Описание типов акцентуаций личности

1. Демонстративный тип.

  Характеризуется живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к авантюризму, лживости и притворству, с акцентом на себя. Имеет неудержимую потребность во внимании со стороны социума, в признании заслуг, в похвале. Не выносит, когда в его присутствии кого-то ставят в пример или высоко оценивают его заслуги – может создать конфликтную ситуацию или обесценить заслуги человека, которого хвалят. Стремится к лидерству, имеет завышенную самооценку.

Склонен к искажению информации и к вытеснению, забывая то, о чем он не желает знать. В угрызениях совести не замечен. Может увлечь и повести за собой людей, благодаря неординарности мышления и поступков. 

 

2. Застревающий тип.

Умеренно общителен, несколько занудлив, склонен к нравоучениям. Проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, обидчив, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее. Заносчив и самонадеян, может выступать инициатором конфликтов. Жесткость установок и взглядов приводят к

отстаиванию своих интересов с особой настойчивостью. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в их проявлении. 

 

3. Педантичный тип.

Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, усидчивостью, долгим переживанием травмирующих событий. Остро реагирует на любое проявление нарушения порядка. Имеет склонность к бюрократизму. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий не-

тороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы.

 

4. Возбудимый тип

Имеет ослабленный контроль над влечениями и побуждениями, импульсивен, груб, занудлив, угрюм, гневлив, склонен к хамству, брани и конфликтам, где часто выступает провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, плохо адаптируется в коллективе, имеет замедленность реагирования. Не любит учиться и работать. Равнодушен к будущему, живет настоящим и максимально использует все имеющиеся ресурсы.

Повышенная импульсивность может провоцировать его на агрессивные действия, опасные для окружающих. Лидерские качества с элементами тирании проявляет в обществе более слабых или зависимых людей.

 

5. Гипертимический тип

Подвижны, общительны, болтливы, эмоциональны в выражениях чувств с ярким проявлением жестов, мимики, пантомимики. Непоследовательны в разговоре. Вносят много шума, любят большие компании. Имеют высокую самооценку, веселые, легкомысленные, но изобретательные, энергичные, деятельные, инициативные.

Трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество. Имеют высокий жизненный тонус, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию. При неудачах реагируют эмоционально со склонностью к гневливости.

 

6. Дистимический тип

Серьезны, медлительны, имеют сниженный фон настроения, отличаются слабостью волевых усилий, пессимизмом, заниженной самооценкой, молчаливостью, ригидностью мышления, склонностью к замкнутому образу жизни. Часто бывают угрюмы, заторможены. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит и готовы им подчиниться, имеют обостренное чувство справедливости.

 

7. Тревожный тип.

Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе, склонность к подчинению, обидчивость, чувствительность, застенчивость, что мешает сблизиться с теми, с кем хочется. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Стесняются публичных выступлений.

Имеют высокие моральные и этические требования, сформированное чувство долга и ответственности. Редко вступают в конфликты с окружающими, где ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью.

 

8. Циклотимный тип

Характеризуется частой сменой настроения и зависимостью от внешних событий. Радостные события вызывают у жажду деятельности, говорливость, скачку идей, а печальные — подавленность, замедленность реакций и мышления.

 

9. Экзальтированный тип

  Особенностью этого типа является способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Склонны к панике, подвержены смене настроений, порывисты, легко переходят от состояния с положительным переживанием к неподдельному переживанию горя.

 

 

10. Эмотивный тип

    Эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств, эмпатия, отзывчивость, мягкосердечность, сострадание. Они впечатлительны, слезливы, остро реагируют на несправедливость или агрессию - такие сцены могут вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон.

Редко вступают в конфликты. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.

Как уже отмечалось выше, к основным индивидуальным свойствам личности относятся темперамент, характер, направленность, способности. Мы рассмотрели особенности темперамента и характера. Перейдем к изучению направленности личности и способностей.

3. Направленность личности – это проявление основных жизненных стремлений человека, которые складываются из потребностей[8], а также:

– интересов – форма познавательной и профессиональной ориентации;

– идеалов – ориентация на конкретные образцы социального поведения;

– убеждений - единство социальных и профессиональных идеалов личности с соответствующими эмоциональными состояниями и навыками целенаправленной деятельности.

4. Способности – это свойства личности, определяющие ее пригодность к успешному выполнению учебных и профессиональных задач.

Классификация видов способностей.

1. По отношению к объему решаемых субъектом задач различают:

– общие способности как средство успешного выполнения различных видов деятельности (работоспособность, активность, настойчивость, сообразительность и др.);

– специальные (профессиональные) способности как основа эффективности выполнения конкретных видов деятельности.

2. По элементам новизны в выполняемой деятельности различают:

– исполнительские - обеспечивают выполнение стереотипной деятельности по заданному образцу;

– творческие - проявляются в самостоятельном принятии новых решений, оригинальных способах решения профессиональных задач.

3. По уровню сформированности различают:

– задатки - природная основа развития способностей;

– одаренность – благоприятное для развития конкретных способностей сочетание задатков;

– способности – комплекс качеств личности, обеспечивающих эффективность овладения знаниями и способами выполнения профессиональной деятельности;

– талант – комплекс высокоразвитых способностей, определяющих возможности выдающихся достижений в избранной человеком деятельности;

– гениальность – высшая степень развития таланта, которая проявляется в разработке новых отраслей науки и практической деятельности.

Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. Выделяют две формы Я-концепции – реальную и идеальную. Расхождение между реальной и идеальной Я-концепцией может приводить к различным следствиям: рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов, несовпадение реальной и идеальной Я-концепции является источником самосовершенствования личности и стремления к развитию.

Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру и определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Формирование самооценки происходит в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.

Личностная зрелость характеризуется рядом качеств, вокруг которых группируются множество других:

1) ответственность;

2) терпимость;

3) саморазвитие;

4) положительное мышление, положительное отношение к миру.

Ответственность — качество личности, характеризующее умение человека принимать решения и достигать поставленных целей, отвечать за свои поступки, что указывает на социальную зрелость личности, которая формируется в деятельности.

В рамках теории каузальной атрибуции (Дж. Роттер) рассматривается два типа ответственности:

1) интернальный локус контроля - характеризуется стремлением личности отвечать за все происходящее в собственной жизни самостоятельно;

2) экстернальный локус контроля - связан со склонностью человека перекладывать ответственность за все происходящее с ним в жизни либо на других людей (родителей, учителей, коллег, начальство, знакомых), либо на внешние обстоятельства или ситуацию.

Следующей составляющей социальной зрелости является терпимость. А. А. Реан выделяет два вида терпимости:

1) сенсуальная терпимость - связана с устойчивостью к воздействию социальной среды и ослаблением реагирования на неблагоприятные факторы за счет снижения чувствительности, а также с повышением порога чувствительности к различным воздействиям среды;

2) диспозиционная терпимость личности - готовность к «принимающей» реакции на среду, которая состоит из установок личности, ее системы отношений к действительности: к другим людям, к их поведению, к себе, отношению к жизни.

Саморазвитие. Потребность в саморазвитии, самоактуализации является основополагающим для зрелой личности. С выраженным стремлением к саморазвитию связаны профессиональные успехи, а также профессиональное долголетие.

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны:

- побудительная, которая обеспечивает активизацию и направленность поведения,

- регуляционная, отвечающая за проявление поведения от начала и до конца в конкретной ситуации.

Термин «мотивация» шире понятия «мотив». Мотивация понимается как система факторов, детерминирующих поведение и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность.

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного пункта объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения (мотив, потребности, цели, намерения, желания, интересы и т.п.), а во втором - внешние условия и обстоятельства деятельности человека. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение цели.

Мотив, в отличие от мотивации, - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.

Потребность - состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития.

Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения, а также, когда речь идет о личности, добавляется такая характеристика как предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Цель - образ будущего результата, мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим параметрам:

- широта - качественное разнообразие мотивационных факторов - диспозиций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом из уровней;

- гибкость - подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями;

- иерархизированность - это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности.

Классификация человеческих потребностей по иерархически построенным группам, последовательность которых указывает на порядок появления потребностей в процессе индивидуального развития, а также на развитость в целом мотивационной сферы, была предложена Абрахамом Маслоу. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие семь классов потребностей:

- потребности физиологические (витальные);

- потребности в безопасности;

- потребности в принадлежности и любви;

- потребности уважения (почитания);

- познавательные потребности;

- эстетические потребности;

- потребности в самоактуализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: