Понятие и формы несовершенной конкуренции

 

В конце XIX - начале XX в. происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами и происходит обострение несовершенной конкуренции. Монополизация экономики явилась закономерным следствием научно - технического прогресса. П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: «Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей».

Несовершенная конкуренция (Imperfect competition) - конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

В отличие от модели рынка совершенной конкуренции, которая является абстракцией и практически не существует в реальной жизни, а только в теории, рынок несовершенной конкуренции встречается практически повсеместно. Большинство реальных рынков в современной экономике - это рынки несовершенной конкуренции.

Большинство случаев несовершенной конкуренции можно объяснить двумя основными причинами: уменьшение количества продавцов в тех отраслях, где характерны экономии от масштаба и уменьшаются издержки, и существование трудностей для вступления новых конкурентов в отрасль.

Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

Существует несколько предпосылок возникновения рынков несовершенной конкуренции:

) значительная доля рынка у отдельных производителей;

) наличие барьеров проникновения в отрасль;

) неоднородность продуктов;

)несовершенство (неадекватность) рыночной информации.

Каждый из этих факторов в отдельности и все они вместе способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равенства спроса и предложения. Так, единственный производитель определенной продукции или группа сговорившихся между собой крупных фирм в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов - тем просто больше негде взять этот продукт.

Несовершенная конкуренция отлична от ситуации абсолютного контроля одной фирмы над ценой своего продукта. При несовершенной конкуренции фирма может манипулировать ценой лишь в определенных пределах. Субъект несовершенной конкуренции имеет определенную (лишь ограниченную) степень самостоятельности в своих ценовых решениях. Кроме того, степень свободы в назначении цены неодинакова в различных отраслях. В некоторых отраслях с несовершенной конкуренцией проявления монопольной власти незначительны. Например, в розничной торговле компьютерами небольшое, порядка нескольких процентов, различие в ценах обычно оказывает значительное влияние на объем продаж фирмы. С другой стороны, в явно монополистической электроэнергетике изменение цены электроэнергии на 10 и более процентов весьма слабо повлияет на объем продаж в коротком периоде.

Примеров рынков несовершенной конкуренции можно привести превеликое множество. К ним можно отнести рынок газированных напитков во главе с компаниями-лидерами Coca-Cola и Pepsi, рынок автомобилей (Toyota, Honda, BMW и др.), рынок бытовой техники и электроники (Samsung, Siemens, Sony) и др.

Потери от несовершенной конкуренции:

неоправданный рост цен;

увеличение издержек производства и обращения;

замедление научно-технического прогресса;

снижение конкурентоспособности на мировых рынках;

падение эффективности экономики.

 

Особенности рынков

 

. В некоторых отраслях и сферах деятельности конкуренция невозможна (затруднена) в следствие:

существования единственного производителя (фирмы или отрасли) данного продукта или единственным поставщиком услуги, производители являются чрезвычайно крупными как по абсолютным размерам, так и по доле на рынке (инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика);

исключительно высоких невозвратных издержек, т.е. активы, воплощенные в основное производство, специфичны и не могут быть переориентированы на другие типы продукции и виды рынков;

наличия избыточных производственных мощностей для удовлетворения «пиковых» потребностей на продукты (услуги):

отсутствия близких продуктов-заменителей (с точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив).

Эти особенности создают условия для существования монополий. Термин «монополия» можно использовать относительно субъекта хозяйственной деятельности (некоторой хозяйственной структуры, имеющей какие-то преимущества в производстве товаров, услуг или работы), состояния рынка (при котором главенствует либо один, либо очень узкий крут товаропроизводителей), или типа экономических отношений (возможность одной или нескольких групп товаропроизводителей навязывать свою волю всем остальным).

Монополия - фирма (или ситуация на рынке, в рамках которой действует эта фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (Газпром, РАОЕЭС, искусственные монополии, создаваемы на время, например под госзаказы). Хочет или не хочет потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста и согласиться на его ценовые условия. Монополия контролирует занимаемый ею сектор в значительной степени или полностью. Рынок чистой монополии специфичен тем, что на нем выступает единственный продавец, который одновременно является и предприятием, и отраслью.

На рынке возникает ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться небольшое по размерам предприятие. И напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на данном рынке невелика.

Виды монополий:

. Естественная (устойчивая), которой обладают хозяйственные организации и собственники, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые ресурсы (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.). Естественные монополии в отличие от других предприятий рыночной структуры занимают особое место в системе экономических отношений, что определяет их уникальные свойства и специфическую роль, которую они занимают в экономике. Естественной монополией признается также та отрасль, в которой осталась единственная фирма в результате неограниченной конкуренции, или отрасль, в которой конкурентные силы образуют неконкурентную структуру.

. Искусственная, которая означает сосредоточение в чьих-то руках объектов экономических отношений.

. Новаторская - особый случай конкуренции, когда на рынке один изготовитель противостоит большому числу покупателей за счет уникального товара или уникальности его свойств. Монополия новатора имеет ограничения во времени, определяемые скоростью распространения технологических нововведений (копирование) и появлением конкурентов.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн, т.д. Картель - объединение производителей одной отрасли, которые имеют производственную и сбытовую самостоятельность. Картельные соглашения включают в себя единые, монопольно высокие цены, предусматривают разделение рынков сбыта. Иногда участники картеля имеют ограничения в размере производства товаров (квоты), чтобы иметь возможность удерживать высокие цены. Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли с ликвидацией их торговой самостоятельности с целью организации совместного сбыта продукции. Трест - представляет собой объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей с полной ликвидацией их самостоятельности. Трест не только реализует продукцию, но и полностью распоряжается предприятиями, вошедшими в его состав. Первым трестом считается созданная в 1882 году Джоном Д. Рокфеллером “Стандарт ойл компани”. Тресты первоначально возникали в одной отрасли, но постепенно стали выходить за её рамки (комбинированный трест). Это происходило либо путём горизонтального комбинирования, т.е. путём использования побочных продуктов основного производства для выпуска иных товаров, относящихся к другой отрасли; либо с помощью вертикального комбинирования- объединения предприятий, осуществляющих последовательные стадии обработки продукта, в том числе и входящих в различные отрасли. Концерн - это объединение ряда предприятий различных отраслей путем установления над ними единого контроля. Предприятия, входящие в концерн, нередко располагаются в разных странах. Концерном особого рода является конгломерат, объединяющий различные, не связанные друг с другом предприятия различных отраслей народного хозяйства. Это предприятия, сохраняющие свою самостоятельность в вопросах производства, сбыта и снабжения, которые контролируются только по ряду важнейших финансовых показателей.

В зависимости от масштабов охвата рынка существует чистая и абсолютная монополии. Чистая монополия действует в масштабе одной отрасли рыночной деятельности, абсолютная монополия захватывает всю сферу национального хозяйства. Если чистая монополия образуется, как правило, частным лицом, то абсолютная монополия находится в руках государства.

Черты монополии:

противостояние большому числу покупателей - вследствие естественной, искусственной монополии или монополии новатора;

наличие повышенной рыночной силы и высоких «барьеров входа» для новых конкурентов;

новизна и оригинальность товаров, отсутствие заменителей;

высокая доля крупнейших предприятий в общем объеме производства продукции отрасли или страны, числе занятых рабочих;

возможность в известных пределах диктовать цены рынку;

возможность присвоения монопольно высокой прибыли;

навязывание условий договоров, определяющих неравное положение конкурентов:

раздел рынков по территориальному признаку, объему продаж или закупок.

Наличие монополии может иметь как позитивное, так и негативное влияние на предприятия:

позитивное - снижение удельных издержек за счет экономии на масштабе производства; технологический прогресс за счет высокой степени концентрации ресурсов, эффективной реализации интересов общества в отраслях, где нецелесообразно стимулирование конкуренции, и др.;

негативное - нарушение основных прав конечных потребителей, так как они вынуждены приобретать товары по завышенным ценам при искусственно заниженном предложении: чрезмерная концентрация производства подавляет развитие предпринимательства, вследствие чего механизм чистой конкуренции действует с меньшей эффективностью; возникают структурные диспропорции в развитии рынка.

Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. Но в случае чистой монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно велики, что практически блокирует проникновение конкурентов на этот рынок. Барьеры, препятствующие вступлению в отрасль, следующие:

. Эффект масштаба. Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в такую отрасль, т.к. это требует крупных капиталовложений.

. Исключительные права. В ряде стран Европы, Америки и в России правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение). Но взамен на эти привилегии правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы исключить злоупотребление монопольной властью, защитить интересы монополизированных отраслей и населения.

. Патенты и лицензии. Правительство гарантирует патентную защиту новым продуктам и производственным технологиям, обеспечивая производителям монопольные позиции на рынке и на определенный промежуток времени, гарантируя их исключительные права.

. Собственность на важнейшие виды сырья. Некоторые компании являются монополистами благодаря безраздельному владению источниками производственного ресурса, необходимого для производства монополизированного продукта. Например, большинство алмазных рудников контролируется южноафриканской компанией «Де Бирс» Поэтому то, что свойственно поведению предприятия, характерно и для отрасли. В этом смысле чистая монополия занимает противоположную позицию относительно чистой конкуренции.

На монопольных рынках цена служит инструментом воздействия на спрос и регулирование сбыта. В этих целях монополии используют ценовую дискриминацию, сегментируя рынок по разным категориям потребителей. При этом осуществляется маневрирование ценами для разных групп и на разных географических рынках. Проблема монополии заключается в том, что, обладая возможностью ценового маневрирования, она подрывает основы рынка, прежде всего независимость процесса ценообразования, оптимизацию использования ресурсов, равновесие спроса и предложения, интересы благосостояния нации.

Возможна ситуация, когда на рынке присутствует только один покупатель - такой рынок называется монопсонией. Если на рынке присутствует только один продавец и только один покупатель, такая ситуация называется двусторонней монополией.

. Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике, когда на рынке присутствуют несколько продавцов. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности имеют такую структуру. Для олигополии характерны:

наличие нескольких фирм;

тип продукта (стандартизированный или дифференцированный);

контроль над ценой;

наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль (те же барьеры, что и в условиях монополии, в числе важнейших - величина капитала, необходимая новой фирме для внедрения в отрасль, а также контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства);

неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен.

Олигополистический рынок характеризуется взаимозависимостью - взаимореакцией немногих соперников, на что в свое время и обратил свое внимание основоположник теории олигополии - французский экономист К. Курно: т.к. на рынке конкурируют лишь несколько фирм, то каждый участник рынка должен следить за поведением соперников, взвешивать свои действия в отношении ценовой политики, а также оценивать потенциальные последствия своих решений.

Поведение олигополии всегда определяется двумя силами, действующими в противоположных направлениях. Первая сила - это простая заинтересованность фирм в максимизации совокупной прибыли отрасли посредством сговора и совместных действий фирм, как если бы они были единственным максимизирующим прибыль монополистом.

Сговор - это явное или тайное соглашение между фирмами в отрасли с целью установления фиксированных цен и объемов выпуска или же в целях ограничения каким-то иным способом соперничества между ними.

Явный сговор подразумевает фактическое соглашение между фирмами в отрасли, тогда как молчаливый сговор основывается на взаимопонимании без слов. Сговором не исчерпываются все формы соперничества. Например, участвующие в сговоре фирмы могут прийти к соглашению о цене, которую все они назначат, но не ограничивать расходы на рекламу или представление новых изделий.

Вторая сила, влияющая на поведение олигополиста, - это эгоистическая заинтересованность каждого продавца в максимизации своих собственных прибылей, даже если в результате этого уменьшается общая величина прибыли отрасли.

Сговаривающиеся олигополисты будут вести себя подобно монополисту и, следовательно, устанавливают монопольную цену, превышающую величину предельных издержек. Но в этом случае каждая отдельная фирма имела бы возможность значительно увеличить свои прибыли, если бы она могла нарушить соглашение при помощи обмана, немного снижая свою цену и отбирая тем самым существенную часть бизнеса у своих соперников. Однако если все фирмы, соперничая друг с другом, будут снижать цены, то рыночная цена упадет и всем продавцам будет хуже, чем было при сговоре.

Таким образом, возможность совместных действий в целях максимизации общей величины прибыли в отрасли приводит олигополистов к попытке сговора. Если им это удается, то отрасль будет напоминать монополию. Однако возможность для каждого продавца увеличить свою долю в отраслевой прибыли с помощью основанного на соперничестве поведения может привести некоторые фирмы к отказу от сговора или вынудить их разорвать договорные соглашения. Если все фирмы ведут себя независимо, т.е. не сговариваются друг с другом, то все они будут получать более низкие прибыли, а рыночная цена упадет до конкурентного уровня.

Олигополия характеризуется различной степенью плотности: от 2 до 8 предприятий - плотная олигополия, от 9 до 24 - разреженная. Если исходить из характера предлагаемой продукции, то олигополии можно разделить на ординарные (связанные с производством и предложением стандартных продуктов) и дифференцированные (выпуск продуктов многообразного ассортимента). Предприятия ординарной олигополии производят однородный стандартизированный продукт: алюминий, цемент, продукция химической или сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определят и единую цену на них. Обычно дифференцированные олигополии специализируются на выпуске товаров потребительного назначения, это - автомобили, покрышки и камеры, электробытовая техника, сигареты.

Можно выделить такую разновидность олигополии, как олигополия с доминирующей фирмой. Для нее характерны следующие признаки:

Наличие доминирующей фирмы - агента, который продает или покупает значительную долю совокупного объема рынка и способен на стратегическое поведение;

Наличие большого числа фирм-аутсайдеров, небольших по размеру фирм, выпускающих тот же или близкий товар, но не способных оказать влияние на рыночную цену;

Рыночная цена устанавливается под сильным влиянием доминирующей фирмы, аутсайдеры принимают ее как данную рынком;

Олигополии могут формироваться на уровне национальной экономики, региональном и местном уровнях хозяйствования. Есть два основных момента: межотраслевая конкуренция и импорт товаров. Сила олигополии может уменьшиться под воздействием предложения продуктов, обладающих приблизительно теми же потребительскими свойствами, предприятиями других отраслей. Так же ослаблению олигополии способствовать и импорт аналогичных товаров.

Формирование олигополистического рынка происходит в результате следующих событий:

) поглощение (осуществляется на основе финансовых операций, направленных на приобретение того или иного предприятия либо полностью, либо частично путем скупки контрольного пакета акций или значительной доли капитала; это отношение между сильными и слабыми конкурентами);

) слияние (как правило, носит добровольный характер, но может быть экономически вынужденной: либо полная утрата самостоятельности, либо изматывающая экономическая война);

) стремление предприятий реализовать эффект масштаба производства.

. Рынок монополистической конкуренции - сочетание элементов монополии и конкуренции. Этот рынок характеризуется значительным числом производителей. Максимизация прибыли, минимизация убытков, равно как и прекращение деятельности осуществляются предприятием в полном соответствии с принципами, характерными для рынка чистой конкуренции, но с уточнениями, касающимися рынка чистой монополии.

Товары группы одного назначения являются близкими заменителями (субститутами): один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты. Дифференциация товара позволяет производителям самостоятельно устанавливать цену вне зависимости от действий конкурента.

Ее отличительные признаки:

Существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует зависимость и фактически невозможен тайный сговор;

Продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и непохожими условиями их продажи;

Экономическое соперничество влечет за собой ценовую и неценовую конкуренцию;

Вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде; тип продукта дифференцированный (предложение одного и того же товара с разнообразной комбинацией его потребительских свойств, что позволяет расширить класс покупателя); неценовая конкуренция (значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д.).

Тип монопольной конкуренции наиболее распространен в тех отраслях, где:

) для организации производства не нужно создавать особенно крупные предприятия и поэтому не нужно вкладывать особо крупный капитал.

) Возможно создание многих разновидностей товара, удовлетворяющего определенную потребность;

) Права отдельной фирмы на исключительное изготовление созданной ею разновидности товара можно защитить с помощью авторских прав и прав на товарный знак, т. е. с помощью патентов. Именно в силу такой защиты законом прав изготовителя другие фирмы не могут выпускать свою продукцию под тем же именем и с точно такими же свойствами, какие есть у продукции, защищенной патентом.

Неэффективность монополистической конкуренции связана с двумя моментами. Во-первых, равновесная цена на этом рынке превышает предельные издержки. Это значит, что покупатель не только покрывает издержки производства дополнительных единиц продукции, но и терпит определенные убытки. Во-вторых, снижение эффективности рыночного механизма монополистической конкуренции может проявляться в неполной загрузке имеющихся производственных мощей. В целом такая неэффективность не может не сказаться на ухудшении благосостояния потребителей в результате как установления более высоких цен, так и сокращения предложения товаров. Но негативные аспекты компенсируются таким существенным преимуществом, как возможность широкого выбора среди самых разнообразных конкурирующих товаров и их марок.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: