Первоначальная ориентация в цвете у ребенка идет довольно быстро. Желтый, красный, за ними синий и зеленый, а также белый, черный, серый и коричневый узнаются еще до того, как устанавливается связь между предметом и его окраской, и до того, как в рисовании появляется целенаправленный выбор цвета. Возраст ознакомления с цветом и его названием в большой степени связан с особенностями социокультурной среды, в которой развивается ребенок. Совершенствование возможностей использования цвета в рисунке также сложно соотнести с конкретным возрастом. Можно выделить лишь приблизительные стадии овладения цветом в рисунке.
2-3 года - нейтральное отношение к краске любого цвета. Когда изображение предметов только появляется, отношение детей к цвету если не безразличное (есть краска и ладно, можно обойтись любой), то ограничено интересом к самой краске. Что изображается цветом - не имеет значения: и забор, и мама, и лошадь могут быть одного цвета - синими, красными, какими угодно. В этот период ребенок, по сути дела, исследует возможности цвета, цветовые возможности красок. Цвет пока автономен.
|
|
3-4 года - возникает эстетический мотив при выборе цвета: ребенок пользуется любым поводом, чтобы раскрасить рисунок как можно красивее. Все «красивое» дети изображают яркими красками, а «некрасивое» - темными. Ребенок эмоционально воспринимает цвета и часто раскрашивает понравившийся предмет любимым цветом, который может быть тому и не свойственен. При этом не только цвет, но и тщательность прорисовки будут выражать само отношение ребенка к содержанию рисунка. В этот период все разукрашивается в насыщенные цвета и «пестро» раскрашивается: дома и крыши, цветы и животные, автомобили и заборы. При этом особое место для актуализации цвета принадлежит одежде изображаемых людей.
5-6 лет - реальное использование цвета как передача обязательного признака (предмет закрашивается однотонно, без передачи оттенков).
Игнорирование перечисленных возрастных особенностей рисуночной деятельности может приводить к появлению ошибок в проективной интерпретации.