Описание и анализ опытной работы по развитию познавательной деятельности младших школьников

С целью проверки выдвинутой гипотезы нами был проведен формирующий эксперимент. Педагогический эксперимент проводился в третьих классах на базе Урицкой средней школы с февраля по май 2009 года. Для получения объективных данных данные сравнивались с контрольной группой. Экспериментальным был определен 3 "А" класс, контрольным - 3 "В" класс данной школы.

В количественном соотношении классы равны: наполняемость класса - 25 человек. В контрольном классе учебный процесс осуществлялся традиционно, а в экспериментальном классе обучение строилось на творческой основе, то есть применялись творческие задания, создавалась творческая атмосфера. На первом этапе большее внимание уделялось развитию познавательных процессов и положительной мотивации к творческой деятельности; на втором акцентировалось внимание непосредственно на развитие умений, обеспечивающих успешность самостоятельной творческой деятельности. К таким умениям относим: умение видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать предметы по одному из признаков, наблюдать, делать выводы, доказывать и защищать свои идеи.

На третьем этапе шла работа по закреплению и развитию вышеперечисленных умений. На уроках работа проводилась в соответствии с типовой учебной программой, целями и задачами урока, одной из которых являлась развитие познавательной деятельности. Дополнительно к основным заданиям, размещенных в учебниках использовались специально подобранные задания, направленные на развитие творчества у учащихся. Первый блок заданий представлен задачами, развивающими познавательные процессы (мышление, воображение, память).

Второй блок заданий - это задачи репродуктивного, эвристического и творческого характера. Необходимо отметить, что важным условием работы является стиль общения учителя с учениками и учащихся между собой. В процессе работы мы старались организовать на уроках атмосферу сотрудничества и доброжелательности. Приведем примеры некоторых заданий, предлагаемых учащимся на уроках.

Так, на уроке литературного чтения после изучения раздела "Чудес и тайн на свете много" детям было предложено задание "Посмотрите на мир чужими глазами" - это задание на развитие умения видеть проблему. " В третьем классе просто "эпидемия" - все играют в космических пришельцев"…" Задание: Продолжи рассказ несколькими способами. Например, от лица учителя, родителя, ученика, пришельца. Аналогичных рассказов можно придумать множество, цель учить смотреть на одни и те же события с разных точек зрения. "Составьте рассказ от имени другого персонажа". Задание детям: представьте, что вы на какое-то время стали ветром, столом, камешком на дороге, животным, учителем. Опишите один день из вашей воображаемой жизни. При выполнении этого задания надо поощрять самые изобретательные, оригинальные идеи, поворот сюжета, свидетельствующий о проникновении в новый непривычный образ. Вариант задания может быть таким: "Составьте рассказ, используя заданную концовку". Оцениваем логичность и оригинальность изложения. "Сколько значений у предмета" (по Дж. Гилфорду). Детям предлагается хорошо знакомый предмет с известными свойствами (кирпич, карандаш и т.д.). Задание: найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но реального применения предмета. При изучении раздела "Что за прелесть эти сказки" на уроках литературного чтения применяли методику, разработанную И. Вачковым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: