Структура затрат на производство, применяемая в ФНПЦ ОАО «НПО «Марс»

 

ФНПЦ ОАО «НПО «Марс» работает по прямым договорам и контрактам. Стоимость работы зависит от объема и сложности. Расчета стоимости работ начинается с изучения технического задания. Стоимость работ определяется комплектом документов, состоящих из: протокола цены, пояснительной записки, структуры цены и расшифровок по статьям затрат.

Для расчета стоимости работы ФНПЦ ОАО «НПО «Марс» применяются постатейные расшифровки затрат. Расшифровки делаются на каждый вид затрат. В расшифровках должна быть четко и наглядно представлена информация обо всех затратах по каждой статье. Обобщающим документом, являющимся обоснованием стоимости работы является структура цены (приложение Б). Она утверждается Генеральным директором ФНПЦ ОАО «НПО «Марс» и заказчиком, и является обоснованием стоимости работы.

Структура цены состоит из следующих элементов:

- материалы и комплектующие с транспортно-заготовительными расходами (ТЗР);

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальное страхование;

- накладные расходы;

- прочие затраты, в том числе:

- расходы на командировки;

- расходы по гальванопокрытию деталей и др.

- работы, выполняемые сторонними организациями (контрагентские работы);

- себестоимость работ;

- прибыль;

- цена;

- сумма налога на добавленную стоимость;

- цена с налогом на добавленную стоимость.

В зависимости от конкретного заказа структура цены имеет разный состав. Если выполняется заказ по линии Государственного оборонного заказа, в соответствии с подпунктом 16, пункта 3, ст. 149 Налогового кодекса РФ, такая работа налогом на добавленную стоимость не облагается.

Материалы и комплектующие - вещественные элементы, приобретенные с целью дальнейшего использования в качестве предметов труда в производственном процессе, полностью потребляемые в процессе производства и полностью перенесшие свою стоимость на стоимость произведенной продукции или оказанные услуги.

Согласно статье 254 Налогового кодекса в состав материальных расходов относятся следующие виды затрат:

- на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), образующих их основу или являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);

- на приобретение материалов, необходимых для упаковки, или иной подготовки произведенных и реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку);

- на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и иных средств индивидуальной (коллективной) защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации и другое имущество (не являющееся амортизируемым имуществом). Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию;

- на приобретение комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся монтажу или дополнительной обработке;

- на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе для производственных нужд) всех видов энергии, затраты на отопление зданий, а также затраты на трансформацию и передачу энергии и др.

К материальным расходам для целей налогообложения приравниваются: - потери от недостачи или порчи при хранении, транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, технологические потери при производстве и транспортировке. Технологическими потерями являются потери при производстве и транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья.

К транспортно-заготовительным расходам относят затраты на пересылку материалов и комплектующих почтой, перевозку специальным транспортом, а также расходы на упаковку. ФНПЦ ОАО «НПО «Марс» для расчетов принят утвержденный процент транспортно-заготовительских расходов, равный 1,1 %. Фактическое распределение транспортно-заготовительных расходов для списания производится исходя из удельного веса (в процентах к учетной стоимости материалов), сложившегося в предыдущем месяце.

Материальные ценности принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактической себестоимостью материальных ресурсов, приобретенных за плату является сумма всех фактических затрат предприятия на приобретение (стоимость материалов и комплектующих, транспортно-заготовительных расходов), комиссионные вознаграждения, посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины, сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов).

При отпуске материальных ценностей в производство и ином выбытии их оценка производится организациями одним из следующих методов:

- по стоимости единицы запасов;

- по средней себестоимости;

- по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО);

- по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ЛИФО).

Применение одного из методов по виду (группе) запасов производится в течение всего отчетного года, метод оценки материалов отражается в приказе по учетной политике предприятия. Однако при появлении новой группы запасов, которая ранее не входила в учетную номенклатуру запасов ни самостоятельно, ни в составе другой группы запасов, организация может дополнить свою учетную политику и осуществить выбор оценки списания данного вида материальных ценностей.

На каждую партию (единицу) материала (в том числе и с одинаковыми входными параметрами), поступающую на предприятие заводится инвентарная карточка. Учетная цена в этом случае есть фактическая цена закупки. На каждую единицу прикрепляется инвентарный номер, необходимый для однозначного определения данного материала. В момент отпуска материала бухгалтер делает отметку в специальном учетном регистре о том, какой инвентарный номер и с какого подразделения (склада) отпущен в производство. При этом точно известна стоимость материала перенесшего свою стоимость на готовую продукцию.

Метод оценки по стоимости каждой единице запаса является самым точным методом, потому что материальная ценность списывается в производство по стоимости фактически произведенных на ее приобретение затрат. Недостатком данного метода является то, что он применим только для единичных закупок.

Методы, при которых учетная цена отпущенного в производство материала определяется расчетным путем, являются методами приближенного учета. Основными методами учета являются методы средних цен, ФИФО, ЛИФО.

(ФИФО) FIFO, Каждая вновь поступившая партия отражается в учете, как самостоятельная партия, независящая от находящихся на учете. При списании делается предположение, что списывается в производство материал из самой первой поступившей партии. Когда количество материала в первой партии становится меньше, чем требуется передать в производство, то списывается материал из второй партии и т.д. Тем самым списание материала производится по принципу «первым пришел - первым ушел» - «first in -first out», Этот метод оправдан в условиях, когда вновь поступающая партия материала поступает по более низкой цене, чем предыдущая, а также при низкой инфляции. В условиях высокой инфляции применение этого метода приведет к завышению стоимости материальных остатков и занижению себестоимости готовой продукции и как следствие завышению результатов от реализации. Как правило, предпочтительней списывать в производство сначала материл по более высокой учетной цене.

ЛИФО (L1FO). Вновь поступившая партия отражается в учете, как самостоятельная партия, независящая от находящихся на учете. При списании делается предположение, что отпущен материал из самой последней поступившей партии. Если количество материала в последней партии меньше, чем требуется передать в производство, то списывается материал из предпоследней партии и т.д. Тем самым списание материала производится по принципу «последним пришел - первым ушел» -«last in - first out». Этот метод удобен в условиях высокой инфляции, так как стоимость списываемого материала максимально приближена к текущим рыночным ценам - в первую очередь списывается материал, купленный последним и его учетная цена ближе к рыночным ценам, чем цены первых партий. При этом методе снижается стоимость материальных остатков и, как следствие, результаты от реализации готовой продукции, по сравнению с предыдущим методом.

Согласно учетной политики, принятой ФНПЦ ОАО «НПО «Марс» для оценки материальных запасов применяется метод средней цены. При этом методе оценки материалы с одинаковыми входными параметрами учитывается в одной инвентарной карточке. Вновь поступивший материал усредняется с уже имеющимся. Учетная цена рассчитывается по формуле:


                                                         ,                               (5)

 

где К н. - количество материала, на начало отчетного периода.

     Ц у.н. - учетная цена материала, на начало отчетного периода;

     Ц п. - цена поступившего материала;

     К п. - количество поступившего материала.

Сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов. Возвратные отходы это остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые частично утратили свои потребительские качества исходных ресурсов. К возвратным отходам не относятся остатки товарно-материальных ценностей, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.

Возвратные отходы оцениваются по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования) и по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону.

При поступлении материалов на склад материально-ответственное лицо проверяет их соответствие данным, указанным в сопроводительных документах, и при отсутствии каких-либо расхождений выписывает приходный ордер (форма № М-4), который подписывает заведующий складом и экспедитор. Либо на квитанции транспортного документа или в части местных грузов, на документе поставщика (товарно-транспортной накладной или др.) ставится штамп, в оттиске которого указаны реквизиты приходного ордера, таким образом, отпадает необходимость выписывать приходный ордер.

Материалы, поступившие на склады предприятий, обязательно подвергаются тщательной проверке в отношении соответствия их ассортименту, количеству (счету, весу, объему) и качеству, указанным в сопроводительных документах.

Сырье, полуфабрикаты и другие материальные ценности должны приходоваться в соответствующих единицах измерения (по весу, счету, объему и т.д.). Поступление материалов изготовленных или переработанных цехами и участками собственного производства и сданных на склад материальных ценностей, должно оформляться путем выписки требования-накладной (форма № М-11). Этими же накладными оформляются также операции по сдаче цехами (участками) на склад или в кладовую цеха (участка) из производства остатков неизрасходованных материалов (если они ранее были получены по требованию), а также сдача отходов от производства продукции, отходов от брака.

Наличие и движение материальных ценностей ведут в количественном выражении по их наименованиям, видам, сортам, размерам и другим показателям в карточках складского учета материалов или приравненных к ним технических носителях информации, в соответствии с порядком хранения материалов, вызываемом как условиями производственного потребления материалов, так и требованиями организации складского хозяйства. Учет производственных запасов осуществляют в единицах измерения, предусмотренных соответствующими сборниками учетных цен.

Карточки складского учета материалов (форма № М-17) заготовляются бухгалтерией по мере поступления приходных документов и в соответствии с номенклатурой материалов и передаются материально ответственным лицам под расписку в реестре вместе с приходными документами.

Сортовой количественный учет движения материальных ценностей ведется непосредственно материально ответственными лицами (заведующими складами, кладовщиками и др.). В некоторых случаях допускается возлагать с согласия материально ответственного лица ведение карточек складского учета на учетчиков (операторов). На каждый номенклатурный номер материала открываться отдельная карточка.

В карточках складского учета кладовщик заполняет реквизиты, характеризующие места хранения материалов (стеллажи, ячейки и т.п.). К месту хранения прикрепляется материальный (стеллажный) ярлык.

Материалы отпускаются со склада на различные нужды: в производство для изготовления продукции, на ремонтные и хозяйственные нужды, в переработку, на другие предприятия, для исправления брака и др.

Номенклатура и количество отпускаемых материалов и комплектующих определяется техническими заданиями, картами запуска в производство, сметами на изготовление и др. Нормы отпуска вспомогательных материалов в производство устанавливаются планово-экономическим и конструкторско-техническим отделами, согласовываются с Представительством заказчика и утверждаются генеральным директором.

Перемещение материалов со склада в производство оформляют требованием-накладной (форма № М-11) (приложение В) и лимитно-заборной картой (форма № М-8) (приложение Г). Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, получающее материальные ценности. Один экземпляр служит складу основанием для списания ценностей, а второй – передается в бухгалтерию.

Лимитно-заборные карты предназначены для оформления отпуска материалов которые систематически потребляются при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды и являются оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада.

Отпуск материалов по лимитным картам производится с определенного склада, только указанных в лимитной карте наименований материалов и строго в пределах количеств, установленных лимитами.

Лимитно-заборные карты выписываются на одно наименование материала (номенклатурный номер) и, как правило, на один шифр заказа.

Лимитно-заборная карта выписывается в двух экземплярах сроком на один месяц. Один экземпляр до начала месяца передается структурному подразделению - потребителю материалов, второй отдается на склад.

Отпуск материалов в производство осуществляется складом при предъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляра лимитно-заборной карты.

Кладовщик производит взвешивание или замер отпускаемого материала обязательно в присутствии представителя цеха и отмечает в обоих экземплярах лимитно-заборной карты дату и количество отпущенного материала, после чего выводит остаток лимита по данному номенклатурному номеру материала. В лимитно-заборной карте структурного подразделения расписывается кладовщик, в лимитно-заборной карте склада расписывается представитель структурного подразделения.

Сверхлимитный отпуск материалов и замена одних видов материалов другими допускается только по разрешению руководителя организации, главного инженера или лиц, на это уполномоченных.

В конце месяца все лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерию.

Лимитно-заборные карты используются для оперативного ведения складского, бухгалтерского учета материалов, а также синтетического и аналитического учета материалов, которые ведутся в бухгалтерии по материально-ответственным лицам.

Первичные документы, при поступлении в бухгалтерию подвергаются таксировке. При обработке первичных документов на первых экземплярах в бухгалтерии проставляются учетные шифры видов операции, поставщика и др., а затем эти документы группируются по видам операций, источникам поступления или направлениям отпуска (расхода) материалов (по корреспондирующим счетам). Выявленные суммы записываются в соответствующие регистры синтетического учета.

После разметки первые экземпляры первичных документов передаются соответствующим исполнителям: приходные документы с приложенными к ним счетами-фактурами, накладными и др. для учета приобретения и заготовления материальных ценностей, а расходные документы для учета затрат на производство и калькуляции и др.

Синтетический учет движения материальных ценностей осуществляется бухгалтерией в суммовом выражении на соответствующих синтетических счетах и субсчетах, а внутри их по складам или кладовым (по материально ответственным лицам) и группам материалов.

В этих целях суммы оборотов по группам материалов записываются в накопительных ведомостях синтетического учета, которые ведутся по каждому складу отдельно по приходу и расходу в разрезе синтетических счетов и субсчетов,  групп материалов (по учетным ценам). Периодически или в конце отчетного месяца итоговые данные по приходу и расходу накопительных ведомостей записываются в учетные регистры.

Для учета материалов в Плане счетов ФНПЦ ОАО «НПО «Марс» в соответствии с учетной политикой используются счет 10 «Материалы», предназначенный для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т.п. ценностей организации (в том числе находящихся в пути и переработке).

К счету 10 «Материалы» согласно Плана счетов предприятия для наилучшего обеспечения контроля открыты субсчета: 10.10 – «Сырье и материалы», 10.20 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие», 10.30 «Топливо», 10.40 «Тара», 10.50 «Запасные части», 10.80 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» и др.

Порядок расчета стоимости материалов и комплектующих, списанных на заказ, посмотрим на примере списания в производство рым-болта.

Данный вид комплектующего находится на складе № 92003, учет ведется в карточке складского учета № 45963. Для выполнения данной работы необходимо 4 штук рым-болта. На складе предприятия находится 3 штуки рым-болтов, приобретенных по 42 руб. 00 коп. за 1 штуку. Для выполнения заказа были приобретены 4 рым-болта по цене 52 руб. 50 коп. за штуку.

На основании требования –накладной № 1397 от 16.05.06г. в производство было отпущено 4 рым-болтов.

Стоимость одной единицы определяется расчетом по формуле 5:

3 штуки х 42,00 руб.+ 4 штуки х 52,50 руб.

= 48,00 руб.

3 штуки + 4 штуки

Стоимость списанных в производство рым-болтов в количестве 4 штук равна 192,00 руб.

На основании поступивших расчетных документов на материалы от поставщиков, делаются записи:

дебет 10 «Материалы» кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на сумму приобретенных материальных ценностей;

дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на сумму налога на добавленную стоимость по поступившим ценностям;

дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредит 51, (50, 52 и др.) «Расчетные счета» («Касса», «Валютные счета» и др.) на сумму оплаты счетов поставщиков за поставленные материалы и комплектующие;

дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» на сумму предъявленного к зачету из бюджета налога на добавленную стоимость по приобретенным материалам.

Поступление материалов может произойти от подотчетных лиц – работников предприятия и прочих дебиторов и кредиторов:

дебет 10 «Материалы» кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - на стоимость материалов и расходов по их заготовке, оплаченных из подотчетных сумм;

дебет 10 «Материалы» кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - на стоимость услуг, оказанных различными организациями по заготовке и доставке материалов (транспортным организациям и др.), а также за приобретенные у них материалы;

В конце месяца стоимость материалов и комплектующих, отнесенных на заказ списываются в дебет счета 20 «Основное производство» (приложение Д). Аналитический учет материалов, списанных на заказ, ведется в Аналитических карточках, в которых просматривается номенклатура материала, номер и дата требования, которым он был отнесен на заказ (приложение Е).

Согласно статье 255 Налогового кодекса РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной или натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

К расходам на оплату труда относятся:

─ суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда;

─ начисления стимулирующего характера;

─ начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда;

─ сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о труде;

─ денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством РФ;

─ начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика;

─ единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности) в соответствии с законодательством РФ и др.

Для учета расчетов с персоналом по оплате труда (по всем видам заработной платы, премиям, пособиям, пенсиям и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данного предприятия предназначен счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Аналитический учет по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в ФНПЦ ОАО «НПО «Марс» ведется по каждому работнику предприятия и по заказам. По каждому сотруднику ведется налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц (форма № НДФЛ-1) и индивидуальная карточка учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленного единого социального налога (взноса).

Расчет заработной платы по рабочим сдельщикам осуществляется бухгалтерией на основании табеля учета использования рабочего времени и ведомостей на премирование. До 25 числа текущего месяца бюро учета рабочего времени выдает в бухгалтерию Табель учета использования рабочего времени (форма № Т-12) (приложение Ж). Ведомости на премирование делают экономисты подразделений. На основании нарядов на выполнение работ, закрытых мастером или начальником участка, в зависимости от объема выполнения плана, в соответствии с принятой на предприятии системой оплаты труда, экономист проставляет процент ежемесячной премии.

Расчет заработной платы по работникам-повременщикам ведется на основании табеля учета использования рабочего времени. Начисление надбавок лицам, допущенных к государственной тайне, надбавок за бригадирство, за достижения и др. происходит на основании приказа генерального директора.

Все документы, не позднее 25 числа (согласно утвержденного графика документооборота ФНПЦ ОАО «НПО «Марс» на 2006 г.) должны быть предоставлены в бухгалтерию. На основании данных документов рассчитывается заработная плата и отчисления по сотрудникам предприятия (учет ведется по структурным подразделениям). Расчетные ведомости (приложение И) и платежные ведомости (приложение К) формируются автоматизированным способом. На основании их формируются расчетные листки, в которых расписывается какие начисления и какие удержания были произведены с работника. К концу месяца бухгалтерия выдает расчетные листки по начисленной заработной плате (приложение Л) экономистам подразделений для отнесения затрат на оплату труда на конкретный заказ. Экономисты подразделений до 5 числа месяца, следующего за периодом за который была начислена заработная плата, предоставляют в бухгалтерию Ведомости учета рабочего времени и начислений зарплаты по заказам (приложение М), на основании которых заработная плата сотрудников распределяется по заказам.

На основании соответствующих документов и справок, предоставленных сотрудниками предприятия, из начисленной заработной платы делаются соответствующие стандартные налоговые вычеты (статья 218 Налогового кодекса), социальные налоговые вычеты (статья 219 Налогового кодекса) и имущественные налоговые вычеты (статья 220 Налогового кодекса).

Заработная плата работников предприятия, непосредственно участвующих в основном производстве относится на соответствующий заказ. Заработная плата работников предприятия относящихся к административно-управленческому аппарату, работающих во вспомогательных производствах, непосредственно не участвующих в основном производстве относят на статьи накладных расходов.

На заработную плату работников, отнесенных на основное производство, рассчитывают дополнительную заработную плату. Дополнительная заработная плата включает выплаты, за не проработанное время, предусмотренные законодательством о труде и коллективными договорами:

- оплата времени отпусков;

- оплата времени выполнения государственных и общественных обязанностей;

- оплата перерывов в работе кормящих матерей;

- оплата льготных часов подростков;

- оплата выходного пособия при увольнении и др.

Единый социальный налог зачисляется в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

Объектом налогообложения для исчисления единого социального налога являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые Предприятием в пользу физических лиц за выполнение работ, оказание услуг, которые отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;

Ставка единого социального налога для ФНПЦ ОАО «НПО «Марс» в 2006 году составила 26,2 %, в том числе:

Федеральный бюджет                                           20%;

Фонд социального страхования РФ                     2,9%;

Фонд обязательного медицинского страхования 3,1%;

В соответствии с Федеральным законом от 12.02.2000г. № 17-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год» в соответствии с заявленным основным видом деятельности (научные исследования и разработки в области естественных и технических наук) ФНПЦ ОАО «НПО «Марс» определен 1 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2%.

Для учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению открыты субсчета 69.10 Расчеты по социальному страхованию (ставка 2,9 %), 69.20 расчеты по пенсионному обеспечению (ставка 14 %), 69.31 расчеты по обязательному мед. страхованию в федеральный бюджет (ставка 1,1 %) 69.32, расчеты по обязательному мед. страхованию в территориальный бюджет (ставка 2 %), 69.40 обязательное страхование от несчастных случаев на производстве (ставка 0,2 %) 69.50 расчеты по ЕСН в части ПФР (ставка 6 %).

Затраты на оплату труда и отчисления единому социальному налогу, отнесенные на заказ по итогам месяца списываются в дебет счета 20 «Основное производство» (приложение Н).

Служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению руководителя Предприятия, на определенный срок в другую местность для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы. Работникам, направляемым в служебные командировки, оплачиваются: расходы по найму жилого помещения; расходы по проезду к месту назначения и обратно; суточные за время нахождения в командировке.

Расходы на командировку являются нормируемыми, то есть включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по нормам, установленным Правительством. Дополнительные выплаты, связанные с командировкой работников производятся за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты установленных действующим законодательством налогов и прочих обязательных платежей в бюджет (Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 93). Постановлением Госкомстата РФ от 06.04.2001 № 26 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, среди которых предусмотрена форма № Т-10а «Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении», которая применяется для оформления и учета служебного задания при направлении в командировку, а также отчета о его выполнении.

Для оформления и учета направления работника(ов) в командировку применяются формы № Т-9 «Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку». Документом, удостоверяющим время пребывания в служебной командировке, в котором указывается время прибытия в пункт(ы) назначения и время убытия из него (них)) является «Командировочное удостоверение» (форма № Т-10).

Фактическое время пребывания в месте командировки определяется по отметкам в командировочном удостоверении о дне прибытия в место командировки и дне выбытия из места командировки. Если работник командирован в разные населенные пункты, отметки о дне прибытия и дне выбытия делаются в каждом пункте и заверяются той печатью, которой обычно пользуется в своей хозяйственной деятельности то или иное Предприятие или учреждение для засвидетельствования подписи соответствующего должностного лица.

Не позднее 3 рабочих дней по возвращении из командировки работник обязан представить в бухгалтерию предприятия авансовый отчет (приложение П) об израсходованных в связи с командировкой суммах и произвести окончательный расчет по ним. К авансовому отчету прилагаются командировочное удостоверение, оформленное в установленном порядке, документы о найме жилого помещения и фактических расходах по проезду.

Согласно постановлению Правительства №729 от 02.10.2002г. установлены нормы командировочных расходов (на 1 день):

на наём жилого помещения – 550 руб.;

оплата суточных расходов – 100 руб.

Для ФНПЦ ОАО «НПО «Марс» согласована с заказчиком стоимость проезда в места командирования. В командировочном задании дополнительно оговаривается разрешение на оплату камеры хранения, телефонных переговоров и т.п.

В бухгалтерии предприятия проверяются все документы по командировке: Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку, командировочное удостоверение, Авансовый отчет на предмет обоснованности затрат, правильности расчетов, совпадения сроков прибытия-отбытия в место (места) командирования. Суммы расходов в пределах норм относятся на заказ, суммы сверх нормы относятся на прибыль предприятия.

Учет расчетов с подотчетными лицами ведется на активно-пассивном счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Аналитический учет по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» ведется по каждой сумме, выданной под отчет.

Сальдо счета 71 отражает сумму задолженности подотчетных лиц предприятию или сумму не возмещенного перерасхода. По дебету счета записываются суммы возмещенного перерасхода или суммы вновь выданные под отчет на основании расходных кассовых ордеров, по кредиту суммы, использованные согласно авансовым отчетам и сданные по приходным кассовым ордерам (неиспользованные).

В отдельных случаях сальдо по этому счету может оказаться кредитовым. В этом случае сальдо есть остаток задолженности предприятия подотчетным лицам.

Операции по учету расчетов с подотчетными лицами отражаются следующими проводками:

 - дебет счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» кредит 50 «Касса»- выданы сотруднику наличные денежные средства (дорожные чеки) для оплаты командировочных расходов;

- дебет 20, 23, «Основное производство», «Вспомогательные производства» кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - списаны расходы подотчетного лица, необходимые для нужд основного (вспомогательного) производства;

- дебет 50 «Касса» кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами» оприходованы денежные средства, не израсходованные сотрудником и возвращенные в кассу организации;

- дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами» отражена сумма невозвращенного аванса, в случае если сотрудник не израсходовал аванс и не вернул по истечении установленного срока денежные средства в кассу организации, в учете делается запись;

- дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» кредит «Недостачи и потери от порчи ценностей» - удержана сумма неизрасходованного аванса из зарплаты сотрудника.

На ФНПЦ ОАО «НПО «Марс» все затраты на производство подразделяются на основные (технологические) расходы - непосредственно связаны с производством и оказанием услуг и накладные - связаны с обслуживанием отдельных подразделений (цехов, участков), предприятия в целом и управлением ими. К основным относятся затраты на оплату труда, стоимость материалов, оплата контрагентских работ и другие расходы, связанные с конкретным заказом. К накладным относят – заработную палату АУП, вспомогательным работникам, амортизацию на здания, оборудование, затраты на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, уплаты налогов и сборов, включаемых в себестоимость и др. Учет накладных расходов ведется по смете накладных расходов предприятия. Смета накладных расходов (приложение Р) представляет собой перечень статей затрат с плановой величиной этих затрат и колонку с отражением фактических затрат за месяц. Фактическая сумма накладных расходов собирается по всей смете и пропорционально относится на действующие заказы. Процент отнесения рассчитывается как отношение фактической суммы накладных расходов к основной заработной плате. Плановый процент накладных расходов на 2006 год составляет 210 % от основной заработной платы.

Наибольшую долю накладных расходов составляют амортизационные отчисления. Согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 Налогового кодекса РФ) используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 рублей.

Не подлежат амортизации: земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), а также материально-производственные запасы, товары, объекты незавершенного капитального строительства, ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок (в том числе форвардные, фьючерсные контракты, опционные контракты и др.).

При расконсервации объекта основных средств амортизация по нему начисляется в том же порядке, который действовавшем до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации.

Амортизируемое имущество распределено по десяти амортизационным группам в зависимости от срока его полезного использования в соответствии с классификатором основных средств, разработанным Правительством РФ. Срок полезного использования амортизируемых объектов определяется предприятием самостоятельно, в соответствии с положениями статьи 258 Налогового кодекса РФ.

Объекты амортизируемого имущества, введенные в эксплуатацию после 1 января 2002 года, принимаются к учету по первоначальной стоимости. А основные средства, приобретенные до указанной даты, включаются в соответствующую амортизационную группу по восстановительной стоимости. Если налогоплательщик принял решение о начислении амортизации линейным методом, и по остаточной стоимости, если в отношении такого имущества налогоплательщик принял решение о начислении амортизации по нелинейному методу.

Согласно статье 259 Налогового кодекса РФ предприятия начисляют амортизацию двумя методами: линейным и нелинейным. Линейный метод применяется к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в восьмую - десятую амортизационные группы независимо от срока ввода в эксплуатацию этих объектов. По остальным средствам предприятие самостоятельно выбирает конкретный метод начисления амортизации - линейный или нелинейный. При этом выбранный метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества (п. 3 ст. 259 Налогового кодекса РФ).

Сумма начисленной за месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества в зависимости от метода начисления амортизации будет определяться по формуле:

при линейном методе:

К = (1/n) ´ 100%,                                                   (6)

при нелинейном методе:

К = (2/n) ´ 100%,                                                   (7)

где К - норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества при линейном методе начисления, к остаточной стоимости - при нелинейном методе начисления амортизации;

n - срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.

В соответствии с пунктом 10 статьи 259 Налогового кодекса РФ предприятие может применять понижающие коэффициенты к нормам амортизации. Однако при реализации имущества, по которому применялись пониженные нормы амортизации, корректировка налоговой базы на сумму недоначисленной амортизации против установленных норм производиться не будет (п. 11 ст. 259 Налогового кодекса РФ).

В том случае, если был приобретен объект основных средств, который уже находился в употреблении, и если в отношении его было принято решение о применении линейного метода начисления амортизации, то предприятие вправе при расчете норм амортизации по этому имуществу уменьшить срок полезного использования данного имущества на число лет (месяцев) его эксплуатации у предыдущих собственников (п. 12 ст. 259 Налогового кодекса РФ).

В ФНПЦ ОАО «НПО «Марс» для всех объектов основных средств применяется линейный метод начисления амортизации.

Расходы по обязательным видам страхования включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных законодательством РФ и соответствующих требованиям международных конвенций. В случае если данные тарифы не утверждены, расходы по обязательному страхованию включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.

Расходы по добровольному страхованию включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.

Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией указаны в статье 264 Налогового кодекса РФ. В статье перечислены 49 видов прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), и, кроме того, установлено, что могут быть списаны в составе прочих расходов другие расходы, связанные с производством и реализацией.

Остановимся на некоторых видах прочих расходов более подробно.

В состав расходов включаются все налоги, начисляемые в соответствии с законодательством о налогах и сборах (единый социальный налог, налог на имущество и т.д.), за исключением налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, предъявленных налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также сумм налога на прибыль и платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, которые не учитываются в целях налогообложения.

Суммы нормируемых расходов принимаются только в пределах норм, установленных Правительством РФ.

Расходы на сертификацию продукции и услуг производятся в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 10.06.93 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг».

С введением в действие главы 25 Налогового кодекса РФ представительские расходы учитываются в целях налогообложения в размере, не превышающем 4% от расходов предприятия на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Для целей налогообложения, расходы на рекламу учитываются в пределах 1% выручки от реализации.

Расходы на подготовку и переподготовку кадров уменьшают налогооблагаемую прибыль на сумму фактических затрат. При этом в Налоговом кодексе РФ сохранены требования об обязательном наличии лицензии у образовательной организации.

Не признаются расходами на подготовку и переподготовку кадров расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения сотрудников, а также расходы, связанные с содержанием образовательных учреждений или оказанием им бесплатных услуг, с оплатой обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников при получении ими высшего и среднего специального образования. Указанные расходы для целей налогообложения не принимаются.

В статье 264 Налогового кодекса РФ включены следующие виды расходов, ранее не предусмотренных Положением о составе затрат:

- расходы по набору работников, включая оплату услуг специализированных агентств по подбору персонала;

- расходы на содержание собственной службы безопасности, по выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей (за исключением расходов на экипировку, приобретение оружия и на иные специальные средства защиты);

- расходы на оплату юридических, информационных, консультационных и других аналогичных услуг;

- расходы на исследование (изучение) конъюнктуры рынка, сбор и распространение информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг);

- расходы, связанные с оплатой услуг сторонним организациям по содержанию и реализации (в установленном законодательством Российской Федерации порядке) предметов залога (заклада), а также  за время нахождения указанных предметов у залогодержателя после передачи залогодателем и др.

Статья «Работы, выполняемые сторонними организациями (КАР)» включается в стоимость заказа, но не относится к расходам организации. Наличие этой статьи в структуре цены определяется техническим заданием заказчика. С контрагентом обязательно заключается договор на выполнение работы. Закрытие работы осуществляется Актом приемки работ, который подписывается представителями 2-х сторон, и утверждается генеральным директором ФНПЦ ОАО «НПО «Марс». В бухгалтерию ФНПЦ ОАО «НПО «Марс» предоставляется оригинал Акта приемки работ и счет–фактура. На основании этих документов бухгалтерия относит расходы на контрагентские работы на заказ. ФНПЦ ОАО «НПО «Марс» перечисляет оплату контрагенту за выполненную работу из средств, ранее перечисленных заказчиком. Стоимость работ, выполненных контрагентами выделяется в структуре цены и плановый процент прибыли на эту сумму не начисляется.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: