Рекомендации по повышению эффективности государственной поддержки для сельхозпредприятий Усть-Цилемского района

 

Достигнутый в 2012 году рост производства сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных предприятиях Усть-Цилемского района не сопровождался увеличением прибыли, финансовое состояние хозяйств ухудшалось, несмотря на увеличение объемов господдержки.

На конец 1012 года доля убыточных сельхозпредприятий составила 22,2%. Прибыль в расчете на прибыльную организацию в 2012 году составила 880 тысяч рублей, что на 29,3% меньше, чем в 2010 году и на 54,1% меньше, чем в 2011 году.

Бюджетные субсидии оказывали слабое влияние на финансовые результаты деятельности предприятий, а значит для повышения эффективности государственной поддержки важно увеличить ее объемы.

При этом рост объемов господдержки должен воздействовать на рост объемов производства и на эффективность производства. Даже согласно соглашению о сельском хозяйстве ВТО поддержка сельского хозяйства в районах с неблагоприятными условиями проживания, куда относится Усть-Цилемский район, субсидии здесь не могут относиться к сокращаемым видам и не включаются в агрегированный показатель поддержки сельского хозяйства. Уровень господдержки, исходя из уровня себестоимости в 2012 году и рекомендуемого уровня рентабельности в 35% должен был составить:

На производство молока ((35/100*себестоимость) - выручка + себестоимость):

/100*13241-6766+13241=11110 тысяч рублей, т.е. 84% от себестоимости молока.

На производство молочных продуктов:

/100*13973-9081+13973=9783 тысячи рублей или 70% от себестоимости.

На производство мяса:

/100*10928-8695+10928=6058 тысяч рублей или 55% от себестоимости.

Так как само сельское хозяйство еще не в полной мере адаптировались к новым условиям хозяйствования, к необходимости конкурентного развития субъекта экономики, к реализации адаптационно-антикризисных программ и маркетинговых стратегий, внедрению инноваций, реализации инвестиционной политики. Разрешить данные проблемы практически невозможно без квалифицированных кадров, в полной мере владеющих рыночным инструментарием, способных трудиться в условиях турбулентной среды, изменчивости конъюнктуры рынка, реализующих наступательную стратегию инновационно-интеграционного развития предприятий.

Рыночная система хозяйствования потребовала совершенствования, как состава, так и структуры трудового потенциала агропромышленного комплекса. Управленческие кадры и специалисты агропроизводства сегодня должны не только обладать знаниями технологий производства и переработки сельхозпродукции, но и в совершенстве владеть логистикой, агромаркетингом, стратегическим и финансовым менеджментом, т.е. теми дисциплинами, которые являются определяющими для успешного функционирования в конкурентной среде.

Современные квалифицированные работники (от механизаторов до главных специалистов хозяйств различных форм собственности) в полном объеме должны владеть ресурсо- и энергосберегающими, высокоэффективными, интенсивно-адаптивными технологиями современного агропроизводства.

Поэтому важно совершенствовать такое направление государственной поддержки как поддержка кадрового обеспечения и поддержка молодых специалистов.

Из анализа структуры государственной поддержки сельскохозяйственным предприятиям Усть-Цилемского района в 2010 - 2012 годах, не были предоставлены субсидии из федерального бюджета. Несмотря на то, что сложилась определенная специализация бюджетов разного уровня по поддержке сельского хозяйства: федеральный бюджет осуществляет в основном программы в области растениеводства, региональные бюджеты - в области животноводства. Желательно рассмотреть вопрос о возможности субсидирования сельхозпредприятий Усть-Цилемского района из федерального бюджета по направлению - завоз семян по выращиванию кормовых культур в районах Крайнего Севера.

При определении допустимого уровня господдержки сельского хозяйства целесообразно использовать такой критерий, как уровень государственных расходов в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий. Например, в Канаде на 1 га сельхозугодий выделяют около 188 долларов США, в России - от 10 до 16 долларов США (в Усть-Цилемском районе этот показатель равен 6,38 рублей)

Выводы:

Бюджетные субсидии оказывали слабое влияние на финансовые результаты деятельности предприятий, а значит для повышения эффективности государственной поддержки важно увеличить ее объемы.

Объемы господдержки должны составлять не менее 70% в совокупной себестоимости вей производимой продукцией сельхозпредприятиями Усть-Цилемского района, или хотя бы как в среднем по России 10-16 долларов США на 1 га сельхозугодий.

Ежегодно предоставлять средства в направлении государственной поддержки кадрового обеспечения и поддержки молодых специалистов.

Рассмотреть возможность предоставления субсидий из федерального бюджета.


 


Заключение

 

В настоящее время экономическая эффективность сельскохозяйственного производства во многом определяется степенью государственного регулирования отрасли и зависит от объемов государственной поддержки аграрной сферы.

Однако необходимость поддержки никак не обосновывается: из года в год при принятии бюджета обсуждается только объем средств по каждой строке бюджета. Это приводит к тому, что бюджетные трансферты не решают стратегических задач региональной аграрной политики, а направлены на финансирование уже сложившихся направлений субсидирования. Кроме того, прямая поддержка производителей имеет такие отрицательные последствия, как удорожание приобретаемых для производства материально-технических ресурсов.

Итак, рассмотрев сущность понятия «Государственная поддержка» и изучив ее значимость для сельского хозяйства можно сделать такие выводы:

Государственная поддержка сельского хозяйства - это совокупность форм и методов экономического воздействия государства, направленных на обеспечение экономического роста аграрной сферы экономики и формирование эквивалентного межотраслевого обмена в системе АПК, которая может быть предоставлена в разных формах и на различных условиях

Государственная поддержка должна быть гарантирована в первую очередь сельскохозяйственным предприятиям, производящим продукцию, определенную в качестве ключевой для продовольственной безопасности страны. В качестве таковой Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации определены зерно, сахар, растительное масло, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, рыбная продукция, картофель.

Кроме того, государственная поддержка должна носить адресный характер в форме прямых дотаций на производство сельскохозяйственной продукции. При этом размеры дотаций должны рассчитываться отдельно для каждого сельскохозяйственного предприятия с учетом фактической рентабельности производства каждого вида продукции.

Необходимость государственной поддержки сельского хозяйства объясняется сезонным характером производства, высокой зависимостью от природно-климатических условий и риском в получении стабильных доходов, ценовой неэластичность спроса на многие продукты сельского хозяйства, большим разрывом во времени между произведенными затратами и получением продукции и др.

Расходование бюджетных средств на сельское хозяйство определяется главным образом Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2008 - 2012 гг; 2013-2020гг.).

Необходимость оценки результативности и эффективности бюджетных средств, направленных в сельское хозяйство продиктована требованиями современной экономики.

Достигнутый в 2012 году рост производства сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных предприятиях Усть-Цилемского района не сопровождался увеличением прибыли, финансовое состояние хозяйств ухудшалось, несмотря на увеличение объемов господдержки.

Для повышения эффективности использования бюджетных средств важно рассмотреть возможность увеличения объемов государственной поддержки, расширения направлений господдержки и выделения субсидий из федерального бюджета.


 


Список использованной литературы

 

1. Адуков Р., Дроздецкий А. Эффективность финансового оздоровления сельхозорганизаций //АПК: экономика, управление. - 2010.-№10.- с. 47-52.

.   Агропромышленный комплекс Республики Коми: история и современность. Статистический сборник. - Сыктывкар, 2011. - 133с.

.   Аржанцев Д.А. Совершенствование механизма государственной поддержки малого предпринимательства. Автореферат.- М., 2011.- 25 с.

.   Барышников Н.Г., Самыгин Д.Ю. Анализ и особенности оценки эффективности использования субсидий в сельском хозяйстве// Аудит и финансовый анализ. - 2008. - №5. - с.3-6.

.   Барышников Н.Г., Самыгин Д.Ю. Развитие системы распределения и доведения бюджетных средств до производителей государственного асельскохозяйственной // Аудит и финансовый анализ. - 2011. - №5. - с.9-12

.   Барышников Н.Г., Самыгин Д.Ю., Зарькова Ю.С. Методология анализа использования бюджетных средств в сельском хозяйстве//Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2010. - №8. - с.101-107.

.   Беспахотный Г.В., Барышников Методика планирования бюджетных субсидий для сельскохозяйственных товаропроизводителей. - М., 2007. - 37с.

.   Братцев В. Госрегулирование сельского хозяйства// АПК: экономика, управление. - 2012. - №6. - с. 45-52.

.   Буздалов И.Н. Аграрный протекционизм как инструмент государственного регулирования сельского хозяйства в рыночных условиях // Государственное регулирование сельского хозяйства: концепции, механизмы, эффективность. - 2009. - №5 - с.35-39.

.   Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014) (с изм. вступившими в силу 01.01.2014) [Электронный ресурс] СПС КонсультантПлюс.

.   Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. - Москва, Министерство сельского хозяйства РФ, - 2012. - 216 с.

.   Гражданский кодекс РФ часть первая (Федеральный Закон от 30.11.94 № 51 ФЗ); часть 2 (Федеральный Закон от 26. 01. 96 № 14-ФЗ); часть 3 (Федеральный закон от 26.11.01 № 146-ФЗ с изм. и доп.).

.   Гришакина Н.И. Оценка эффективности бюджетных субсидий в сельское хозяйство//Аграрный вестник Урала. - 2011.-№4- с.87-89.

.   Емельянов Р.А. Эффективность механизмов антикризисного управления АПК//Вестник Томского государственного университета. - 2011. - №7 - с.257-263.

.   Методика определения эффективности использования бюджетных средств, полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями. - М.: Федеральное государственное учреждение «Центр экспертно-аналитической оценки эффективности деятельности агропромышленного комплекса», 2011. - 55с.

.   Методика оценки эффективности использования бюджетных средств в сельском хозяйстве / под научн. ред. Члена корр. РАСХН, проф. Г.В. Беспахотного. - Екатеринбург: УрГСХА, 2005. - 59 с.

.   Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 20 «Учет государственной помощи и раскрытие информации о государственной помощи» (ред.от 02.04.2013) (введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России 25.11.2011 №160н) [Электронный ресурс] СПС КонсультантПлюс.

.   Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая). От 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998); (ред от 28.12.2013). [Электронный ресурс] СПС КонсультантПлюс.

19. Положение по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности", ПБУ 8/01 <http://www.bestpravo.ru/federalnoje/xg-akty/x5g.htm> (утверждено Приказом Минфина России от 28.11.2001 N 96н, ред 27.04.2012). [Электронный ресурс] СПС КонсультантПлюс.

.   Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 (утверждено Приказом Минфина РФ от 16.10.2000г. №92н, ред. от 18.09.2006) [Электронный ресурс] СПС КонсультантПлюс.

.   Торопов А.И., Рапава С.Т. Теоретическая сущность государственной поддержки сельского хозяйства в системе государственного регулирования АПК//Аудит и финансовый анализ. - 2011. - №7. - с.45-48.

.   Федеральный Закон «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011 №-402-ФЗ (ред. от 28.12.2013).

.   Федеральный Закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный Закон «О сельском хозяйстве» №260-ФЗ (ред. от 23.07.2013).

.   Федеральный Закон РФ «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ (ред. от 23.07.2013).

.   Федеральный Закон РФ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» от 9 07 2002 г. № 83-Ф3 (в ред. от 01.07.2011 г.).

.   Федеральный Закон «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011 №-402-ФЗ (ред. от 28.12.2013).

.   Чернов А. Господдержка мелкотоварного производства в сельском хозяйстве//АПК: экономика, управление. - 2012. - №1. - с.69-101.

.   Эдуков Р., Дроздецкий А. Эффективность финансового оздоровления сельхозорганизаций//АПК: эк ономика, управление. - 2010. - №10. - с.13-19.

.   Экономика предприятий и отраслей АПК: учебник / под ред. П. В. Лещиловского, В. С. Тонковича, А. В. Мозоля. 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Изд-во БГЭУ, 2007. - 380с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: