Идея использования отечественных ГТД в энергетике впервые была высказана профессорами А. Н. Ложкиным и Р. М. Петриченко [Л. 11].
Первый опытный образец газотурбогенератора на основе отечественного авиационного газотурбинного двигателя был спроектирован под руководством С. Н. Уварова в 1962-63 гг. После всестороннего анализа отечественных ГТД были выполнены технический и рабочий проекты газотурбогенератора на основе турбовинтового двигателя (ТВД) АИ-20.
ГТГ был спроектирован на основе ГТД АИ-20 первой серии и синхронного, трехфазного электрического генератора марки ГС-1612-6, мощностью 1600 кВАи напряжением 400/380 Вс пристроенным возбудителем типа ВС-24,5/18 (16,5 кВт, 50 В ).
ГТГ предназначен в качестве основного агрегата стационарной электростанции, работающей на электрическую сеть напряжением 380 В и частотой 50 Гцв диапазоне нагрузок от 0 до 1600 кВА. При разработке проекта были по возможности сохранены без изменения системы, штатные приборы и аппараты ГТД. Почти все дополнительные агрегаты и механизмы были выбраны из числа серийно выпускаемых отечественной промышленностью.
Забор воздуха компрессором двигателя производится непосредственно из помещения или по воздухопроводу из атмосферы, а отработавшие газы отводятся за пределы помещения при помощи специального газохода [Л. 11].
По проекту система автоматики и контрольно-измерительных приборов обеспечивала: автоматический запуск и выход на обороты холостого хода; вывод на номинальные обороты и поддержание их в заданных пределах с корректировкой расхода топлива в зависимости от температуры наружного воздуха; автоматическое ограничение максимально допустимой мощности и предельно-допустимого числа оборотов; автоматическую остановку ГТГ в аварийных условиях.
Позже, на базе ТВД АИ-20 были созданы передвижные автономные электростанции ПАЭС-1250, ПАЭС-1600 мощностью 1250 и 1600 кВт соответственно. Оборудование этих электростанций располагалось первоначально в двух прицепах, транспортируемых автоседельными тягачами КрАЗ. В дальнейшем оборудование было размещено в одном прицепе, а для более полного использования мощности ТВД АИ-20 была создана ПАЭС-2500 мощностью 2500 кВт, транспортируемая тягачом КамАЗ и расположенная в одном прицепе. Эта электростанция выпускается и в настоящее время на Украине на ОАО Моторостроительный завод "Сич".
Ее основные технические характеристики:
Номинальная мощность | 2500 кВт |
Род тока | Переменный, трехфазный |
Частота тока | 50 Гц |
Номинальное напряжение | 6300 В |
Коэффициент мощности | 0,8 |
Двигатель | газотурбинный, на базе ТВД АИ-20 |
Генератор типа СГС-14-100-6УЗ | синхронный, трехфазный, переменного тока |
Топливо для двигателя: | |
Жидкое | керосин ТС-1; Т-2 по ГОСТ-10227 и их смеси; дизельное топливо по ГОСТ-4749 |
Газообразное (при соответствующей замене на двигателе агрегатов топливной системы и автоматики) | попутный или природный газ давлением 10-12 кг/см2 |
Часовой расход жидкого топлива на номинальном режиме | не более 1100 кг/ч |
Часовой расход масла на номинальном режиме | не более 1,0 литр/час |
Часовой расход газообразного топлива на номинальном режиме | не более 1000 м3/ч |
Габаритные размеры: | |
Длина | Не более 11500 мм |
Ширина | Не более 2500 мм |
Высота | Не более 3700 мм |
Вес электростанции | Не более 30000 кг |
Установки на базе ТВД характеризуются низкими удельными капиталовложениями, на уровне 40 — 250 долл./кВт установленной мощности, при этом они характеризуются компактностью, блочным исполнением, коротким сроком монтажа.
К настоящему времени в России и на Украине накоплен большой опыт создания энергетических установок на базе конвертированных турбореактивных двигателей (ТРД). Работают несколько заводов по проектированию и производству таких газотурбинных установок на базе конвертированных ТРД. Крупнейшие из них это — НПП "Машпроект" (Украина), ОАО “Авиадвигатель” (Россия), СНТК им. Кузнецова (Россия).
Одним из удачных примеров применения АГТД в энергетике является теплофикационная ГТУ 25/39, установленная и находящаяся в промышленной эксплуатации на Безымянской ТЭЦ, расположенной в Самарской области в России, описание которой приведено ниже.
Газотурбинная установка предназначена для выработки электрической и тепловой энергии для нужд промышленных предприятий и бытовых потребителей. Тепловая схема установки приведена на рис. 3.
Электрическая мощность установки - 25МВт, тепловая - 39 МВт. Суммарная мощность установки - 64 МВт. Годовая производительность электроэнергии – 161,574 ГВт∙ч/год, тепловой энергии - 244120 Гкал/год.
Установка отличается применением уникального авиационного двигателя НК-37, обеспечивающего КПД в 36,4%. Такой КПД обеспечивает высокую эффективность установки, недостижимую на обычных тепловых электростанциях, а также ряд других преимуществ.
Установка работает на природном газе с давлением 4,6 МПа с расходом 1,45 кг/с.
Кроме электроэнергии установка производит 40 т/ч пара давлением 14 кгс/см2 и нагревает 100 тонн сетевой воды от 70 до 120°С, что позволяет обеспечить светом и теплом небольшой город.
При размещении установки на территории тепловых станций не требуется дополнительных специальных блоков химводоочистки, сброса воды и т.д.
Рис. 3. Тепловая схема ГТУ 25/39
1 - газотурбинный двигатель, 2 – электрогенератор, 3 - котел-утилизатор, 4 – насос.
Подобные газотурбинные энергетические установки незаменимы для применения в тех случаях, когда
- необходимо комплексное решение проблемы обеспечения электрической и тепловой энергией небольшого города, промышленного или жилого района - модульность установок позволяет легко скомпоновать любой вариант в зависимости от нужд потребителя;
- осуществляется индустриальное освоение новых районов жизни людей, в том числе, с экстремальными условиями жизни, когда особо важна компактность и технологичность установки. Нормальная работоспособность установки обеспечивается в диапазоне температур от -50 до +45°С при действии и всех других неблагоприятных факторов: влажности до 100%, осадках в виде дождя, снега и т.д.;
- важна экономичность установки: высокий КПД обеспечивает возможность производства более дешевой электрической и тепловой энергии и короткий срок окупаемости (около 3,5 лет) при капиталовложениях в строительство установки 10 млн. 650 тыс. долларов США (по данным производителя). График окупаемости приведен на рис. 4.
Рис. 4. График окупаемости ГТУ 25/39
Кроме того, установка отличается экологической чистотой, наличием многоступенчатого шумоподавления, полной автоматизацией процессов управления.
ГТУ 25/39 представляет собой стационарную установку блочно-контейнерного типа размером 21 на 27 м. Для ее функционирования в варианте автономном от существующих станций в комплекте с установкой должны находиться устройства химводоподготовки, открытое распределительное устройство для понижения выходного напряжения до 220 В или 380 В, градирня для охлаждения воды и отдельно стоящий дожимной газовый компрессор. При отсутствии необходимости в воде и паре конструкция установки сильно упрощается и удешевляется.
Сама установка включает в себя авиационный двигатель НК-37 производства СНТК им. Н.Д. Кузнецова, котел-утилизатор типа ТКУ-6 производства АО "Красный котельщик" и турбогенератор.
Полное время монтажа установки - 14 месяцев.
В России выпускается большое количество установок на базе конвертированных АГТД мощностью от 1000 кВт до нескольких десятков МВт, они пользуются спросом. Это подтверждает экономическую эффективность их использования и необходимость дальнейших разработок в этой области промышленности.
Установки, выпускаемые на заводах России и Украины отличаются:
- низкими удельными капиталовложениями:
- блочным исполнением;
- сокращенным сроком монтажа;
- малым сроком окупаемости;
- возможностью полной автоматизации и др.