Структура органов государственного управления водным фондом Минприроды России представлена на рисунке 3.
В Минприроде России имеется Коллегия Министерства в составе Министра (Председатель Коллегии), его заместителей, руководителей ФС и ФАВР, а также других работников центрального аппарата Министерства, его территориальных органов и находящихся в ведении организаций. В состав Коллегии могут включаться представители других органов исполнительной власти, крупнейшие ученые, специалисты.
Численность и состав Коллегии, кроме лиц входящих в нее по должности, утверждается Правительством РФ по представлению Министра.
Коллегия служит для рассмотрения наиболее важных вопросов деятельности Министерства природных ресурсов РФ. Решения Коллегии принимаются большинством голосов членов Коллегии, оформляются протоколами и постановлениями и реализуются, как правило, приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами Коллегии решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ.
|
|
Для решения отдельных наиболее сложных технических проблем, организационных и других вопросов в Минприроды России создаются научно-технические, экспертные, консультативные и другие советы, временные рабочие комиссии и группы.
В Минприроде имеются подведомственные ему ФАВР и ФС. В федеральных округах создаются Управления природных ресурсов, которые контролируют по отдельным вопросам бассейновые водные управления (БВУ). В субъектах РФ имеются главные управления природных ресурсов (ГУПРы). Кроме того, Министерству подчиняются федеральные государственные учреждения (ФГУ). На местном уровне имеются районные комитеты по охране природы, которые взаимодействуют с районными санэпидемслужбами, районными инспекциями рыбоохраны, районными штабами гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, районными казначействами и налоговыми службами. Данные районные комитеты по охране природы подчиняются органам местного самоуправления.
На рисунке 4 показана структура управления Федерального агентства водных ресурсов (ФАВР). ФАВР, находящееся в ведении Минприроды России, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
ФАВР осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
|
|
ФАВР возглавляет руководитель, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством по представлению Министра природных ресурсов. Руководитель ФАВР имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром по представлению руководителя Агентства. Количество заместителей руководителя ФАВР устанавливается Правительством РФ.
ФАВР непосредственно подчиняются Отдел водного хозяйства, Управление экономического и правового обеспечения, Управление регулирования водопользования, Моркомвод, Байкалкомвод, БВУ и территориальные управления водных ресурсов в субъектах.
В свою очередь, Отделу водного хозяйства подчиняются три ГФУП Эксплуатационные, «Берег», «Центр водхоз» и шесть ФГУ (Дирекции единого заказчика).
Управлению регулирования водопользования подчиняются Отдел ресурсов и качества воды, Отдел водопользования и Отдел трансграничных вод; а БВУ подчиняются ФГУ эксплуатационные аналитико-экспертные.
Полномочия ФАВР:
· организует:
- перераспределение водных ресурсов, водных объектов в федеральной собственности;
- подготовку, заключение и реализацию бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов;
- подготовку и осуществление противопаводковых мероприятий, мероприятий по проектированию и установлению ВОЗ и ПЗП, а также мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий вредного воздействий вод;
- проведение государственной экспертизы схем КИОВР, а также предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов;
- конференции, конгрессы, семинары, выставки и другие мероприятия в сфере деятельности ФАВР;
· осуществляет:
- полномочия собственника в отношении федерального имущества водного хозяйства, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и другим организациям;
- функции государственного заказчика межгосударственных, федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности ФАВР;
- владение, пользование и распоряжение водными объектами в федеральной собственности и управление водным фондом;
- выдачу, оформление, регистрацию, взимание сбора за выдачу лицензий на водопользование и распорядительных лицензий, а также приостановление действия и аннулирование указанных лицензий;
- регистрацию договоров пользования водными объектами;
- разработку схем КИОВР, составление водохозяйственных балансов;
- государственный мониторинг водных объектов, государственный учет поверхностных и подземных вод и их использование;
- планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования по бассейнам рек для субъектов РФ и водопользователей по водным объектам в федеральной собственности;
- разработку и утверждение нормативов предельно допустимых вредных воздействий (ПДВВ) на водные объекты по бассейну или его участку;
- - разработку автоматизированных систем сбора, обработки, анализа, хранения и выдачи информации о состоянии водных объектов, водных ресурсов, режиме, качестве по регионам, речным бассейнам;
- подготовку к публикации и издание сведений государственного водного кадастра РФ;
- функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета на содержание ФАВР и реализацию функций, возложенных на него;
· проводит конкурсы;
· заключает контракты, в том числе на научно-исследовательские работы (НИР);
· осуществляет ведение:
- государственного реестра договоров пользования водными объектами;
|
|
- государственного водного кадастра;
- российского регистра ГТС;
· представляет:
- в органы исполнительной власти субъектов предложения по установлению для водопользователей лимитов водопользования по водным объектам, находящимся в собственности субъектов;
- федеральным органам государственной власти, субъектам, органам местного самоуправления, юридическим лицам и гражданам данные государственного водного кадастра;
- в органы исполнительной власти субъектов предложения по установлению границ ВОЗ и ПЗП и хозяйственной деятельности на их территориях;
· устанавливает режим специальных попусков наполнения и сработки водохранилищ, пропусков паводка на водных объектах федеральной собственности;
· определяет объем экологических попусков и безвозвратного изъятия поверхностных вод для каждого водного объекта;
· взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международных организаций;
· принимает письма, предложения и тому подобное от физических и юридических лиц;
· обеспечивает защиту сведений, представляющих государственную тайну.