Школа конструктивно-географических исследований на базе геосистемной парадигмы. 60-70-е годы XX века

Школы была создана на основе института географии АН СССР. Ее основатели Инокентий Петрович Герасимов, Владимир Сергеевич Преображенский, Алексей Александрович Минц, Игорь Валерьянович Комар.

Развитие общества в эпоху научно-технической революции поставило перед географией новые задачи более тесного участия в оптимизации окружающей среды и рационализации деятельности общества. «Географы теперь, - отметил Герасимов, - должны охватить сферу деятельности многих отраслей хозяйства, вооруженных новейшей техникой, в их общем взаимодействии, последствия действия которых вызывают изменения многих компонентов природы на территории обширных и разнообразных районов.

По мнению И.П.Герасимова основу конструктивной географии составляют «исследования по разработке проблем планомерного преобразования природной среды с целью эффективного использования естественных ресурсов».

Вклад школы заключается в разработке методических подходов к всестороннему геосистемному анализу территории: принцип ландшафтно- географического обеспечения проектов народно-хозяйственного развития в условиях НТР.

Главными трудами школы стала многотомная серия монографий под общим названием «Природные условия и естественные ресурсы СССР» (1968-1972), а также проведены исследования динамики населения и расселения, процессов урбанизации и т. д.

Школа получила развитие в институте географии АН СССР, ИГ СО АН СССР, МГУ, ЛГУ. Ее последователями стали: Владимир Михайлович Котляков, Людмила Ивановна Мухина, Генриэтта Алексеевна Приваловская, Виктор Борисович Сочава, Кирилл Петрович Космачев, Валерий Сергеевич Михеев, Юрий Петрович Михайлов, Татьяна Васильевна Звонкова, Юрий Гаврилович Симонов, Кирилл Николаевич Дьяконов, Алексей Юрьевич Ретеюм, Aнатолий Григорьевич Исаченко, Bладимир Сергеевич Жикулин, и др.

Направление эколого-географических исследований современных ландшафтов. 80-90-е годы XX века.

Школа возникла на основе института географии АН СССР, МГУ, ЛГУ, ИГС и ДВ СО АН СССР и др.

Основатели школы Николай Петрович Герасимов, Виктор Борисович Сочава, Николай Федорович Реймерс, Владимир Сергеевич Преображенский, Владимир Михайлович Котляков.

«В последние десятилетия XX и в начале XXI вв. в связи с быстрым изменением социально-экономической обстановки и научно-техническим прогрессом произошло расширение и углубление задач, стоящих перед географией как комплексной наукой, изучающей Землю во всем ее многообразии.

Изучение сложных природно-антропогенных ландшафтов с использованием системного подхода предполагает наличие целой совокупности географических, экологических и иных методов исследования. Среди них приоритетное значение имеют эколого-географический анализ, завоевывающий в последние годы все более устойчивые позиции, а также комплексное районирование как способ членения территории на основе дифференциации и интеграции.

Отметим то, что одной из важных задач эколого-географического анализа является определение динамики, тенденций изменения и устойчивого состояния природных комплексов и их компонентов, а также своевременное проведение адекватных мероприятий по устранению негативных процессов с учетом требований ландшафтно-экологического благоустройства территорий.

Свой вклад школа внесла создав методику оценки экологического состояния отдельных территорий и факторов возникновения экологических проблем (экодиагностика); географический принцип выявления экологических проблем и ситуаций регионального уровня на базе геосистемного анализа.

Главным трудом школы являются издания «Географическое прогнозирование природоохранных проблем», «География экологических ситуаций (экодиагностика территории)», «Экологическая география России», «Интегральное экологическое районирование», «Географическое обоснование экологических экспертиз», «География России (эколого-географический анализ территории)», «Структура и динамика геосферы», «Концептуальная экология», «Геоэкология», «Концептуальные основы геоэкологии».

Школа получила развитие при институте географии РАН, МГУ, Институт географии СО РАН, Институт географии ДВО РАН и др. Ее последователями стали представители академических и отраслевых НИИ, университетов, в т. ч. Школа экодиагностики ИГ РАН: Борис Иванович Кочуров, Ангелина Васильевна Антипова, Николай Иванович Коронкевич, Ольга Юрьевна Быкова и др.

Направление «Геоэкология» Никита Федорович Глазовский, Александр Максимович Рябчиков, Aнатолий Григорьевич Исаченко, Bладимир Сергеевич Жекулин, Cергей Борисович Лавров, Николай Сергеевич Касимов, Сергей Павлович Горшков, Генадий Николаевич Голубев, Андрей Николаевич Жиров, Николай Николаевич Клюев, Владимир Алексеевич Зубаков, и др.

Вывод

Проделав работу я узнал что географические школы начали зарождаться с императорских времен, в начале 19 века. Они развивались оставляя последователей которые в последствии основывали свои школы. Каждая из этих школ внесла свой неоценимый труд в развитие географической науки, были созданны учебники. пособия, монографии, карты. Создание этих школ позволило описать новые земли, сибирь, дальний восток. Благодаря им мы имеем подробное описание мира и нашей страны, Благодоря этим школам появилось множество направлений в географической науке, в том числе и экология.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: