-кумца»- это инструмент «типа балалайки» выдолбленным внутри, вытянутым под треугольным корпусом, составляющим одно целое с шейкой. Корпус закрывает дека с круглым резонаторным отверстием. Шейка заканчивается чуть отогнутой назад головкой с двумя колками и одним сквозным отверстием. На границе головки и шейки имеется верхний порожек с тремя зарубками. Это дает возможность считать инструмент трехструнным. Смычковые инструменты хантов известны в двух разновидностях. Одна из них двухструнный нынь-юх, также хум-юх и кач. Этот инструмент до сих пор сохранился в музыкальном быту рек Пим и Юган. Для нынь-юх характерен овальный, выдолбленный внутри корпус, составляющий одно целое с шейкой и закрытый сверху наклеенной декой. Корпус удлиняет выступ на переднем конце, очертания которого повторяет дека. На деке имеются резонаторные отверстия и закреплена высокая подставка для струн. Две струны из конского волоса нижними концами прикреплены к кожаной петле, надетой на выступ спереди. Верхние натянуты на колки головки, оформленной на конце шейки. Смычок прямой или в виде лучка с натянутым конским волосом. Натяжение струн регулируется тремя пальцами правой руки, вставляемыми в смычок. Современные образцы бывают усовершенствованы за счёт ладов, нанесенных краской на гриф.

Играют на нынь-юхе, в положении полулёжа, положив его на живот и слегка зажав ногами. Инструмент рассчитан на камерное исполнение, обычно по вечерам, при небольшом числе слушателей.

Как у большинства народов Евразии, так и обских угров бытовал Варган или у народов ханты и манси Тумран. Это губно-язычковый щипковый инструмент, изготовленный из ноги оленя. Кость вываривается, вырезается. Форма инструмента не сложна: это тонкая примерно1,5мм, пластина длиной от 10 до 15см и шириной в среднем1,5см, в который сделана прорезь, образующая язычёк. У основания язычка делается отверстие, сквозь которое продевается нить-петля. Петля помогает фиксировать запястье, пальцы при этом сжимают край инструмента. На кончике язычка закреплена другая нить, которую дёргают в нужном ритме, - это источник колебаний. При игре Тумран прижимается к губам так, чтобы язычок свободно колебался между губами.

Если говорить о носителях культуры, музыкантах - исполнителях национальных мелодий, песен и танцев, некоторых из названых ниже уже нет в живых, но их имена будут вечно жить, это А.Г. Гришкин, Г.Н. Сайнахов, В.И. Юдин, К.П. Лончаков, А.В. Бахтияров, П.И. Юхлымов, К.В. Новьюхов, А.А. Ангашупов, М.К. Волдина, М.С. Мерова, З.Н. Лозямова и другие.

З.Н. Лозямова - мастерица, она шьет традиционную одежду. Умеет готовить национальную пищу. Одним словом - мастер на все руки.

М.С. Мерова - исполнительница традиционных танцев, в совершенстве владеет техникой движений.

М.К. Волдина - сказительница, исполнительница песен, танцев и даже может исполнить мелодию на березовом листе.

В.С. Меров - профессиональный музыкант, исполняет мелодии на различных музыкальных инструментах, о которых мы говорили ранее. И многие, многие другие исполнители и носители традиционной культуры народов ханты и манси.

На этом мы с вами закончим знакомство с музыкальной культурой народов ханты и манси, а на следующих уроках будем изучать подробнее о музыкальной культуре народов Севера.

До свидания!



Приложение 3

План-разработка внеклассного занятия

Тема: «Путешествие по земле Югры».

У: Ребята, сегодня мы с вами посетим зимнее национальное стойбище, в котором вы увидите жителей разных регионов нашей сибирской земли и убедимся, что именно культура народов ханты и манси необычна, похожа друг на дружку своими обычаями, обрядами, традициями.

А теперь мы с вами заглянем в чум казымских ханты и посмотрим, как они живут? (Посещение чума)

Ребята, сейчас мы с вами зайдем в мансийский чум. В этом чуме живут Пелымские манси, которые проживают на реке Ивдель и Пелым, в Свердловской области. Вероятно, что у них свои традиции и обряды так, как эти люди живут достаточно далеко от нас. (Посещение чума)

Вот мы приближаемся к чуму, в котором проживают Саранпаульские манси, у которых мы с вами узнаем, чем же отличается их культурные традиции от Пелымских манси. (Посещение чума)

И в заключении мы зайдем в чум к Среднеобским ханты. Это те люди, которые поселились по вдоль реки Обь. И конечно же у них есть и свои традиции. (Посещение чума)

Детям рассказывали про носителей культуры. Про богов, охраняющих домашний очаг, про богиню леса, «Мисне», про верховного бога «Торум», и т.д. Также детям представилась возможность узнать, что в семье есть свои законы и правила, например, еду готовит только женщина так, как она является хозяйкой в доме. Добычу добывает только мужчина, а так же заготавливает дрова на зиму и вообще всю тяжелую работу всегда должен делать мужчина. И еще много других правил. Затем ребята услышали различные мелодии, и хантыйские, и мансийские. Ребята увидели, как в жизни танцуют жители Севера. И на последок дети все прокатились на оленьей упряжке.



Приложение 4

План-конспект урока

Тема урока: «Жанры инструментальной музыки Югры в сценических постановках».

Цель урока: Использование жанров инструментальной музыки народов Севера в сценических мини-постановках.

Здравствуйте ребята!

У: Сегодня мы с вами попытаемся придумать музыкальное сопровождение к нашей сказке «Мышонок и Медведь».

Давайте, сначала определим характеры этих животных?

Мышонок - маленькой, хрупкое животное. Значит можно сказать, что мышонок добрый.

Медведь - большой, хищный зверь. Он может напасть даже на человека.

Но у нас в сказке все происходит по-другому. Медведь сначала был добрый, пока случайно не съел мышонка.

Итак, в начале сказки, какая должна звучать музыка?

Правильно, музыка должна быть веселой, легкой, а значит, здесь мы используем мелодию «Совыр союм и шеркальские куреньки». Это веселая мелодия, в которой характеризуется северная природа.

На мышонка нам нужна мелодия тоже легкая, но так как нет мелодий конкретно про мышонка, мы возьмем мелодию «Крыса водяной зверь», эти животные почти одинаковые.

Также мышонок исполнит песню в этой сказке, она называется «Ай вой икиен, икиен»

А кто мне скажет, какую мелодию нужно для Медведя?

Конечно же тяжелую, медленную. И я предлагаю взять мелодию «Пупи як». Эта мелодия звучит в низком регистре, что подчеркивает характер медведя.

В конце сказки нужна плясовая мелодия для медведя, который празднует победу над мышонком. А мелодия так и называется «Медведь пляшет».

Ну вот, мы подобрали основное музыкальное сопровождение для нашей сказки. По ходу репетиций мы с вами будем подбирать еще другие мелодии для фона.

А сейчас мы закончим наше занятие на такой хорошей, веселой ноте.

Пояснение

Это первое занятие по подбору музыкального материала для постановки сказки, поэтому на этом занятии учитель с учениками совместно подбирают музыку, распределяют роли, даются тексты песен, и обдумывают, какие у них будут костюмы.



Приложение 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: