В отличие от сертификации продукции, при сертификации услуг возможно применение следующих схем сертификации услуг, причем каждая схема предусматривает проведение инспекционного контроля сертифицированной услуги.
Схема 1 предусматривает оценку мастерства исполнителя услуги и выборочную проверку результатов услуги (отремонтированных, вычищенных и других изделий). Рекомендуется применять для сертификации услуг, оказываемых гражданами-предпринимателями и небольшими организациями.
Схема 2 предусматривает оценку процесса оказания услуги, осуществляемую проверкой технологического процесса, мастерства исполнителя, условий обслуживания либо оценкой системы качества (при наличии у заявителя сертификата на систему качества оценка системы качества не производится). Кроме того, схема предусматривает выборочную проверку результатов услуги и контроль стабильности процесса оказания услуги.
Схема 3 предусматривает сплошную проверку результатов услуги и инспекционный контроль, осуществляемый путем выборочной проверки результатов услуги. Рекомендуется применять для сертификации материальных услуг (ремонт и изготовление изделий по индивидуальным заказам).
|
|
Схема 4 предусматривает аттестацию (оценку) организации, в результате которой организации может быть присвоен разряд (категория, класс и т. п.), и инспекционный контроль путем выборочной проверки результата услуги. Рекомендуется применять при сертификации гостиниц, ресторанов, парикмахерских, кинотеатров и др.
Схема 5 предусматривает сертификацию системы качества, разработанную в соответствии с рекомендациями ИСО 9004-2, и последующий инспекционный контроль за стабильностью ее функционирования.
Помимо отмеченных схем, может применяться схема, основанная на заявлении-декларации исполнителя и последующем инспекционным контроле за сертифицированной услугой. Эта схема может применяться для малых организаций, граждан-предпринимателей и на срок до одного года для организаций, начинающих свою деятельность.
Проверка (испытание) результатов материальных услуг осуществляется в аккредитованных испытательных лабораториях, а нематериальных — в аккредитованных социологических центрах.
Применением знака соответствия для сертифицированной услуги считается маркирование им тары, упаковки, квитанции, путевки, абонемента, билетов и др., а также использование знака соответствия в рекламных, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках.
Организация работ по сертификации услуг в России оказалась более сложной, чем представлялось вначале. Это обусловлено практически полным отсутствием соответствующей нормативной базы, дефицитом высококвалифицированных экспертов-аудиторов по сертификации услуг, большим разнообразием конечных результатов оказания услуги, во многом субъективностью оценки качества нематериальных услуг.