1. Демонстративный тип.
Характеризуется живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к авантюризму, лживости и притворству, с акцентом на себя. Имеет неудержимую потребность во внимании со стороны социума, в признании заслуг, в похвале. Не выносит, когда в его присутствии кого-то ставят в пример или высоко оценивают его заслуги – может создать конфликтную ситуацию или обесценить заслуги человека, которого хвалят. Стремится к лидерству, имеет завышенную самооценку. |
Склонен к искажению информации и к вытеснению, забывая то, о чем он не желает знать. В угрызениях совести не замечен. Может увлечь и повести за собой людей, благодаря неординарности мышления и поступков.
2. Застревающий тип.
Умеренно общителен, несколько занудлив, склонен к нравоучениям. Проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, обидчив, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее. Заносчив и самонадеян, может выступать инициатором конфликтов. Жесткость установок и взглядов приводят к |
отстаиванию своих интересов с особой настойчивостью. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в их проявлении.
|
|
3. Педантичный тип.
Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, усидчивостью, долгим переживанием травмирующих событий. Остро реагирует на любое проявление нарушения порядка. Имеет склонность к бюрократизму. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий не- |
тороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы.
4. Возбудимый тип
Имеет ослабленный контроль над влечениями и побуждениями, импульсивен, груб, занудлив, угрюм, гневлив, склонен к хамству, брани и конфликтам, где часто выступает провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, плохо адаптируется в коллективе, имеет замедленность реагирования. Не любит учиться и работать. Равнодушен к будущему, живет настоящим и максимально использует все имеющиеся ресурсы. |
Повышенная импульсивность может провоцировать его на агрессивные действия, опасные для окружающих. Лидерские качества с элементами тирании проявляет в обществе более слабых или зависимых людей.
5. Гипертимический тип
Подвижны, общительны, болтливы, эмоциональны в выражениях чувств с ярким проявлением жестов, мимики, пантомимики. Непоследовательны в разговоре. Вносят много шума, любят большие компании. Имеют высокую самооценку, веселые, легкомысленные, но изобретательные, энергичные, деятельные, инициативные. |
Трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество. Имеют высокий жизненный тонус, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию. При неудачах реагируют эмоционально со склонностью к гневливости.
|
|
6. Дистимический тип
Серьезны, медлительны, имеют сниженный фон настроения, отличаются слабостью волевых усилий, пессимизмом, заниженной самооценкой, молчаливостью, ригидностью мышления, склонностью к замкнутому образу жизни. Часто бывают угрюмы, заторможены. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит и готовы им подчиниться, имеют обостренное чувство справедливости. |
7. Тревожный тип.
Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе, склонность к подчинению, обидчивость, чувствительность, застенчивость, что мешает сблизиться с теми, с кем хочется. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Стесняются публичных выступлений. |
Имеют высокие моральные и этические требования, сформированное чувство долга и ответственности. Редко вступают в конфликты с окружающими, где ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью.
8. Циклотимный тип
Характеризуется частой сменой настроения и зависимостью от внешних событий. Радостные события вызывают у жажду деятельности, говорливость, скачку идей, а печальные — подавленность, замедленность реакций и мышления. |
9. Экзальтированный тип
Особенностью этого типа является способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Склонны к панике, подвержены смене настроений, порывисты, легко переходят от состояния с положительным переживанием к неподдельному переживанию горя. |
10. Эмотивный тип
Эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств, эмпатия, отзывчивость, мягкосердечность, сострадание. Они впечатлительны, слезливы, остро реагируют на несправедливость или агрессию - такие сцены могут вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. |
Редко вступают в конфликты. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.
Как уже отмечалось выше, к основным индивидуальным свойствам личности относятся темперамент, характер, направленность, способности. Мы рассмотрели особенности темперамента и характера. Перейдем к изучению направленности личности и способностей.
3. Направленность личности – это проявление основных жизненных стремлений человека, которые складываются из потребностей[8], а также:
– интересов – форма познавательной и профессиональной ориентации;
– идеалов – ориентация на конкретные образцы социального поведения;
– убеждений - единство социальных и профессиональных идеалов личности с соответствующими эмоциональными состояниями и навыками целенаправленной деятельности.
4. Способности – это свойства личности, определяющие ее пригодность к успешному выполнению учебных и профессиональных задач.
|
|
Классификация видов способностей.
1. По отношению к объему решаемых субъектом задач различают:
– общие способности как средство успешного выполнения различных видов деятельности (работоспособность, активность, настойчивость, сообразительность и др.);
– специальные (профессиональные) способности как основа эффективности выполнения конкретных видов деятельности.
2. По элементам новизны в выполняемой деятельности различают:
– исполнительские - обеспечивают выполнение стереотипной деятельности по заданному образцу;
– творческие - проявляются в самостоятельном принятии новых решений, оригинальных способах решения профессиональных задач.
3. По уровню сформированности различают:
– задатки - природная основа развития способностей;
– одаренность – благоприятное для развития конкретных способностей сочетание задатков;
– способности – комплекс качеств личности, обеспечивающих эффективность овладения знаниями и способами выполнения профессиональной деятельности;
– талант – комплекс высокоразвитых способностей, определяющих возможности выдающихся достижений в избранной человеком деятельности;
– гениальность – высшая степень развития таланта, которая проявляется в разработке новых отраслей науки и практической деятельности.
Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. Выделяют две формы Я-концепции – реальную и идеальную. Расхождение между реальной и идеальной Я-концепцией может приводить к различным следствиям: рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов, несовпадение реальной и идеальной Я-концепции является источником самосовершенствования личности и стремления к развитию.
Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру и определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Формирование самооценки происходит в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.
|
|
Личностная зрелость характеризуется рядом качеств, вокруг которых группируются множество других:
1) ответственность;
2) терпимость;
3) саморазвитие;
4) положительное мышление, положительное отношение к миру.
Ответственность — качество личности, характеризующее умение человека принимать решения и достигать поставленных целей, отвечать за свои поступки, что указывает на социальную зрелость личности, которая формируется в деятельности.
В рамках теории каузальной атрибуции (Дж. Роттер) рассматривается два типа ответственности:
1) интернальный локус контроля - характеризуется стремлением личности отвечать за все происходящее в собственной жизни самостоятельно;
2) экстернальный локус контроля - связан со склонностью человека перекладывать ответственность за все происходящее с ним в жизни либо на других людей (родителей, учителей, коллег, начальство, знакомых), либо на внешние обстоятельства или ситуацию.
Следующей составляющей социальной зрелости является терпимость. А. А. Реан выделяет два вида терпимости:
1) сенсуальная терпимость - связана с устойчивостью к воздействию социальной среды и ослаблением реагирования на неблагоприятные факторы за счет снижения чувствительности, а также с повышением порога чувствительности к различным воздействиям среды;
2) диспозиционная терпимость личности - готовность к «принимающей» реакции на среду, которая состоит из установок личности, ее системы отношений к действительности: к другим людям, к их поведению, к себе, отношению к жизни.
Саморазвитие. Потребность в саморазвитии, самоактуализации является основополагающим для зрелой личности. С выраженным стремлением к саморазвитию связаны профессиональные успехи, а также профессиональное долголетие.
В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны:
- побудительная, которая обеспечивает активизацию и направленность поведения,
- регуляционная, отвечающая за проявление поведения от начала и до конца в конкретной ситуации.
Термин «мотивация» шире понятия «мотив». Мотивация понимается как система факторов, детерминирующих поведение и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность.
Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного пункта объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения (мотив, потребности, цели, намерения, желания, интересы и т.п.), а во втором - внешние условия и обстоятельства деятельности человека. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение цели.
Мотив, в отличие от мотивации, - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.
Потребность - состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития.
Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения, а также, когда речь идет о личности, добавляется такая характеристика как предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.
Цель - образ будущего результата, мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.
Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим параметрам:
- широта - качественное разнообразие мотивационных факторов - диспозиций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом из уровней;
- гибкость - подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями;
- иерархизированность - это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности.
Классификация человеческих потребностей по иерархически построенным группам, последовательность которых указывает на порядок появления потребностей в процессе индивидуального развития, а также на развитость в целом мотивационной сферы, была предложена Абрахамом Маслоу. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие семь классов потребностей:
- потребности физиологические (витальные);
- потребности в безопасности;
- потребности в принадлежности и любви;
- потребности уважения (почитания);
- познавательные потребности;
- эстетические потребности;
- потребности в самоактуализации.