Модели кооперативного поведения фирм

Кооперативная стратегия – это взаимодействие фирм-конкурентов на рынке олигополии, при котором фирмы достигают соглашения об объемах отраслевого выпуска и ценах. Данное взаимодействие может принимать форму: открытого (письменный договор) или скрытого соглашения (копирование методов ценообразования, конкуренции); кооперативного сотрудничества, которое реализуется с помощью системы предупредительных сигналов (заявление фирмы, оценка рыночной ситуации, принятие условных потолков цен).

Формами проявления кооперативного поведения фирм на рынке олигополии являются:

- Картель;

- Модель ценового лидерства;

- Модель блокирующего ценообразования.

Картель.

Немногочисленность основных участников олигополистического рынка дает возможность заключения соглашения между ними. Главной целью картельного соглашения является установление таких объемов выпуска и цен, которые обеспечивают монопольно высокие прибыли каждому из участников. Весь отраслевой объем выпуска делится между участниками соглашения либо путем деления объемов выпуска (квоты), либо путем географического закрепления рынков.

Картели могут осуществить попытку влияния и на уровень издержек в отрасли, путем соглашения о стоимости закупаемых ресурсов.

Таким образом, при реализации картельного соглашения отраслевой рынок оказывается в условиях монопольного равновесия и имеет те же отрицательные последствия.

Для более наглядного представления последствий монополизации рынка олигополии предположим, что на отраслевом рынке действуют только две фирмы, выпускающие однородный продукт при постоянном уровне отдачи от масштаба () и одинаковом уровне долгосрочных издержек (рис. 46).

 


            

 

          

 

                                                   

                                             

 

                                      

           - картельное соглашение                                               

 

Рис. 46 Экономические последствия картельного соглашения

 

На рис. 46 представлено что, если бы фирмы осуществляли взаимодействие на основе совершенной конкуренции, то объем выпуска составил бы  при равновесной цене . Каждая фирма при этом производила бы половину отраслевого объема спроса, не получая при этом экономической прибыли.

Если фирмы на рынке смогут достичь картельного соглашения, то они ограничат объем выпуска до , назначив цену . Следствием этого является экономическая неэффективность структуры картеля, поскольку . Завышенный уровень цен при картельном соглашении приводит к перераспределению части потребительского излишка в его пользу. Участники картеля получают монопольно высокие прибыли, которые определяются как:

,                                (36)

Величина сверхприбыли участников картеля представлена затемненным прямоугольником, а чистые потери общественного благосостояния – светло-серым треугольником на рис. 46.

К основным факторам, приводящим к картелизации отраслевого рынка, можно отнести:

- небольшое число производителей в отрасли;

- однородность продукта;

- контроль одной из фирм большей части отраслевого предложения;

- высокие отраслевые барьеры, отсутствие свободных производственных мощностей;

- устойчивость спроса;

- низкие темпы научно-технического развития.

Эти же факторы, но в противоположном направлении, будут приводить к трудностям при формировании картельных соглашений.

В настоящее время в экономике действует законодательное запрещение и правовое ограничение картельных соглашений.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: