Эластичность спроса и предложения

Реакция покупателей и производителей товаров на изменение рыночных цен и конъюнктуры рынка различна по степени интенсивности. Для характеристики и измерения степени влияния цен на поведение покупателей и производителей в экономике используется показатель эластичности.

В общем виде показатель эластичности рассчитывается как отношение изменения функции, выраженной в процентах к изменению независимой переменной, также выраженной в процентах:

 

,                   (1)

 

где - значение функции;

- значение независимой переменной.

Эластичность спроса  () – это чувствительность спроса по отношению к одной из его детерминант (факторов), которая рассчитывается как отношение процентного изменения объема спроса к процентному изменению независимой переменной.

В зависимости от того, какая из детерминант спроса изменяется, различают:

1) Эластичность спроса по цене (прямая ценовая эластичность);

2) Перекрестная эластичность спроса;

3) Эластичность спроса по доходу.

Основные характеристики эластичности спроса приведены в табл. 2.

Характеристики показателей эластичности спроса

Таблица 2

Показатель Формула Характеристика
1. Эластичность спроса по цене   где - изменение величины спроса; - изменение цены. Различают: 1. При спрос эластичен: снижение цены приводит к существенному росту количества продаж, а общая выручка увеличивается; 2. При спрос неэластичен: снижение цены практически не меняет объемов продаж, а общая выручка снижается; 3. При единичная эластичность спроса: снижение цены вызывает пропорциональный рост продаж, выручка остается неизменной.
2. Перекрестная эластичность спроса где - изменение величины спроса на товар Х; - изменение цены на товар Y. Различают: 1. - товары являются взаимозаменяющими друг друга; 2. - товары являются взаимодополняющими друг друга; 3. - товары являются независимыми в потреблении.
3. Эластичность спроса по доходу где - изменение дохода.     Различают: 1. - спрос по доходу неэластичен, встречается для относительно худших товаров; 2. - спрос совершенно неэластичен, для товаров первой необходимости; 3. - спрос по доходу эластичен и характеризует нормальные, стандартные и высшие товары; 4. - спрос по доходу эластичен и характеризует предметы роскоши.

 

Эластичность предложения по цене отражает степень чувствительности производителей по отношению к факторам рыночной конъюнктуры:

,               (2)

 

где - изменение объема предложения,

- изменение цены товара.

Различают следующие основные виды эластичности предложения:

1) - совершенно неэластичное предложение, характерно для кратчайшего периода времени, когда все факторы производства остаются постоянными, а предприятие не в силах изменить объем производства;

2)  - неэластичное предложение, характерно для краткосрочного периода, когда часть факторов производства может быть изменена, а предприятие может изменить объем производства, но незначительно;

3) - эластичное предложение, характерно для долгосрочного периода, когда предприятие может изменить величину всех факторов производства.

На эластичность предложения оказывают влияние следующие факторы:

- фактор времени;

- наличие свободных производственных мощностей;

- наличие ресурсной базы;

- применяемые технологии;

- конъюнктура рынка;

- возможность длительного хранения продукции и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: