Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях, как и у любых других экономических субъектов, должен быть зеркалом финансово-хозяйственной деятельности, правильно и достоверно отражающим все многообразие реально протекающих процессов.
Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.
Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Инструкцией по бюджетному учету от 10.02.2006 г. № 25 н.
Отражение операций при ведении бюджетного учета учреждениями осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета. План счетов бюджетного учета не только охватывает все объекты бюджетного учета, как, например, стандартный план счетов, применяемый в коммерческом учете, но и отражает их изменение (уменьшение или увеличение).
|
|
План счетов бюджетного учета состоит из пяти разделов:
1. Нефинансовые активы;
2. Финансовые активы;
3. Обязательства;
4. Финансовый результат;
5. Санкционирование расходов бюджета.
Каждый объект бюджетного учета исчерпывающе детализирован в Плане счетов по всем составляющим его элементам. Для отражения всех видов объектов бюджетов бюджетного учета по входящим в них элементам используются коды синтетического и аналитического счета – всего 5 знаков. Указанные 5 знаков и представляют, собственно, код бухгалтерского счета Плана счетов.
Учитывая требования бюджетного и гражданского законодательства, в структуру Плана счетов включен код источника финансирования – 1 знак, применяемый для отражения операций, совершаемых за счет бюджетных средств (используется цифра 1), внебюджетных средств (цифра 2) и средств, находящихся во временном распоряжении (цифра 3).
Таким образом, с целью решения указанных задач был установлен номер бюджетного счета, состоящих из 26 знаков:
1-17 разряды - код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов;
18 разряд - код вида деятельности;
19-21 разряды – код синтетического счета;
22-23 разряды – код аналитического счета;
24-26 разряды – код экономической классификации операций сектора государственного управления.
Первые семнадцать разрядов в свою очередь подразделяются на:
|
|
1-3 разряды – код главного распорядителя средств бюджета, который является также кодом администратора поступлений. В настоящее время указанный код используется для характеристики нового понятия, введенного бюджетной классификацией с 1 января 2005 года, - администратор бюджетных средств. На федеральном уровне кодировка администраторов бюджетных средств приведена в Перечне прямых получателей средств из федерального бюджета. Например, Минпромэнерго России имеет код 021, Минфин России – 092, Минзрав России – 061. Указанный код администратора используется для отражения всех без исключения операций, отражаемых в бюджетном учете;
4-17 разряды представляют собой собственно функциональную структуру соответствующей бюджетной классификации по доходам, расходам и источникам финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.
Критерием для признания деятельности бюджетной является ее осуществление за счет средств соответствующего бюджета.
Порядок формирования бюджетных средств и их использование регулируется, прежде всего, Бюджетным Кодексом РФ. Бюджетные средства отражаются на балансовых счетах в учреждениях Банка России и кредитных организациях. Эти счета открываются органами Федерального казначейства и иными органами, организующими исполнение бюджета соответствующего бюджета.
Разряды с 19-го по 21-й характеризуют код синтетического счета, который соответствует разделу Плана счетов бюджетного учета. Пяти разделам Плана счетов соответствует пять счетов синтетического учета, отражающие все объекты бюджетного учета:
1). 100 - нефинансовые активы;
2). 200 - финансовые активы;
3). 300 - обязательства;
4). 400 - финансовый результат;
5). 500 - санкционирование расходов бюджета.
Внутри синтетического счета детализируются на типы и виды объектов учета.
Так, нефинансовые активы (код счета 100) подразделяются на 7 типов:
1). 101 - основные средства;
2). 102 - нематериальные активы;
3). 103 - непроизведенные активы;
4). 104 - амортизация;
5). 105 - материальные запасы;
6). 106 - вложения в нефинансовые активы;
7). 107 – нефинансовые активы в пути.
Разряды с 22-го по 23-й предназначены для дальнейшей детализации счетов синтетического учета.
Например, такой объект учета нефинансовых активов, как основные средства (аналитический счет 101), детализируется на следующие аналитические счета:
1). 10101 – жилые помещения;
2). 10102 – нежилые помещения;
3). 10103 – сооружения;
4). 10104 – машины и оборудования;
5). 10105- транспортные средства;
6). 10106- производственный и хозяйственный инвентарь;
7). 10107- библиотечный фонд;
8). 10108 - драгоценности и ювелирные изделия;
9). 10109 – прочие основные средства.
Аналогичная детализация произведена по всем синтетическим счетам с учетом особенностей соответствующих объектов учета.
Разряды Плана счетов с 24-го по 26-й представляют собой коды экономической классификации операций сектора государственного управления.
Сутью применения указанной классификации в Плане счетов является то, что она позволяет отразить изменение (увеличение или уменьшение) соответствующего объекта учета.
Так, для нефинансовых активов используются следующие пары кодов классификации операций сектора государственного управления, отражающих увеличение и уменьшение стоимости объектов учета:
- для основных средств – 310 и 410;
- для нематериальных активов – 320 и 420;
- для непроизведенных активов – 330 и 430;
- для материальных запасов – 340 и 440.
Глава 2 Организация бухгалтерского учета основных средств