Формулирование запроса

в виде психологической проблемы

ü Аддиктивное поведение

Консультативные гипотезы

ü Новая зависимость помогает избавиться от проблем, как от «старых» (то есть от проблем, которые были до возникновения первой зависимости), так и от «новых» (которые появились после прекращения употребления)

Вопросы и методики

для проверки консультативных гипотез

ü Как вы считаете, зачем вы начали употреблять таблетки (наркотики, алкоголь)?

ü Что мешает вам этого не делать?

ü Что получаете вы в результате ваших действий, какую выгоду приносит вам употребление таблеток, алкоголя, наркотиков?

Способы оказания воздействия

Работа психолога-консультанта заключается и в просветительской работе: клиенту следует объяснить, что механизмы действия ПАВ сходны, что часто наркотические срывы происходят в состоянии алкогольного опьянения, когда в химически зависимого человеке «просыпается» больная личность, – личность наркомана, когда измененное сознание не в силах придерживаться законов логики. В этом случае психолог может рекомендовать чтение антинаркотической литературы (библиотерапия): Джек Лондон «Джон Ячменное зерно», например, написание сочинений на противонаркотические темы, противонаркотическую работу.

 

E) ЛИЧНОСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Часто злоупотребление алкоголем и наркотиками связано с низкой самооценкой и большим самолюбием (болезненное самолюбие – это один из способов защиты личности от саморазрушения), поэтому значительная часть работы психолога-консультанта должна быть направлена на выработку адекватной самооценки, Я-концепции, уровня притязаний, понижение тревожности, снижение мотивации готовности к риску, выработку уверенности в себе и т.д.

Химически зависимый человек принимает любые советы родных или старых друзей «в штыки», с раздражением и обидой. Любые слова в его адрес воспринимаются, как оскорбление чувства его достоинства и самолюбия. Личность начинает прятаться от реальной жизни в позу обиженного всеми и никем не понятого человека. «Всеми обиженный» алкоголик или наркоман очень легко убеждает себя в том, что только наркотическая среда его понимает, что только в ней он чувствует себя человеком.

Он возвращается в компанию наркоманов или алкоголиков изначально не для того, чтобы принять наркотик, а для того, чтобы пообщаться с людьми, которые «все понимают» и не давят на его самолюбие.

Характер запроса со стороны клиента

ü Я никчемный человек, мне только и остается, что употреблять наркотики, алкоголь, таблетки.

ü Меня никто не любит, я никому не нужен, поэтому я употребляю наркотики, алкоголь, таблетки.

ü Я так ничего в жизни и не достиг.

ü Я испытываю постоянную тревогу.

ü Меня так воспитали, вот я и пью, колюсь.

ü Меня никто не понимает.

 

Формулирование запроса

в виде психологической проблемы

ü Клиент хочет обрести самоценность

ü Клиент хочет быть нужным

ü Клиент хочет достичь в жизни определенных успехов

ü Клиент хочет снизить уровень испытываемой тревоги

ü Клиент хочет переложить ответственность за свое поведение на родителей

Консультативные гипотезы

ü Низкая самооценка

ü Высокий уровень притязаний

ü Высокая тревожность

ü Непринятие ответственности за свои поступки

 

Вопросы и методики

для проверки консультативных гипотез

ü Методика на определение уровня самооценки Дембо-Рубинштейн, Реана

ü Вы действительно никому не нужны?

ü Методика на определение уровня притязаний Гребачевского, Хоппе

ü Вы действительно ничего в жизни не достигли? Ничего не сделали из того, что бы хотелось?

ü Методика на определение уровня тревожности Спилбергера, самооценка психических состояний по Айзенку

ü Вас учили пить в семье? А как это происходило?

ü Вас поощряли к выпивке, наркотикам?

Способы оказания воздействия

При данных запросах психолог-консультант может работать с клиентом с помощью экзистенциальных методов консультирования, может использовать следующие техники: ролевая игра, моделирование, когнитивно-поведенческое консультирование, логотерапию Франкла и др.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: