Формирование эмоционально-волевой устойчивости и волевых качеств в учебно-воспитательном процессе

Эмоции - Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека. В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо. Понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности. Филогенетически наиболее древними являются переживания удовольствия и неудовольствия. Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления.

Чувства - это еще один вид эмоциональных состояний. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо. Другим различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства - с социальной сферой. Чувства отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам.

В общении преподавателей и студентов появляются разнообразные эмоции и чувства, уверенность в ценности изучаемого предмета, любовь к нему, увлеченность познанием и т. д. Внимательность и уважение к студенту со стороны преподавателя пробуждают его лучшие чувства, повышают эмоциональную восприимчивость к замечаниям и указаниям, готовность поддаваться воспитательным влияниям. И наоборот, равнодушие, высокомерие преподавателя может вызвать у студента отрицательные чувства. Недопустимо запугивание студента, которое подавляет чувство чести, достоинства, уверенности в своих силах.

Преподавателю следует подходить к положительному отношению учащихся к учебной деятельности как к постоянно развивающемуся явлению. Происходит постоянное взаимное влияние мотивационных и эмоциональных моментов обучения. В целом мотивационная сфера обучения определяется по крайней мере следующими моментами: - характером самой учебной деятельности учащихся, развёрнутостью и зрелостью её структуры, сформированностью её компонентов, взаимодействием в ходе обучения с другим человеком; - смыслом обучения для каждого учащегося (ценностными ориентациями ученика); - характером мотивов обучения; - зрелостью целей; особенностью эмоций, сопереживающих процесс обучения. Соотношение всех этих сторон мотивационной сферы обнаруживается для учителя в виде интересов учащихся. Интерес поэтому выступает как важная личностная характеристика учащегося и как интегральное познавательно-эмоциональное отношение учащегося к обучению.

В процессе воспитания воли у учеников преподавателю необходимо учитывать возрастные особенности воли детей. Важным фактором в воспитании воли у ученика является совместная работа в коллективе. Ученик подражает лучшим в коллективе, старается не отстать от коллектива, стремится воспитать у себя те волевые качества, которые особенно ценятся в коллективе

Положительные результаты в воспитании воли у учащихся дают рассказы о героях, проявивших решительность, мужество, смелость, героизм. Благоприятные условия для преодоления трудностей, а значит, и для развития воли создают занятия физкультурой и спортом.

Формирование настойчивости и целеустремленности. Положительную роль в воспитании настойчивости и целеустремленности играют значимые цели и осознание долга и ответственности за порученное дело. Самое главное - научить ребенка не прекращать целенаправленных усилий при возникновении препятствий

Соблюдение принципа доступности. Целеустремленность поддерживается достижением поэтапных целей. Использование эффекта соперничества. В определенные моменты учебного процесса для поддержания целеустремленности и повышения настойчивости целесообразно использовать эффект соперничества. Воспитание дисциплинированности. Успех воспитания дисциплинированности зависит от того, насколько точно сформулирован и доступен для понимания перечень предъявляемых человеку требований. Развитие самостоятельности. Развитие решительности.

Проблема осуществления индивидуального подхода в образовательном процессе в условиях профессиональной школы с учетом свойств личности (темперамента, характера, направленности, способностей)

Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волевую стороны ее поведения и деятельности.

Роль темперамента в учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями.

Направленность личности - это система побуждений и ценностных ориентаций, которая определяет избирательное отношение и активное поведение т.е. направленность, по сути, устойчивая система мотивов, ориентирующей жизнедеятельность личности. Причем, в зависимости от ситуации, система может быть ведущей и сопутствующей. В целом, определяя направленность личности, мы узнаем, что она сделала в своей жизни, что собирается сделать и как хочет достигнуть этого. Морально-этическая направленность состоит в высокой морально-этической зрелости. Люди с этим господствующим побуждением все события отодвигают, поступки товарищей и др.. пропускают сквозь моральные категории, стремятся оказывать все по закону, ценят таких лиц. Профессиональная направленность личности проявляется в активном и устойчивом стремлении заниматься определенной профессиональной деятельностью, совершенствоваться в ней. Это люди, которые в своей жизни на первый план ставят профессию.

Бытовая направленность проявляется в материальных, семейных, а также индивидуальных стремлениях.

Когнитивный стиль - это относительно устойчивые процессуальные особенности познавательной деятельности, которые характеризуют своеобразие способов получения и переработки информации, используемых субъектами познавательных стратегий, а также способов воспроизведения информации и способов контроля. Таким образом, когнитивные стили характеризуют типические особенности интеллектуальной деятельности.

Полезависимость - поленезависимость. Таким образом, когнитивные стили полезависимости - поленезависимости отражают особенности решения перцептивных задач. Полезависимость характеризуется тем, что человек ориентируется на внешние источники информации и поэтому в большей мере испытывает влияние контекста при решении перцептивных задач (например, вычленении фигуры из фона), что создает ему большие трудности. Поленезависимость связана с ориентацией человека на внутренние источники информации, поэтому он в меньшей степени подвержен влиянию контекста, более легко решает перцептивные задачи.

Рефлексивность - импульсивность. Для рефлексивных людей, напротив, характерно замедленное реагирование в такой ситуации, решение принимается на основе тщательного взвешивания всех «за» и «против».

Ригидность - гибкость познавательного контроля. Этот стиль связан с легкостью или трудностью смены способа деятельности или переключения с одного информационного алфавита на другой.

Узкий - широкий диапазон эквивалентности. Эти когнитивные стили показывают индивидуальные различия в масштабе, который используется человеком для оценки сходства и различия объектов.

Толерантность к нереалистическому опыту. Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) означает терпимость, снисходительность к чему-либо.

Когнитивная простота - когнитивная сложность. Теоретической основой данных когнитивных стилей является теория личностных конструктов Дж. Келли. Выраженность того или иного стиля определяется мерой простоты или сложности системы личностных конструкций при интерпретации, прогнозирования и оценки действительности на основе определенным образом организованного субъективного опыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: